https://www.traditionrolex.com/8
<p>Какие сувениры гости нашей страны могут увезти с собой?</p>

Из каждого путешествия многие, как правило, привозят не только обилие эмоций и забитые до отказа флешки цифровых фотоаппаратов, но и множество сувениров: от безделушек до габаритных предметов с символикой принимавшей стороны — на долгую память. Вот только бывает, что приятные впечатления от сувениров сменяются разочарованием: после пристального изучения этикеток оказывается, что, скажем, купленное панно с изображением сюжета из египетской мифологии или татарская тюбетейка — результат труда… китайских умельцев. Впрочем, как и многие другие предметы, привезенные из разных стран. Поэтому, например, в Венеции городские власти недавно объявили, что намерены законодательно бороться с преобладанием неместных презентов в хлебных для торговцев местах. А как обстоят дела с национальной символикой у нас? Кто и что предлагает иностранным туристам в Беларуси?

По данным Белстата, – пишет газета «Рэспублiка», – в прошлом году республику посетили 5,8 млн человек (это без учета российских граждан). Из них c туристической целью в страну приехали 64,6 тыс. человек, вместе же с жителями восточной соседки — более 148 тыс. В пятерку по наибольшей численности прибывших туристов вошли Турция (3,6 тыс. человек), Литва (почти 3,2 тыс.), Новая Зеландия (около 3,1 тыс.) и Польша (без малого 3 тыс.). Подсчитано, что каждый турист пробыл в стране в среднем 5 дней. Что же они могли увезти на память? Ведь даже если в Минске сувениры надо еще поискать, да и поиски вознаграждаются отнюдь не богатым выбором, то в небольших городах, пусть и овеянных былой славой, можно вообще ничего не найти. Рассчитывать на лавочки торговцев неподалеку от экскурсионных точек не приходится — «частички» будущих воспоминаний необходимо искать в крупных магазинах.

Следует успокоить: белорусские сувениры в магазинах, за редким исключением, местного производства. Хотя на некоторых товарах надпись Made in China нет-нет да и мелькнет. В отличие от наших ближайших соседей- россиян, выяснивших недавно, что 95% исконно русских матрешек, продающихся в мире, произведено именно в Поднебесной, за соблюдение авторских прав белорусам бояться пока не приходится. Видимо, не настолько уж велик наш рынок сувениров, чтобы китайские мастера сочли его достойным для запуска нашей национальной гордости в массовое производство.

Ассортимент в крупнейших универмагах столицы примерно одинаков — ставка делается на народные промыслы: соломоплетение, ткачество, гончарство. Так, в ГУМе возле прилавков с сувенирами даже в будние дни многолюдно. Белорусы покупают презенты друзьям и многочисленным родственникам, в том числе и из России. На ура расходятся изделия из льна. Например, рушники слуцкого и молодечненского производства в зависимости от размеров стоят Br 80—250 тыс. Небольшие рушники, на которых написано «Беларусь», «Минск», «Хлеб-соль», можно купить от 85 до 109 тыс. руб., скатерть — за Br 209 тыс. Стоимость столовых комплектов колеблется в пределах Br 119—313 тыс. За фартук или полотенце придется выложить чуть больше Br 300 тыс. Мужской льняной костюм в магазине «Кірмаш» потянет более чем на Br 518 тыс., сарафан — на Br 344 тыс., юбка — на Br 124 тыс. Кроме того, пользуются популярностью и куклы, одетые в костюмы с национальными узорами. Так, небольших, сантиметров 15 ростом, Ганн, Марыль да Степанид оценили в Br 30—40 тыс., тех, что повыше, — в Br 90—110 тыс. Не просто украсит рабочий стол, но и сохранит тепло, скажем, чайника кукла-грелка за Br 207 тыс.

Еще один конек национального сувенирного ассортимента — изделия из соломки. Это могут быть как миниатюрные лапти, колокольчики и обручи за Br 18—20 тыс., так и декоративные букеты и панно, картины с названиями городов за Br 36—172 тыс., а также всевозможные конфетницы и сухарницы стоимостью от Br 100 тыс. В том же «Кірмаше» предлагают не мелочиться и сразу приобрести почти полутораметровых соломенных «девушек» в народных одеяниях и соломенного парня Василя, играющего на балалайке. Это удовольствие стоит всего-то Br 1-1,1 млн. Коллекционеры музыкальных инструментов также могут купить в минских магазинах легкие гитару, цимбалы, балалайку, домбру и скрипку за Br 75—315 тыс. Примечательно, что многие хрупкие вещи, представленные торговле, произведены в Хойниках.

Отличился также и Мозырь: местная фабрика художественных изделий с юмором обыгрывает пасторальные мотивы крестьянской жизни белорусов в глиняных скульптурках. В витринах красуются одиноко стоящая хатка, деревенский дом с двором, окруженный частоколом, замершие обитатели белорусских лесов, мифологические домовики. Стоят они недешево — не одну сотню белорусских рублей. Но проблема в том, что белорусы в этом сегменте рынка сувенирной продукции далеко не одиноки, здесь конкуренцию им составляют российские индивидуальные предприниматели, делающие ставку на забавных персонажей.

Хорошо расходятся деревянные шкатулки разной формы и размеров (самая большая — «представительная», как указано на ценнике, стоит чуть более Br 505 тыс.) с соломенными «вкраплениями» и видами Минска — площадью Победы, Национальной библиотекой, Троицким предместьем и стелой «Минск — город-герой». Перечисленные пейзажи, кстати, самые ходовые и на керамических тарелках, и на магнитах. Среди предложений можно найти книгу-бар, на которой указано, что она родом из столицы Беларуси, за Br 450 тыс., а также деревянные кружки с «обратным адресом» за Br 65—90 тыс. Огромные карандаши из ствола березки с такими же надписями стоят от Br 20 тыс. Среди прочих изделий из дерева выделяются часы с циферблатом в форме карты республики на фоне национального герба за Br 150—380 тыс. Охраняемый зубром «счетчик» времени оценен в Br 377 тыс. Кстати, зубр — одна из основных фишек национальной символики. Заполучить его в качестве охотничьего трофея не по карману абсолютному большинству, а вот образ главного символа Беларуси в миниатюре купить не проблема. Минимум стоит он Br 70 тыс., максимум — в 10 раз дороже.

Кроме образов белорусских «дзяўчын» и «хлопцаў», воспетого Миколой Гусовским животного, кое-где можно встретить и аиста, гордо парящего над полями. Глиняный кувшин с такой картинкой в ТЦ «Столица» предлагают за Br 270 тыс. Стоит отметить, что лишь на некоторых изделиях указывается их принадлежность к нашей стране или к определенному городу (это может быть не только Минск, но и Гомель, Могилев, Брест). А вот если в ГУМе купить тарелку с видом набережной Немиги, то бывалые могут и не поверить, что вы отдыхали в республике: надпись «ТроЕцкое предместье» выполнена с ошибкой.

Ну и какое же путешествие без магнитиков на холодильник? Отечественные, простые и недорогие — минимум Br 5 тыс. Но они заметно уступают российским не только по цене, но и по внешнему виду. Кажется, что у российских и картинка ярче, и больше узнаваемых мест использовано при их создании, да и форма — в виде почтовой марки, конверта, указателя и даже миниатюрной книги, пусть и за Br 50 тыс., — притягивают взгляд.

«Больше всего туристов появляется летом, во время отпусков. Конечно, это преимущественно русскоговорящие люди, которые ценят экологичность приобретаемых сувениров, порой подходят к их покупке с практической, бытовой стороны. Дорогостоящие вещи, как правило, покупают сами белорусы — в подарок на юбилей или для приехавших почетных гостей», — говорят продавцы ГУМа.

https://www.traditionrolex.com/8