https://www.traditionrolex.com/8
<p>Желающие заняться сельским туризмом могут взять 5-процент­ный кредит. Однако только на него обустроить усадьбу невозможно. Без стартового капитала не обойтись. Не лишне и морально подготовиться к тому, что золотых гор поначалу в этом деле не увидишь</p>

Как сообщает «Минский курьер»:

Накануне первого Дня открытых дверей в белорусских агроусадьбах, который состоится 20 мая, корреспонденты отправились в гости к минчанину Анатолию Ганцу, обустроившему одно из самых красивых и уютных поместий для туристов в стране.

В духе старины

Хутор успешного бизнесмена находится в девяти километрах от железнодорожной станции Радошковичи. Еще издалека видны два аккуратных коттеджа: в одном хозяева живут сами, в другом принимают туристов.

Гостевой домик стилизован под старинную просторную деревянную избу, но со всеми благами цивилизации. Задумка владельца — обустроить усадьбу, максимально похожую на те, в которых жили наши зажиточные предки, — воплощена достойно и со вкусом.

По подворью расставлены настоящие, лишь хозяину известно, где найденные, и скрупулезно восстановленные веретено, телеги и даже молотильня с сечкарней. Рядом как бы подмигивают и зазывают пуститься в пляс деревянные скульптуры гусляра, дударя, баяниста. Изюминка усадьбы — в творческих вечерах с обрядовыми песнями, танцами, батлейкой. Туристам здесь предлагают провести свадьбу или крещение в старобелорусских традициях, прокатиться на лошадях, совершить велосипедную прогулку по живописным окрестностям Воложинского района и посетить десятки различных познавательных экс­курсий. В планах у хозяина — создать музей пива, где посетители познакомятся со стародавними канонами пивоварения по рецептам, которые когда-то использовали жители Ракова.

Усадеб со столь насыщенной и разнообразной программой у нас в стране единицы. Поэтому неудивительно, что на отдых к Анатолию записываются на месяцы вперед. Приезжают в основном россияне. Заглядывают в усадьбу и туристы из США, Польши, Израиля, Голландии. В последнее время зачастили и минчане. Кроме того, хуторок с озерцом облюбовали многие почетные и знатные гости — послы, консулы, работники министерств и крупных столичных компаний.

Чудак из столицы

Сельским туризмом Анатолий занялся четыре года назад. До этого вместе с женой Ларисой пару лет ездили на всевозможные специализированные семинары и учились, как и с чего начинать. В итоге на месте маленького дачного домика появилась уютная усадьба и выросло семейное дело. Помогают сват, дочка, зять.

Сами Анатолий и Лариса — коренные горожане. Он в прошлом директор медицинской компании, а еще раньше — военный дирижер.

Поначалу чужаков из столицы местные жители восприняли настороженно.

— Они все считали меня неким чудаком, — смеется Анатолий. — Ходили слухи, что я сошел с ума, что бизнес не заладился, что квартиру продал, поэтому и при­ехал сюда. Хотя, конечно, молодежь должна жить в городе. Получать образование, создавать семьи, рожать детей. А уже после сорока можно и хуторок какой-нибудь облюбовать.

Корпорация для отдыха

За несколько лет Анатолий вместе с единомышленниками создали в Воложинском районе настоящую корпорацию развлечений для сельского туриста. Стали дружить и семьями, и агроусадьбами. Если в одном доме не найдется места для гостя, то хозяин обязательно подскажет другое местечко для отдыха. Конкуренции здесь нет — у всех своя выгода. На одном хуторе есть пасека — значит, из соседних подворий туда едут с экскурсией. С удовольствием приглашают гос­тей тамошние гиды и музеи. Сувенирами помогают здешние ремесленники, предприниматели круглогодично обеспечивают провиантом. Договорились даже с близлежащим санаторием, где туристы принимают оздоровительные процедуры.

2

Не остались в стороне и местные жители, которые устраивают конные прогулки для приезжих. Хотя поначалу на контакт сельчане шли тяжело. Зазорным считали возить городских. Но потом поняли, что это неплохой дополнительный заработок, да и лошади зимой не простаивают.

Сам Анатолий называет выстроенную корпорацию кластером туристических услуг. Он считает, что агроусадьбы могли бы разместить часть болельщиков, которые приедут на Чемпионат мира по хоккею в 2014 году.

— Думаю, что многие иностранцы захотели бы поселиться в коттедже деревни, расположенной в радиусе 50 километров от Минска. Другой вопрос, что гости абсолютно не знают, как к таким домам добираться. И тут уже вопрос в сотрудничестве с местными властями, которые могли бы, к примеру, разместить указатели к агроусадьбам в своих районах. Когда мы к ним обращаемся за помощью, слышим: «Это же ваш личный бизнес!» Верно! Но о нас они всегда вспоминают, когда отчитываются перед государством о развитии сельского туризма. Мы не требуем от них каких-либо больших вложений — лишь понимания и минимальной поддержки. Сколько, к примеру, говорили о том, чтобы в сельских Советах создать информационные уголки, посвященные агроусадьбам. Ведь многие горожане хотели бы заняться подобным бизнесом, но не знают, с чего начать. А тут придут и прочитают что да как. Это ведь нетяжело и не требует больших денег.

Ностальгия по парному молоку

— Агрогородки не спасут деревню от вымирания, — считает Анатолий. — Не заставишь ты сельского жителя остаться на месте, если он этого не хочет. Сельским туризмом в основном занимаются люди, переехавшие из города в деревню. У них есть деньги, чтобы начать свое дело.

Кроме того, благоустройство агроусадьбы развивает и близлежащие деревеньки. Так, у себя на хуторе Анатолий пробил скважину и провел водопровод. После чего жители соседнего села тоже подключили себе воду от появившегося источника. И там начали раскупать заброшенные жилища! Да и сами сельчане стали по-другому относиться к своим домам. Новые соседи свою хатку покрасили? Ага, надо и у себя крышу подлатать, палисадник обновить.

Да и грешно белорусам с их чудес­ной природой и богатой историей не развивать туризм. А раз морей и океанов нет, надо удивлять приезжих тем, что есть.

— Иностранца джакузи и кондиционером в номере не поразишь, — рассуждает Анатолий. — Сегодня уже нельзя просто сдать жилье внаем, предложить попить пивка и в баньке попариться — надо искать свою фишку, чтобы привлечь туриста. У нас вот творческие вечера. А недавно звонили россияне. Они хотели бы отдохнуть в настоящей деревенской хате: с туалетом на улице, колодезной водой, парным молоком и запахом навоза во дворе.

Без капитала ни туда и ни сюда

Желающие заняться сельским туризмом могут взять 5-процент­ный кредит. Однако только на него обустроить усадьбу невозможно. Без стартового капитала не обойтись. Не лишне и морально подготовиться к тому, что золотых гор поначалу в этом деле не увидишь.

— Особых дивидендов я пока не получаю, — говорит Анатолий. — Все заработанное вкладываю в развитие усадьбы. Возможно, прибыль ощутят мои дети.

На вопрос, зачем же ему все это надо, Анатолий отвечает с улыбкой:

— Нравится мне здесь! К нам часто приезжают и говорят, что хотят заняться агротуризмом. Некоторые едва ли не с порога интересуются: «А сколько вы зарабатываете?» Если так сразу ставится вопрос, то ничего не выйдет. Этим надо болеть!

Марина Костюкевич

https://www.traditionrolex.com/8