<p><span style="font-size: small;">История умалчивает, кто первый придумал продать игрушку на вокзале. Но пример стал весьма наглядным. Сегодня производство игрушек в Жлобине – целая индустрия</span></p>

Как сообщает «Салiдарнасць»:

Шить игрушки в Жлобине сам Бог велел. По крайней мере такое впечатление складывается уже после самого поверхностного знакомства с городом.

Всего одно градообразующее предприятие – Белорусский металлургический завод – горожан прокормить не в состоянии. Зато с советских времен работает фабрика ОАО «Белфа» – крупнейший производитель искусственного меха в СНГ.

История умалчивает, кто первый придумал продать игрушку на вокзале. Но пример стал весьма наглядным. Сегодня производство игрушек в Жлобине – целая индустрия. Одновременно это и кустарные мастерские, шьющие пару-тройку «лялек» на продажу у вокзала, и промышленное производством, отправляющее партии игрушек оптом в Россию.

Жлобин – единственный город Беларуси, где есть игрушечный рынок. Здесь продают искусственный мех, синтепон с поролоном, всевозможные аксессуары – глазки, рты и прочие детали.

Еще пять лет назад, проезжая этот город, можно было наблюдать столпотворение у всех проходящих поездов. Вдоль вагонов выстраивались десятки продавцов. В 2010-м местные власти запретили этот рынок перроне и даже устроили охоту на нелегальных торговцев. Правда, жалуются продавцы-нелегалы, альтернативы трудоустройства, по сути, не предложили.

2

Нынче у вагонов ни одного продавца игрушек

Сейчас на Жлобинском железнодорожном вокзале у пиццерии «несет вахту» несколько продавцов. Кто-то шьет игрушки сам, кто-то берет на реализацию.

– У нас тут в две смены работа, – шутит Елена Федоровна (имена собеседников по их просьбе изменены). – Мы стоим днем. Потом придет ночная смена.

По словам продавцов, с тех пор, как их «выжили» с перрона, прожить на продаже игрушек стало крайне затруднительно.

3

– Наши цены – от 10 до 250 тысяч за игрушку, – делится собеседница. – В основном берут мелочь за 10-15 тысяч рублей. Иногда тапочки или чуни (их мы тоже шьем). Так в день выходит от 30 до 50 тысяч заработка. Иногда больше, но чаще – вообще ничего.

Елена Федоровна ушла с БМЗ в 1986 году и стала шить игрушки на продажу:

– Сначала было трудно. Но потом привыкла. Покупаем мех, синтепон, выкраиваем и шьем.

4

По словам кустарных производителей, они следят за последними тенденциями в мире игрушек весьма пристально. На застеленной картоном привокзальной плитке можно найти и Спанч-Боба, и саблезубую белку из «Ледникового периода», и Машу с медведем.

5

– Когда появляется новый персонаж мультфильма, покупаем маленькую китайскую игрушку такого героя, разбираем на запчасти и снимаем кальки выкроек, – делятся нехитрыми секретами собеседницы. – Потом на ксероксе увеличиваем выкройки и шьем такие же. А чаще и даже лучше. Ведь те – китайские, неизвестно из чего сделанные. А эти – наши.

6

7

Рядом с продавцами бродят собаки.

– Мы их не приручали, но они сами лают, завидев человека в форме. Так мы успеваем собраться, – делятся женщины. – С налоговиками труднее – они в штатском. Но с Нового года сильно не «трясли».

8

На перрон продавцы не выходят. Демонстрируют игрушки издалека

– Цены у нас минимум в два раза ниже, чем на магазинные игрушки, ассортимент больше, и по поводу качества можно поспорить, – утверждает один продавец. – Нам запрещают торговать у вокзала. А на что жить, если некоторые и миллиона в месяц не зарабатывают?

Собеседники, поначалу враждебно смотревшие на фотоаппарат, все же делятся своими проблемами. Говорят, что их так называемый «бизнес» совсем не сахар, как кажется чиновникам и налоговой. Летом и осенью подрабатывают в колхозах, а зимой шьют игрушки. Зачастую работают семейным подрядом – жена кроит и шьет, муж набивает и продает.

9

Совсем рядом с вокзалом местная достопримечательность – «Рынок меха», на котором продают и покупают игрушки оптом. Рынок работает с трех ночи и до утра, отсюда жлобинские игрушки фурами уезжают в Россию и Украину.

Напротив – автовокзал. И здесь снова всех отбывающих и приезжающих встречает с десяток продавцов с белками, мишками, чебурашками и волками. Ситуация – такая же, как и у коллег на железнодорожном вокзале.

– Еще несколько лет – и нас «додавят» штрафами, – сетуют здесь.

Увеличение базовой величины, а соответственно, и сумм штрафов, здесь приняли с мрачной обреченностью.

10

Сергей Балай