https://www.traditionrolex.com/8
<p>Купить целую деревню всего за 100 тысяч рублей. Неплохая перспектива... Особенно для тех, кто всерьез занимается агроэкотуризмом</p>

Как сообщает «Беларусь сегодня»:

Купить целую деревню всего за 100 тысяч рублей. Неплохая перспектива... Особенно для тех, кто всерьез занимается агроэкотуризмом.

Вполне возможно, она скоро станет реальностью. На прошлой неделе заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга сообщил: пустующие населенные пункты планируют продавать желающим за одну базовую величину. Условие одно: их надо обустроить под туристические комплексы. Опробовать процедуру предлагается на примере Витебщины и Минщины. Кстати, в Россонском районе уже есть неплохой опыт развития агротуризма. Представив себя в роли будущего покупателя, я отправился туда. А вдруг действительно приглянется какая–нибудь милая, но пустующая деревенька среди лесов и озер?

Из 128 населенных пунктов Россонщины 60 — это деревни, где проживает менее десяти человек. За последние 4 года с карты района исчезли Казимирово, Межегостье, Залесье, Замошаны... В них просто не осталось жителей. На месте Залесья я побывал. Свернул с лесной заасфальтированной дороги, проехал километр, как значилось на указателе. Вокруг — только поле, бурьян, столбы линий электропередачи без проводов да бетонный остов колодца. Вот и все, что напоминало о небольшой деревеньке. Рядом — лес. Потенциальные туристы могли бы грибы, ягоды собирать... Но Залесья уже нет. Если бы я искал место под агроэкотуристический комплекс, присматривался бы к тому населенному пункту, где сохранились жилые дома.

И такой отыскался неподалеку. Это — Ровное Поле. Всего дворов 15. Люди живут в шести–семи. На остальные, говорят, давно положила глаз Алла Хорень из Клястиц. Алла Николаевна — одна из тех, кто стоял у истоков развития агроэкотуризма на Россонщине. Она бы хотела выкупить и обустроить под туристические усадьбы несколько пустующих домиков в Ровном Поле. Однако на приобретение целой деревни (или ее части) денег не хватает:

— Благодаря кредиту Белагропромбанка мы с мужем увеличили количество комнат своей усадьбы. Теперь у гостей есть душ, горячая вода. У нас много туристов из Беларуси, России. Останавливаются и иностранцы. Помню, были англичане, французы, поляки, молдаване, бельгийцы, американцы, приезжавшие в заказник «Красный Бор». В прошлом году из Голландии была группа — 27 человек. Пришлось их расселить по всем усадьбам в Клястицах. Если бы у нас была агротуристическая деревня, проблем с приемом больших групп не возникало бы.

В создании туристической деревни готовы поучаствовать также соседи и коллеги Аллы Николаевны из Клястиц. От них до Ровного Поля — 10 километров. Есть ли желающие ехать в такую деревню? Россиян, говорят, немало. Причем многим не нужны шикарные условия. Главное — покой, чистый воздух, природа, естественный крестьянский быт, натуральная еда. Есть у Ровного Поля и другие плюсы. Разбросанные на территории заказника полсотни озер зимой привлекут рыбаков. В лесу, в четырех километрах от населенного пункта, находится музей партизанского быта под открытым небом. Это — база бригады имени Рокоссовского. Там, в землянках, можно устроить модную сейчас историческую реконструкцию. Прогуливаясь с такими мыслями по Ровному Полю, я поинтересовался у местных жителей, как они отреагируют, если их деревню кто–то купит?

Валентина Петрова, присматривающая за пожилыми родителями, ничего против не имеет:

— До прошлого года я держала двух коров. Но огород обработать, сена накосить — проблема! Пришлось отказаться. Если здесь крепкий хозяин появится, может, и нам, простым сельчанам, техникой или еще чем–то поможет. Только быстрее надо решать, а то пустующие дома ветшают, разваливаются.

Соседка Петровой, 80–летняя Феодосия Антоновна, помнит времена, когда в Ровном Поле было больше 40 дворов:

— Если англичанам или французам интересно, как я живу, пусть приезжают! В хату приглашу, на стол накрою.

Интерес к «зеленому» туризму проявляют также бизнесмены — наши и зарубежные. Например, у агроусадьбы «Бобровая хата», которая рассчитана на клиента с достатком выше среднего, открылись спутники–филиалы «Лисья нора», «Медвежья берлога». А представители турецкой компании, приезжавшие недавно на инвестфорум, не скрывали: рядом с «золотыми песками» (так на Россонщине называют пляжи у озера Волоба) могли бы возвести базу отдыха с боулингом и другими развлекательными объектами. Это, по мнению начальника отдела физической культуры, спорта и туризма Россонского райисполкома Тадеуша Пальчевского, позволило бы открыть новые рабочие места, улучшить транспортную инфраструктуру:

— Больших производств у нас нет, поэтому все надежды связаны с агроэкотуризмом. Если для людей, работающих в этой сфере, облегчат механизм приобретения усадеб или даже целых пустующих деревень, думаю, это будет хорошим стимулом для развития туристической отрасли.

kollaj2

Понятно, что максимальный интерес представляют населенные пункты, расположенные на берегах рек и озер. Там многие участки уже проданы или продаются с аукциона под дачи или строительство загородных домиков. Не столкнутся ли интересы? В Россонском райисполкоме уверены: нет. Главное, чтобы появился четкий юридический механизм, регулирующий продажу опустевших деревень. Тогда, опираясь на законодательную базу, местные власти смогут выбирать, кому выгоднее давать «зеленый свет» — дачникам или агроэкотуристам.

Комментарий

Светлана Астанина, главный специалист управления физической культуры, спорта и туризма Витебского облисполкома:

— В области около 200 неиспользуемых зданий, историко–культурных усадеб, а также пустующих деревень, которые потенциально могут стать туристическими объектами. Часть из них уже сейчас можно приобрести за одну базовую величину. Всю информацию по этой теме можно найти на сайте www.tourvitebsk.by.


 

https://www.traditionrolex.com/8