https://www.traditionrolex.com/8
<p>…На подходе к Республиканскому центру технического творчества учащихся, у которого воспитанники авиакружков собрались показать себя, был слышен резкий звук моторов миниатюрных самолетиков и радостные крики мальчишек. Приблизившись, я понял, что аудиоряд – лишь слабое дополнение к визуальному: зрелищности у разминки было не отнять</p>

Вы когда-нибудь видели, чтобы десятки мальчишек лет десяти, стоя рядом с седовласыми мужчинами, без субординации и скованности общались с ними, не отрывая голубых глаз от неба такого же цвета? Нет? Значит, вы не были на открытом соревновании по авиамодельному спорту класса воздушного боя «Авиахобби-2012»! В нем принимало участие более 50 любителей этого зрелищного занятия, занимающихся в кружках разных районов столицы, а также в Минском регионе.

…На подходе к Республиканскому центру технического творчества учащихся, у которого воспитанники авиакружков собрались показать себя, был слышен резкий звук моторов миниатюрных самолетиков и радостные крики мальчишек. Приблизившись, я понял, что аудиоряд – лишь слабое дополнение к визуальному: зрелищности у разминки было не отнять. В центре площадки стояли два пареньки в пластмассовых касках и управляли жужжащими самолетиками, которые, словно летающие псы на поводках, выписывали в 20 метрах над их головами невидимую окружность. Издалека казалось, что модели попросту летают по кругу, но, подойдя еще ближе, понял: это учебный бой. Белая «птичка», жужжа, как бормашина стоматолога, вдруг оказалась позади красной.

Изображение-333

– Давай! Режь его, подминай-подминай! – кричало сразу несколько молодых глоток. Рядом с пацанами-подростками, прыгая от нетерпения и азарта, стояло несколько мужчин за сорок в точно таких же нарядах: дождевик и каска.

Наконец, белый самолетик, подлетев к красному, рубанул «врага» по длинной, в 2,5 метра, ленте, что развевалась за каждым из них. Ликование покрыло поле, а я, укоряя себя за недогадливость, подошел к группке болеющих, постоянно кричащих фразу: «Есть отруб!»

– Все очень просто: модели подражают настоящим самолетам, и, словно боевые машины времен винтовой авиации, пытаются зайти друг другу в хвост, – поясняет главный судья соревнований, заведующий авиамодельной лабораторией центра Василий Загребельный. – Только вместо пушек-пулеметов у них – винт, которым (наравне с кордой – тросом, что в руках у пилота) один боец должен обрубить ленту «врага», и в то же время не дать обрезать свою собственную! За каждый срез – отруб по-нашему – дается 100 баллов. Бой длится четыре минуты – именно настолько хватает топлива в миниатюрном баке, и каждый пытается порезать ленту за хвостом противника как можно чаще. Прервать полет нельзя: победив противника, модель кружится до окончания горючего.

Изображение-340

Изображение-490

Рядом с пилотами я вижу еще по одному мальчику, стойка которых говорит о способности броситься на поле в любой момент. Это – механики, в чью обязанность входит «реанимационные» действия по отношению к упавшему самолету: если заглох мотор или модель получила повреждение (а на скорости 150 км в час все возможно – тараны нередки), они кидаются к «птичкам» с маслом и скотчем, готовые отремонтировать – и вновь пустить самодельную забаву в бой. Всего, кстати, есть пять видов кордовых моделей и два – радиоуправляемых.

…Пока ребята подбирают свои самолеты – у одного подрубленная в бою лента попала в винт, и он заглох, у второго попросту усох бак с горючим – я направляюсь к кромке поля, где стоят готовящиеся к воздушным сражениям пилоты, механики с моделями. Последние стоят в рядок – внешне они очень походят на настоящие самолеты, только тоньше и меньше в размерах – с 10-летнего ребенка. Состоящие из дерева, пенопласта, с металлическими моторами, обтянутые лавсановой пленкой, модели окрашены в разные цвета. Делают их сериями, по 5–10 единиц в комплекте, опытные спортсмены – и больше. К сожалению, самолетики не очень живучи, оттуда и старание их «пап» приумножить «потомство».

Изображение-368

– Это для зрителя бой – забава, а по-настоящему он – лишь пик пирамиды по имени «долгая и кропотливая работа» в сфере технического творчества. Секунду! – прерывает разговор Загребельный, переключаясь на пацаненка с моделью в руках и жалостливой миной на лице. – Ты чего упал на ровном месте? Я тебе сказал: «Отходить!», главное – лететь, не качать моделью. Зашел на атаку, не получилось – ушел, кто летает, тот побеждает. Ты чего шел по горизонту? Ты же через конус мог его догнать, пока у противника моторчик не разошелся! Так и скомпенсировал бы недостаток скорости! Иди промывай мотор, прочищай все, смазывай-заправляй.

Рядом, наклонившись, тихо ругается еще один подросток – его модель не взлетела. Кто виноват? Недоученность, неопытность, мотор (объем – 2,5 куб. см) не получилось отрегулировать и запустить – вот самолетик и не взлетел, принеся хозяину техническое поражение.

Изображение-447

Изображение-450

– Увы, но абсолютное большинство моторов на моделях несовершенно, они старые, латаные-перелатанные, – сетует Василий Михайлович. – В бывшем СССР на детское техническое творчество тратилось достаточное количество средств, сейчас финансирование отсутствует. Если у мальчика родители могут купить достойный моторчик – прекрасно! А коли нет – то ему остается довольствоваться своим внутренним «моторчиком», как мы шутим – желанием заниматься авиамоделированием, да старым изношенным аппаратом – мотором еще брежневских времен. Педагоги дополнительного образования – руководители кружков вроде меня – сейчас имеют еще и личное недофинансирование в виде мизерной зарплаты. А ведь мы выращиваем будущих инструкторов, инженеров, технократическую интеллигенцию, без которой стране не жить. А тут еще и средняя школа, отреформированная за последние годы, лишилась уроков труда, черчения, элементарного счета – их подменили калькуляторы. Все это ведет к воспитанию преклонения детей перед техникой. А ведь тем, кто сейчас возится вон там с модельками, через 30 лет стоять у станков, сидеть в конструкторских бюро и так далее. Только те, кто занимался в сфере допобразования – в таких вот кружках, как у меня, получают навыки для получения успешного образования в вузах и выходят оттуда с базой знаний. Большинство же выпускников выходят «неиспеченным караваем», с сырым багажом, без нужной подготовки, пять лет занимая чужое место в лекционном зале…

Пятикратный чемпион РБ по авиамодельному и ракетному спорту, технолог Физико-технического института НАН и лаборант авиалаборатории центра молодежи, Леонид сам прошел через такие вот соревнования, только что ему вручили удостоверение судьи по спорту первой национальной категории. Молодой парень помогает запустить мотор Валерию Пацуку, руководителю клуба внешкольной работы Заводского района Минска «Золак», старейшему авиамоделисту страны – удивительно, но старый моторчик сближает фанатов своего дела разных возрастов настолько, что они работают, как равные, без субординации и прочих атрибутов общения.

Изображение-413

Изображение-377

– Только и занимаюсь, что сплошным ремонтом, – сетует Валерий Васильевич. – Ладно, хватит, сейчас запустим, и за боем последим. Он любую проблему затмит, от серой повседневности с их проблемами отвлечет. У нас на соревнованиях олимпийская система – до двух поражений, после чего происходит выбывание.

…То и дело слышится крик «На промер!», и очередной пацаненок летит стрелой к дорожке, опоясывающей поле, растягивает трос своего самолета, показывая, что он равен остальным. Потом идет заправка баков смесью эфира, керосина и масла. Горючее достается из переносного ящика механика наподобие сундучка, в котором также лежит запасная ветошь, винты, кусочки дерева и пенопласта для задраивания пробоин в корпусах самолетиков, тросы и инструменты – отвертки, ключи, ножи…

Изображение-503

Изображение-364

Изображение-463

Отвлекшись фотографированием, я нечаянно зашел на край поля, и рядом, в метре, раздался зудящий звук, тотчас сменившийся замечанием в мегафон: «Отойдите в безопасную зону!» Оказывается, модель, сильно снизившись, пролетела прямо у меня над головой – у самолета в несколько килограммов при скорости 150 км/час хватит сил убить человека, поэтому требования безопасности – не пустой педантизм. Однажды самолет воспитанника кружка, лишившись корда (его перерубил винт противника) по инерции улетел за сотни метров с поля – и играючи пробил крышу легкового авто: слава Богу, в машине никого не было!

Изображение-472

…Засунув руку за отворот пальто, с видом знатока за воздушными боями следит Андрей Водоносов, летчик первого класса, пилот-бомбардировщик запаса. Автор пригласил бывшего военного оценить «серьезность» боев ребят – и та произвела впечатление:

– Действительно, эволюции моделей в точности повторяют полеты настоящих боевых самолетов: будь моя воля, набирал бы в авиацию из таких вот кружков по авиамоделированию! Вон-вон, видишь, синяя модель сделала полупетлю с полубочкой – этаким доворотом вокруг своей оси? Есть такая фигура сложного пилотажа – представляет собой половину восходящей петли, которая завершается в верхней точке переворотом на 180 градусов для выхода в обычный горизонтальный полет. Называется «боевой разворот, или «петля (удар) Иммельмана» по имени Макса Иммельмана, немецкого истребителя Первой мировой войны. Он ее и изобрел в 1915-м. Это была первая крупная война с применением авиации (а в армиях стран–участниц мировой бойни воздушные флоты появились в 1910–1912 годах), и теории боев в заоблачной синеве тогда и в помине не существовало. Вот Иммельман с Освальдом Бельке, еще одним будущим асом, и взялись за разработку приемов.

Макс Иммельман заложил основы тактики воздушного боя, первым придав особое значение факторам высотности и скороподъемности истребителя, что необходимо для активного, наступательного ведения боя. «Я безоружен, пока я ниже» – этот афоризм летуна с крестами на крыльях стал аксиомой для пилотов всех времен. Кстати, атаковать со стороны слепящего солнца первым стал также Иммельман. «Лилльский орел» распугивал англичан до лета 1916-го, пока не пал жертвой несовершенства конструкции своего «фоккера»…

Бельке, продиктовав ученикам целые параграфы, как нужно воевать в воздухе, был первым, кто додумался группировать самолеты в бою, прослыв «отцом немецкой авиации». Он тоже сложил голову в том же роковом 1916 году…

Изображение-496

– А вот, глянь, парень срезал ленту «противника» на вертикальной горке (при подъеме вверх по вертикали) – точно так в марте 1942-го Герой Советского Союза Голубев сбил «мессершмит» восточнее Ленинграда: догнал по восходящей линии и ударил реактивными снарядами! А вот самолет, словно запнувшись в воздухе, пропустил вперед рвущегося за ним «врага» –  и чуть не произвел отруб! Это прием Александра Покрышкина, что был отточен им на Кубани весной 1943-го: только тогда Александр Иванович не сплоховал, вогнал фрица в землю, да еще и опыт свой среди летчиков всех южных фронтов распространил.

Однозначно, такие соревнования ВВС страны ох как нужны, и, следовательно, подобную подготовку будущих летчиков нужно лоббировать на самом высоком уровне – иначе Беларуси не видать господства в небе при малейшем военном конфликте, уверен Андрей Викторович.

Изображение-406

– Более того, нужно поработать над тем, чтобы о подобных авиачемпионатах детворы знали люди: а то поле вон какое большое, тысяча зрителей вокруг разместилась бы легко – а тут считанные зрители! Представьте, каково будет мальчикам, когда за их успехами будут следить болельщики!? Здесь и сувениры в виде моделей боевых самолетов по малой цене можно сбыть: а то они, обойденные вниманием, лежат на витринах Центрального вокзала и ГУМа, никто о них не вспоминает. Да и престиж авиации популяризация таких шоу поднимет: я, помню, пошел в авиашколу поле просмотра «В бой идут одни старики…» Пора передавать эстафету полезной пропаганды неба авиамоделированию!

https://www.traditionrolex.com/8