<p>Бордюры — настоящий бич велосипедистов и роллеров. Даже в новых микрорайонах, где дорожная инфраструктура строилась по современным проектам, высота бордюров превышает все допустимые параметры</p>

Как сообщает «Вечерний Минск»:

— Ой, мы сегодня такие классные байки купили! — от восторга подруги у меня в руке дрожала трубка телефона, а брови невольно устремились вверх.

Факт покупки не удивил. За последний месяц у меня сложилось впечатление, что двухколесная машина с икроножным приводом есть чуть ли не у каждого второго минчанина. Но где подруга с мужем планируют хранить велосипеды в малометражке с небольшой кухней и крохотным коридором?

— Поставим в комнате за столом, мы все равно там не ходим, — парировала счастливая владелица.

Даже такая мелочь, как отсутствие жилплощади для двухколесного друга, не останавливает спортивных жителей столицы. Подсчитали, что у каждой третьей минской семьи уже есть велосипед. Отличная мода! Все бы слава богу, однако слишком много «но». До сих пор пешеходы не всегда уживаются со всадниками на двухколесных агрегатах. Нередко крепкие пожелания вслед велосипедистам кричат автолюбители. Бывает, парнишки козыряют на тротуарах ловкостью, отпуская руль, подпрыгивая, делая «волны». И все чаще велосипедисты фигурируют в сводках ГАИ. Как сообщили в пресс-службе ведомства, с начала года более 60 водителей байков привлекли к административной ответственности. Основные нарушения правил дорожного движения: езда по проезжей части, когда рядом пешеходная дорожка, пересечение дороги по пешеходному переходу на велосипеде, в то время как его нужно вести в руках.

— Что же делать, если у нас проезжая часть не предусмотрена для велосипедистов, а велодорожек на всех не хватает? — отвечают вопросом на мое недоумение знакомые.

Выходит, вкус к здоровой активности привит, байки оседлали, а барьеры остались?
— В городе довольно много пунктов проката велосипедов. Цены не кусаются: стоимость одного часа варьируется от 10 до 30 тысяч рублей. Неделя проката — от 170 тысяч. Если же вы планируете кататься регулярно, выгоднее купить байк. В столице хороший выбор немецких, китайских и белорусских велосипедов. Средняя цена – около 2,5 миллиона рублей.

Прыг-скок!

Уровень безбарьерной велосреды минчанка Ольга уже оценила:
— Приходится постоянно спешиваться, чтобы перетащить машину через высокие подъемы, ямы кое-где такие глубокие, что даже на горном велосипеде подпрыгиваешь, как мячик.
Такие зубодробительные поездки сказываются не только на нервах человека, но и на состоянии колес.

— Мне больше нравятся легкие городские велосипеды, — комментирует ее спутник Константин. — Но пришлось купить горный байк, он крепче, рассчитан на тяжелые дорожные условия. Весит, правда, больше. Когда поднимаю его на бордюры, еще и мышцы рук подкачиваю.

— Велосипедисты отмечают: вдоль велотрассы не хватает точек, где можно купить воды или подкрепиться. Обычно приходится брать еду с собой или отклоняться от курса, чтобы забежать в магазин. Еще одна головная боль — парковка. Некоторые гипермаркеты, вузы и частные конторы о них позаботились. Однако возле большинства из них велики по-прежнему приходится крепить ненадежными замками к перилам и столбам.
То, как иногда пытаются выровнять резкие спуски и подъемы, вызывает улыбку. Так, например, на пересечении проспекта Жукова и улицы Розы Люксембург, рядом с мостом, у бордюра просто насыпали горку гравия. В теории это, возможно, и облегчает передвижение на байке, но на практике человек все равно вынужден спешиваться.

— Бордюры — настоящий бич велосипедистов и роллеров. Даже в новых микрорайонах, где дорожная инфраструктура строилась по современным проектам, высота бордюров превышает все допустимые параметры, — комментирует положение председатель правления общественного объединения «Минское велосипедное общество» Евгений Хоружий.

В организации надеются, что Концепция обеспечения системы велосипедного движения в городе Минске на 2012–2015 годы, которую утвердил Минский городской Совет депутатов, в ближайшие годы поможет изменить условия для поклонников двухколесного транспорта. Согласно ей, через 5 лет в столице будут проложены велосипедные дорожки общей протяженностью 500 километров, в том числе 6 велосипедно-туристических маршрутов.

— Совместно с ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» и ГАИ в прошлом году организовали пилотный маршрут по проспекту Независимости, — рассказывает Евгений Хоружий. — Смысл в том, чтобы тротуары были приспособлены к проез­ду, разметкой отделены от пешеходной зоны, создана безбарьерная среда. На некоторых пешеходных переходах и переездах вдоль этого маршрута можно не спешиваться. Сейчас корректируем работу на отдельных участках.

Компетентное мнение

Главный специалист отдела организационно-массовой работы управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома Василий Касач:
— В городе велосипедное движение поддерживают. Владельцы двухколесного транспорта уже смогли оценить, как преобразилась главная городская велосипедная дорожка после зимы. Сейчас в комитете архитектуры Мингорисполкома серьезно работают над этим проектом. Сегодня дорожка пересекает три столичных района: Центральный, Партизанский и Ленинский. Проектировщики хотят закольцевать ее, чтобы она проходила через все районы города. Развивается сопутствующая инфраструктура. Растет число пунктов проката вдоль велотрассы — в этом сезоне 9 объектов. К слову, длину дорожки к 2015 году планируют увеличить более чем на 50 километров.
Пилотный проект программы развития велодвижения будут реализовывать и во Фрунзенском районе. Тротуары с бордюрами, рассчитанными на пешеходов и велосипедистов, уже формируют в Каменной Горке. В новом микрорайоне в Лошице построят сразу двойные тротуары.

Кручу-верчу — еду как хочу

115 лет назад в Минске были введены правила дорожного движения для велосипедистов
В конце XIX века велосипедисты ездили по городу так, как им вздумается. Для них не существовало преград: хочу — качу по булыжной мостовой, пугая лошадей, а хочу — мчусь по тротуару, разгоняя пешеходов. Двухколесный вид транспорта стал очень популярен. Но среди пешеходов у него была дурная репутация. В городской прессе все чаще появлялись заметки о бескультурной езде велосипедистов и увеличении числа происшествий с их участием. Поэтому 29 августа 1897 года минский губернатор подписал постановление «О езде на велосипедах по городу Минску». Оно обязало велосипедистов на дорогах держаться правой стороны, а на перекрестках двигаться «тихим ходом». Обгоняя экипажи или пешеходов, следовало сбросить скорость и заблаговременно дать звонок. Кстати, подавать его нужно было так, чтобы не испугать прохожих, то есть заблаговременно. В случае беспокойства лошадей надлежало сойти с велосипеда. Кроме того, велосипедист был обязан зарегистрировать своего железного коня и ежегодно платить специальный сбор. Каждый «циклист» должен был иметь при себе копию этого губернаторского постановления.

Ирина СТЕХ-САНКЕВИЧ, Дмитрий ИСАЙЧУК