В агроусадьбах Гродненщины в прошлом году отдохнули более 26,5 тысячи туристов

03.05.2012 - Новости

В агроусадьбах Гродненщины в прошлом году отдохнули более 26,5 тысячи туристов

Свыше полусотни агроусадеб уже выразили желание принять участие в Дне открытых дверей, который намечен в Беларуси на 20 мая

Как сообщает "Рэспублiка":

Деревянный домик на берегу Немана. В удобных комнатах — старинная мебель, домотканые покрывала и коврики, доставшиеся в наследство еще от прабабушки хозяйки Валентины Маркевич. В столовой русская печь мирно соседствует с телевизором. А во дворе — летний домик с камином, беседка, качели, спортивная площадка, сарай с сеновалом, обустроенное место для палаточного городка. Рядом — автостоянка.

Так выглядит расположенная в деревне Селец Лидского района лучшая агроусадьба Гродненщины, победившая в областном конкурсе по итогам 2011 года, — «Домик в деревне».

Гостей здесь встречают хлебом-солью местные исполнительницы народных песен в белорусских нарядах. А после теплой встречи потчуют вкуснейшими блюдами национальной кухни, приглашают на рыбалку или охоту, удивляют файер-шоу, развлекают концертами, предлагают напрокат велосипеды, лодки, спортивный инвентарь.

Для тех же, кто хочет сочетать отдых с путешествиями, организуются экскурсии в Жировичский православный монастырь, на стеклозавод «Неман», в Лидский замок.

Конкурс среди агроусадеб управление по физической культуре, спорту и туризму Гродненского облисполкома проводит с 2009 года, и таких усадеб-победительниц в регионе пока только три. Однако предложить гостям Принеманского края комфортный и интересный отдых в деревне могут сегодня в каждом районе Гродненщины.

— Всего в области действует 245 агроусадеб, которые только в минувшем году приняли свыше 26,5 тысячи туристов, причем в среднем один клиент провел на отдыхе почти 22 дня, — рассказывает начальник управления Вячеслав Апанович.

Факторами, способствующими развитию агроэкотуризма, как показывает опыт, являются природный потенциал, близость к городам, менталитет населения. Проще говоря, наличие у людей в той или иной местности предпринимательской жилки. К примеру, в одном из сел в Лидском районе — Докудово — принимают гостей сразу четыре агроусадьбы. Да и в целом Лидчина занимает в агротуризме лидирующую позицию. В районе 28 «домиков в деревне», и это второй после Гродненского района показатель в регионе.

— Пример в свое время подали хозяева одной из лучших в области агроусадеб «Над Неманом», расположенной в Березовке, — продолжает заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Михаил Кажуро. — Они, пожалуй, были первопроходцами в стремлении разнообразить тихий сельский отдых для своих клиентов. Организовывали фольклорные посиделки, сплавы на плоту. Когда дело пошло и стало выгодным, к их опыту присмотрелись земляки, и усадьбы на Лидчине начали появляться одна за другой.

При этом в каждой хозяева ищут и находят свои «завлекалочки» — без этого сегодня на рынке агротуризма конкурировать уже сложно. К примеру, в «Тричевском маентке» предлагают гостям катание на лошадях, прогулку по мини-зоопарку, где живут павлины, страусы и пони, путешествия на Августовский канал. «Остров бобров» заманивает ближним прудом, где на самом деле водятся эти животные, велосипедными прогулками, экскурсиями в Новогрудок, Мирский замок. В «Золотой подкове» хозяева готовы обучить отдыхающих основам кузнечного дела и ручной вышивке. В «Черешле» потчуют медом со своей пасеки, в «Беловежье» греют спины на русской печи с лежанкой, «У Рыся» парят в бане-бочке, а в «Тихих прудах» с гордостью показывают желающим собственную свиноферму…

— С недавних же пор многие владельцы усадеб стали не только придумывать свои изюминки, чтобы привлечь туристов чем-то особенным, но и искать варианты взаимовыгодного сотрудничества, — продолжает Михаил Кажуро. — В сфере агроэкотуризма в мировой практике успешно применяются так называемые кластеры, то есть содружества усадеб, которые приносят пользу всем участникам и их клиентам. Успешный пример такого кластера, объединяющего три «домика в деревне» — «Над Неманом», «Докудово» и «Шчодры Неман», есть на той же Лидчине. Отдыхающим, которые поселяются в первой из усадеб, предлагают активный отдых на лыжах, байдарках, велосипедах во второй и экскурсию по мини-зоопарку, где живет настоящий медведь, в третьей. От такой дружбы все участники цепочки только в выигрыше. С пользой сотрудничают усадьба «Ля Свяцка» в Гродненском районе и туристическая фирма «Немново-тур», которая организует для желающих сплавы по Августовскому каналу. Таких примеров все больше. Владельцы туристических объектов и компаний уже оценили результативность взаимодействия.

А вот эффективность еще одной «фишки», если можно так сказать, — создания ярких, привлекательных брендов, осознали пока еще не все. А ведь «фирменное» мероприятие, будь то театрализованное представление, праздник, фестиваль, может заинтересовать гораздо большее количество туристов, нежели традиционный набор услуг, какие есть уже в большинстве усадеб. Яркое доказательство тому — «Свадьба Ягайло» в стенах Лидского замка, где она в свое время и состоялась. Посмотреть на нее приезжают тысячи путешественников, которые, конечно же, одним только замком не ограничиваются.

Между тем свои легенды были и есть практически в каждом районе. Их нужно только материализовать в небольшие исторические реконструкции и использовать в общих интересах. На помощь не имеющим специального образования владельцам агроусадеб в этом деле могли бы прийти работники культуры, опять-таки на взаимовыгодной основе. Ведь в каждом большом селе есть свой СДК и специалисты, которым по силам эта задача.

Еще один резерв, который следует использовать более эффективно, — сотрудничество с санаториями, считают в управлении физической культуры, спорта и туризма. «Озерный» — в Гродненском, «Энергетик» — в Волковысском, «Родон» — в Вороновском: во всех этих районах есть действующие субъекты агроэкотуризма. И их клиенты вполне могли бы совмещать отдых в деревне с оздоровительными процедурами, приобретя курсовку. Для того, чтобы помочь обеим заинтересованным сторонам найти выгодные варианты, специалисты управления готовят специальный семинар по этой актуальной теме.

— Эффективно работают и другие уже проверенные на опыте способы поддержки, — отмечает Вячеслав Апанович. — Например, льготные кредиты «Агропромбанка» только в прошлом году получили владельцы одиннадцати усадеб, их общая сумма составила 400 миллионов рублей. Эффективно действуют созданные в районах рабочие группы, в которые входят работники исполкомов и банка, рещающие вопросы о ходатайствах на выдачу кредитов. В райисполкомах многие вопросы снимают координационные советы по туризму, состоящие из представителей всех заинтересованных служб. На имидж этой сферы работает и областной конкурс агроусадеб. В нынешнем году, чтобы поддержать участников, мы вышли с предложением установить для всех их специальные дорожные указатели «Агроусадьба» — как поощрительный приз.

И еще к одному республиканскому проекту, пропагандирующему сельский отдых, активно подключились гродненцы.

— Свыше полусотни агроусадеб уже выразили желание принять участие в Дне открытых дверей, который намечен в Беларуси на 20 мая. В этот день любой желающий может посетить «домики в деревне». Для всех устроят экскурсии, расскажут об услугах, покажут все, что могут предложить отдыхающим. Это, с одной стороны, пропаганда отдыха в Беларуси, с другой же — возможность заявить о себе тем, кто работает в этой сфере, новая и, думается, перспективная форма поддержки экологического туризма.

Лилия НОВИЦКАЯ

Рубрики: Сельский Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах