<p>У белорусских поисковиков большие планы и на родине. Недавно они выяснили местонахождение знаменитой боевой машины «КВ». Специалисты хотят не только вытащить из болота технику, но и отреставрировать, а затем бесплатно передать новому музею Великой Отечественной</p>

Как сообщает «Рэспублiка»:

Российский поисковый отряд обратился за помощью к белорусским коллегам: на дне Ладоги найдена баржа с советской техникой, нужна консультация по ее подъему. На просьбу тут же отозвался Игорь Матюк — водолаз, знаменитый белорусский специалист по подъемам техники. Его уникальная технология позволяет поднимать многотонные грузы подручными средствами.

Искатели отправились на Ладогу в феврале и жили в палатке на замерзшем озере почти два месяца. Летом стать на якорь и дождаться хорошей погоды тут непросто. До берега — 12 километров, к нужному месту добирались на специальном непотопляемом автомобиле, который сами же и собрали.

— Прямо под нашей базой на глубине 12 метров лежала уникальная железнодорожная баржа времен Великой Отечественной. Она под завязку загружена гражданской техникой и оборудованием: вагонами, цистернами, генераторами. Немцы долго охотились за ней и затопили осенью 1942 года, баржа так и не дошла до осажденного города, — рассказывает «Р» Игорь Матюк, руководитель поисковой группы Минской районной организации воинов-интернационалистов.

Ладожское озеро времен войны — последняя надежда Ленинграда. «Дорога жизни» была единственной для блокадного города транспортной магистралью на Большую землю. Сегодня дно Ладоги — кладезь для музеев. Не один десяток раз Игорь Матюк с коллегами нырял в ледяную воду, чтобы исследовать баржу. На дне мужчинам довелось увидеть нечто уникальное: судно оказалось огромным, 50 метров в длину и 9 — в ширину, и это потому, что оно предназначалось для перевозки железнодорожных вагонов. На самой барже есть даже 4 железнодорожных пути, на которых стоят вагоны, цистерны и даже тепловоз. Все это еще предстоит поднять.

На первом этапе российские и белорусские коллеги вытащили из воды на лед два многотонных трактора, один из которых СТЗ 15/30 выпуска с 1930 по 1937 годы. На похожем работала ударница Паша Ангелина. Еще — электростанции на пару и останки одного из матросов.

Исследователи поднимали находки каждый день. Однажды они достали со дна ящик, где были инструменты, газеты, чистые конверты, которые владелец так и не успел заполнить, мундштук… Каждая такая вещь — историческая ценность.

Кстати, многотонный груз можно вытащить и вдвоем. Игорь Матюк сконструировал из подручных средств подъемный кран.

— С одной стороны система блоков, с другой — укосина, которая выполняет функцию стрелы крана. Между ними — лебедка. Геометрия, 7-й класс. Но эти блоки надо правильно закрепить на льду, — объясняет Игорь Матюк.

Баржа для перевозки вагонов – не единственная находка поискового отряда. Этим летом специалисты поднимут еще одну затонувшую баржу, на которой перевозили людей. В народе ее прозвали ладожским «титаником» из-за большого количества жертв. Белорусы уже внимательно изучили историю судна по рассказу одного из выживших в катастрофе. В последний рейс баржа № 725 вышла в ночь на 17 сентября 1941 года. Начался шторм, и вскоре в обшивке борта обнаружили трещину. На сигналы SOS среагировали фашистские самолеты — сначала разведчики, а затем истребители-бомбардировщики... Точное число погибших в катастрофе баржи № 725 вряд ли когда-то станет известным из-за отсутствия полного учета пассажиров. Некоторым из них повезло: буксир «Орел» подобрал среди волн 216 человек, но на барже, по некоторым данным, было 1500 пассажиров...

У белорусских поисковиков большие планы и на родине. Недавно они выяснили местонахождение знаменитой боевой машины «КВ», на подобной ходил в бой танкист Колобанов. Хотели поднять ее, но этап согласований с различными ведомствами растянулся на всю зиму. К активистам Минской районной организации ветеранов-интернационалистов уже подключился ДОСААФ. И специалисты хотят не только вытащить из болота технику, но и отреставрировать, а затем бесплатно передать новому музею Великой Отечественной. Надеемся, что в ближайшее время вся документация будет собрана и уникальная находка предстанет перед общественностью.