«Еврорадио» заметило, что цены на белорусские горные велосипеды «Аист» выше, чем на аналогичную продукцию всемирно известных брендов.
Разгадка проста: они собираются из импортных деталей.
«Многоскоростные, на алюминиевых рамах, собираются из компонентов, привезенных в страну из Азии, из Европы. По сути, все многоскоростные велосипеды, горные, шоссейные, они во всем мире собираются на 99% из деталей, сделанных в Азии», — рассказывает инженер-конструктор «Мотовело» Сергей Хомиченко.
Покрышки Kenda, обода Weinmann, тормоза Promax TX-121, «вилка» Suntour SF9… Но почему тогда такие велосипеды по-прежнему называются «Аистами»?
«Что значит «Аист»? Это значит, что мы разработали велосипед, разработали раму, нашли производителя рамы, для нас ее сделали. И уже на основе рамы мы собираем этот велосипед. Она — сердце велосипеда. Это то, что отличает продукцию одного производителя велосипеда от другого. Одинаковых рам не бывает».
Фото с сайта motovelo.by
По мнению инженера-конструктора «Мотовело», на хорошие продажи велосипедов в Минске повлияло... строительство велосипедной дорожки.
«Многие стали ездить на велосипеде на работу и учебу. Если будут продолжать в том же направлении — сносить бордюры на перекрестках, размечать дорожки на тротуарах — то будет еще больше велосипедов. Это видно по опыту Вильнюса, Риги, других городов».
«Мотовело» до сих пор выпускает и обычные «Аисты», которые мы помним с детства. Они на 90% белорусские. Стоят около миллиона рублей. Импортные — только покрышки, ручки на руле и катафоты. За месяц «Мотовело» делает 17 тысяч таких велосипедов, две трети идет на экспорт.
Найти белорусский велосипед в минских магазинах отнюдь не просто. Если только в фирменном при заводе и государственных спорттоварах. Частные забиты продукцией мировых брендов: Trek, Giant, Spеcialized и др. В среднем эти модели стоят даже меньше, чем новые «Аисты» — около 3 миллионов рублей. Цена на «горник» от «Мотовело» — более 3,5 миллиона рублей.
«Сейчас только одна не самая бюджетная модель. Были, но их быстро разобрали — наверное, партия была небольшая выпущена. Теперь только МТ 12-118, стоит 3 миллиона 500 тысяч. Были другие, более дешевые модели», — рассказывают в фирменном магазине «Мотовело» в Минске.
А продавщица могилевского магазина «Мотовело» даже не поняла, о чем идет речь. Мол, люди у нас бедные, покупают самые простые велосипеды.
Владельцы небольших частных магазинов торговать белорусскими велосипедами не хотят. Как узнало «Еврорадио», они сами завозят в страну детали, из которых собирают велосипеды на месте. По сути, делают то же, что и «Мотовело». Только что продают велосипеды мировых брендов, а не «Аисты».