https://www.traditionrolex.com/8
<p>Все художники уехали во Францию из Беларуси в начале ХХ века</p>

Как сообщает МТРК «Мир»:

Этой осенью в Национальном художественном музее пройдет выставка, на которой белорусы смогут заново открыть творчество своих же земляков. 24 картины художников Парижской школы приобрел частный банк на аукционах во Франции, США и Великобритании и привез в Минск.

Более ста лет назад живописцы покинули Беларусь и отправились в Париж. Среди них – Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Любич, Мишель Кикоин. Специалисты, которые изучают Парижскую школу, называют коллекцию одной из самых крупных в мире. После доставки в Минск работы отправили на реставрацию.

Яков Баглей – представитель Парижской школы живописи, хорошо известный в Европе. Но родился он в белорусском Бресте. У каждого художника, чьи работы временно находятся в этой мастерской, – своя судьба. Почти сто лет назад они покинули Беларусь и отправились за признанием своего таланта в Париж. Их фамилии на слуху, но мало кто знал об их белорусских корнях. До сих пор на родине были только копии их работ. Исправить историческую ошибку вызвались меценаты – Белгазпромбанк. Искали полотна по всему миру. Их консультировали арт-дилеры Парижской школы.

«Мы в первый визит приобрели больше двадцати работ, это было потрясающе удивительно. Случай приходит к тому, кто ищет; мы искали и нашли. Дальше мы начали работать с аукционами», – рассказывает председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико.

На аукционных торгах «Кристи» бились за живопись Марка Шагала и Хаима Сутина. Сумму меценаты не разглашают, но, по неофициальным данным, «Влюбленные» Шагала обошлись в 650 тысяч долларов, «Большие луга в Шартре» Сутина – в 400 тысяч долларов.

«Я наблюдал картину в музее современного искусства в Париже, когда люди в огромном зале, где были выставлены работы и других художников, шли целенаправленно к трем работам Сутина, потому что он был непревзойденный колорист. Ни одна копия, ни одна репродукция в альбоме не может передать палитру красок, которые художник изображал на полотне. Не надо забывать, что первоначальное художественное образование эти художники получили в Беларуси – в школе Пэна либо Якова Кругера, а потом они учились в Вильно, и только затем уехали в Париж. Их ощущение мира формировалось здесь, на родине», – говорит председатель Национальной комиссии Беларуси по делам ЮНЕСКО Владимир Счасный.

Общее число выкупленных картин – почти 50. И только оригиналы. Если Сутина и Шагала знают многие, то открытием для белорусов станут имена хорошо известные во Франции: Михаил Кикоин, Осип Любич, Осип Цадкин, Сэм Царфин и Пинхус Кремень. Если у одних художников, таких как Любич, в работах чувствуется парижский флер, то у других читается тоска по родине.

«Нет зависимости от места рождения и твоей способности мечтать, творить и что-то делать. Представьте ситуацию, в которой находились эти художники в начале 20-х годов XX века. А они смогли преодолеть и черту оседлости, и запреты, и внести весомый вклад в развитие национальной культуры», – уверен председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико.

Они подарили миру экспрессионизм. Говорят, именно эти художники спасли европейское искусство начала XX века от рутинности и академизма. Для своего времени представители «Улей» (так называлось ателье художников) были настоящими экспериментаторами. Но у каждого из них была своя долгая дорога к славе. Кстати, все эти работы послужат основой для создания музея частных коллекций, который меценаты собираются открыть в Минске.

Все эти картины теперь точно останутся на родине. Работы художников Парижской школы получили статус историко-культурной ценности. Такое постановление принял Совет Министров. Так что вывезти картины можно будет только с разрешения правительства.

P.S. Термин «Парижская школа» вошел в историю искусства в 1920-х годах благодаря критику Андре Варно. Он употребил его, обозначая интернациональное сообщество художников, живших в Париже. В 20-х годах прошлого века они прибыли из разных стран Европы и Америки. Художники жили и творили на Монпарнасе. Сегодня произведения представителей «парижской школы» продаются на аукционах по рекордным ценам. К примеру, в конце прошлого года в Нью-Йорке на торгах «Сотбис» были выставлены три картины художника-авангардиста Марка Шагала. Конечная стоимость полотен намного превысила первоначальную цену. Дороже всего – «Интерьер йеменитской синагоги в Иерусалиме» 1931 года. Картину оценили в 400–600 тысяч долларов. Но с молотка она ушла за 872 тысячи долларов. Две другие работы Шагала: «Интерьер ашкеназской синагоги Ари» и «Интерьер синагоги в Вильнюсе. Клойз» – специалисты оценили в 300–500 тысяч. В итоге обе работы были проданы по 758 тысяч долларов. Покупатель, как это часто бывает, захотел сохранить инкогнито.

https://www.traditionrolex.com/8