<p>«Дилетанты говорят, что реконструкция изменяет историю, и всякое вмешательство изменяет здания. Это не так. Наоборот, реконструкция помогает выявить новые элементы, изучить историю, дать другим людям увидеть этот объект и узнать историю»</p>

Как сообщает СТВ:

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 января 2011 года была утверждена Государственная программа «Замки Беларуси» на 2012–2018 годы. Ее цель — создание благоприятных условий для сохранения, восстановления и рационального использования объектов историко-культурного наследия, развитие внутреннего и въездного туризма. На реализацию госпрограммы выделено более 131 млрд рублей. В рамках проекта будет восстановлено 38 замков, дворцов и замчищ.

На семи памятниках архитектуры, которые наиболее сохранились, с учетом имеющихся документальных свидетельств об их архитектурных особенностях, уже проводятся реставрационно-восстановительные работы. К таким комплексам относятся Каменецкая вежа в городе Каменец, дворцовый комплекс в городском поселке Ружаны Пружанского района, Старый замок в Гродно, замок в Лиде, замковый комплекс в городском поселке Мир Кореличского района, замок в городском поселке Любча Новогрудского района, дворцово-парковый ансамбль в Несвиже.

Еще семь замков, которые сохранились частично, консервируют. А именно: замки в Новогрудке, деревнях Крево Сморгонского района, Гольшаны Ошмянского района, Тельман Брагинского района, в Быхове. В некоторых из этих объектов будет возможно размещение музейной экспозиции.

На 19 объектах программой предусмотрено просто благоустройство территории. Это те памятники, которые сохранились в толще земли, а на поверхности не осталось никаких остатков. Среди них фрагменты бывшего замка Вишневецких в деревне Жабер Дрогичинского района, городище в Заславле, Логойске, Мяделе и другие. Здесь работы будут выполняться с использованием археологических данных, чтобы эти территории не застраивались, а могли использоваться в познавательных целях.

И, наконец, на пяти памятниках археологии – городищах в Турове, деревне Милоград Речицкого района, замке в Глуске, замчищах в деревне Рыжковичи Шкловского района и городе Минске – планируется провести работы по музеефикации.

Оксана Смотренко, заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры РБ:
– Задача программы: проанализировать наше наследие – архитектурные, археологические объекты, определить, какие работы необходимо провести, определить сроки и объемы необходимых средств. Таким образом из 38 объектов выделено семь, которые можно отреставрировать и приспособить. Среди них Мирский замок, Несвижский замок. Есть объекты, которые подлегают только консервации, то есть частичному воссозданию и музеефикации в них. Это, например, Новогрудский замок. Там есть башня частично сохранившаяся, также – Кревский замок. 19 объектов – это объекты, которые практически уже не видны. Это только холмы. Программой предусматривается более значимое их выявление, обозначение границ. И еще пять археологических объектов, которые планируется изучить и представить в музейном комплексе. Минское замчище, проект которого находится в стадии разработки, Туровский замок – это те объекты, которые предполагается музеефицировать. При составлении программы анализировались источники финансирования. Предусматривалось и республиканское финансирование, и средства местного бюджета.

Дмитрий Бубновский, главный архитектор проектов и научный руководитель замкового комплекса «Мир»:
– С Мирского замка и началась эта программа. Реконструкция всей территории Мирского замка завершена на 80%. Сам замок отреставрирован, еще предстоит отреставрировать регулярный и пейзажный парк и дворец в восточной части парка. Программа, бесспорно, нужна. Но к ее редакции я отношусь несколько скептически. На мой взгляд, она не затрагивает весьма важный момент: пока мы не найдем объекту наследия место в новой жизни, это все будет бесполезно. Замок жил, потому он был нужен людям, и у него был свой хозяин.
При реставрации Мирского замка мы постарались показать и подчеркнуть исторические наслоения. Некоторые экспонаты мы выставляем в таком же виде, как их и получили.

Bubnovskij-130412

– При нарушении технологий реконструкции и эксплуатации объект может быть исключен из Списка всемирного наследия. Вплоть до того, если в замке сможет появиться гостиница, если там будут праздновать свадьбы, проводить конференции.

Дмитрий Бубновский, главный архитектор проектов и научный руководитель замкового комплекса «Мир»:
– Никто же не критикует, что такие встречи проходят в московском Кремле. А ведь это тоже объект всемирного наследия.
Программа уже гарантированно обеспечит завершение работ на тех объектах, которые были каким-то образом уже заявлены и там начата реконструкция, а не на новых. А самый главный плюс программы в том, что начатое дело не заглохнет и получит свое развитие.

– Насколько сохраняется историческая ценность здания, если старое разобрано и на его месте из новых, современных материалов строят абсолютно новое?

Оксана Смотренко, заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры РБ:
– Дилетанты говорят, что реконструкция изменяет историю, и всякое вмешательство изменяет здания. Это не так. Наоборот, это помогает выявить новые элементы, изучить историю, дать другим людям увидеть этот объект и узнать историю. Есть проблема, когда строительные работы на объектах реставрации выполняют обычные подрядные организации, не специализированные. Большая сложность в качестве работ. В прошлом году после проведенного контроля некоторые участки на объектах были переделаны. Когда мы выявляем некачественно выполненную кладку, заставляем перекладывать. Еще одна проблема – цвет кирпича. Например, замок в Новогрудке. В Министерстве культуры нам представили данные, что один индивидуально изготовленный кирпич будет стоить 36 тысяч.

Михаил Жих, главный инженер коммунального унитарного предприятия «Мінская спадчына»:
– Возвратить памятник в его первоначальный облик невозможно. Реконструкция – это и есть приспособление под современные нужды, новые конструктивные решения. Необходимо учитывать современные требования, нормы. В историческом центре Минска на Немиге есть объекты, которые идут на уплотнение за счет утраченных объемов. Например, улица Зыбинская (Торговая) за бернардинским монастырем. Там идет воссоздание террасной застройки, которая существовала в различные эпохи, начиная с XII-XIII веков. Это все не сохранено, но подтверждено археологическими изысканиями. И, естественно, эту «террасность» воссоздали уже с помощью современных материалов. В данном случае не соблюдается аутентичность материала и подход к градостроению, к воссозданию исторического облика, характерного для той эпохи.

Zhih-130412  

Улица Революционная, историческое название которой Койдановская, перекресток Интернациональной и Комсомольской – есть целые комплексы зданий, которые были перестроены после Великой Отечественной войны. Каждый кирпичик здания, которое простояло 100 лет, очищали и укладывали заново. Но тогда был дефицит любого строительного материала, а сроки поджимали.

Если поднять пласт замковой культуры и архитектуры в целом по республике – это поднимет престиж и имидж всего государства. Список объектов, которые включены в эту программу, должен расширяться. Я бы в нее включил еще порядка 15 объектов.