https://www.traditionrolex.com/8
<p>Парк знаменитого графского рода Тышкевичей в городе Логойске давно известен как настоящее чудо – чудо природы и ландшафтной архитектуры. Но в последнее время все чаще громко звучат нарекания в адрес тех, кто должен за этим чудом следить. Процесс ухода за историческим достоянием выполняется довольно формально. Бывшая каплица родового гнезда Тышкевичей вообще «повисла в воздухе»: то ли ничья, то ли принадлежит местному жителю, то ли все же на балансе отдела культуры райисполкома. Ветшает, с нее облезает побелка… Что же увидит турист или просто любопытный человек, заглянув в некогда роскошный парк?</p>

Парк знаменитого графского рода Тышкевичей в городе Логойске давно известен как настоящее чудо – чудо природы и ландшафтной архитектуры. Но в последнее время все чаще громко звучат нарекания в адрес тех, кто должен за этим чудом следить. Процесс ухода за историческим достоянием выполняется довольно формально. Бывшая каплица родового гнезда Тышкевичей вообще «повисла в воздухе»: то ли ничья, то ли принадлежит местному жителю, то ли все же на балансе отдела культуры райисполкома? Ветшает, с нее облезает побелка… Что же увидит турист или просто любопытный человек, заглянув в некогда роскошный парк?

У семи нянек…?

Островок зелени, в тени которого текла жизнь графского рода, закладывался параллельно с постройкой дворца, известного по пейзажам Наполеона Орды, в 1814–1819 годах, площадь его составляет 10 гектаров. Особенность парка в том, что он разбит на курганах замчища X-XI столетий.

Пройти мимо такого объекта было невозможно, и автор этого материала вскоре углубился в его дебри со стороны улицы Комсомольской. На слегка пологом склоне, сбегающем к реке Гайне, расположены каскады, по которым течет ручей. Картина завораживающая, если бы не… кучи хвороста, лежащего по обе стороны от этой журчащей ниточки воды. Рядом – порубленные на чурбаки стволы деревьев, уже лишенные ветвей: явно не ветер постарался, подумал я, на некоторых из них четко проступали обозначения мелом – белые кресты. Понятно, что сухостой, а также пораженные болезнями зеленые великаны должны быть срублены, но пильщикам неплохо было бы доводить работу до конца – убирать стволы и охапки ветвей подальше с тропинок, по которым гуляют посетители парка! На некоторых ветвях, кстати, листья успели сильно пожухнуть, что красноречиво говорит об одном: они срублены давно, а убрать их не поторопились. Картина каскадов со струящейся по ним водой, увы, не заслоняли царапающий глаз вид – многочисленные чурбаки и хворост громоздились, создавая ощущение захламленности прилегающей к водной артерии территории. Все бы ничего, но… вдоль ручья высились деревья, помеченные белыми крестами. Неужели как только лежащие ветви и стволы будут убраны, их место займут новые бесформенные кучи поваленной древесины? А о том, что первая очередь хвороста, будучи неубранной, дополнится свежеповаленными деревьями, после чего тропинки у ручья станут похожими на лесные завалы партизан, даже подумать страшно.

Изображение-299

Изображение-300

Завалы на дорожках у каскадов

От этих мыслей меня отвлек звук мотора – невдалеке работник в синей форменной тужурке с надписью «Белгосстрах» косил траву.

Анатолий Цинкевич пояснил: весь парк, словно торт, поделен на участки – и над ними шефствуют различные организации: ПМК, ПМС, тот же «Белгосстрах», многие другие, но основную территорию убирает «Логойский коммунхоз». Зона родной организации Цинкевича блестела чистотой – где же завсегдатаи интернета увидели мусор? Но пока мое внимание привлекло огромное высохшее дерево, извивающееся по земле, будто фантастический дракон – такое оно толстое и раскидистое.

Ива помнит даже Тышкевичей. А помнят ли о ней?

– Самое знаменитое дерево Логойска – гигантская ива! – поясняет Анатолий Цинкевич. – Сколько ей лет, никто не знает: я слышал и о 300, и о полутысяче годков… Но вот присмотра нет абсолютно: ни табличек, рассказывающих о возрасте, ни нормальных подходов к нему. Раньше на верхушке ствола была большая ветвь, похожая на голову, теперь она отвалилась, и ряд других отростков – тоже, ведь сделать подпорки никто не подумал. А ведь с деревом народ фотографируется чаще всего.

– Я приехала в город в 1959-м – и за полвека жизни слышала не менее 40 легенд, связанных с этой ивой, – рассказывает старожил Логойска Ольга Сокольницкая. – Самая известная – о том, что Константин Тышкевич, первый владелец парка и дворца, останки которого вы еще увидите, закопал у ее подножия символический ключ. Кто найдет его – тот со временем своими делами станет более знаменит, чем старая ива над Гайной! Сколько тут народу перебывало, все копали землю, заглядывали в дупла дерева, даже металлоискателями их обшаривали – так ничего и не нашли. И такой вот исполинский, пускай и мертвый, ствол без всякой заботы: ни ограды, ни памятной надписи нет…

111

Такой ива-символ была три года назад...

Изображение-381

...А такой стала сейчас

Углубившись в парк, я залез на вершину вала. Оттуда открывался прекрасный вид на реку. Но стоило мне опустить взгляд ниже, чудесное впечатление от пейзажа вмиг пропало: весь пологий склон, словно разноцветным ковром, сплошь усеян мусором. Кое-где из-за него даже не видно травы! Интересно, за кем числится этот, не спорю, трудный для ухода участок? Неужели он забыт – или просто никому из коммунальников не хочется лазить с мешками для сора по наклонной в 50–60 градусов? Не без труда спустившись вниз, автор пришел к незамысловатому заключению: большинство выброшенного тут мусора – бутылки и упаковка к закускам, которые хорошо идут под горячительное. Значит, людям, привыкшим не спеша предаваться возлияниям, в парке помехи нет… Спустившись с вала, я миновал фонтан, земляные дорожки вокруг которого разбухли от струй последнего – и превратились в филиал полесских болот, пошел вдоль еще одного участка цепи карнизов. Тут картина порубленных сучьев и многочисленных чурбаков была дополнена деревом, закрывшим полручья, – такое ощущение, будто здесь поселились бобры, и вскоре тут поспеет плотина.

Изображение-385

Изображение-312

Вандалы устраивают пирушки на развалинах дворца

«Снесли гараж. И ждем ответа «сверху»…

Дождавшись утра, я отправился к еще одному знаковому месту, связанному с фамилией Тышкевичей, – графской каплице. Оказывается, она чудесно сохранилась: беленький домик размером с киоск стоит закрытый на замок, примостившись к приусадебному участку по улице Комсомольской. Хозяева – чета Тихонович – привыкли к интересующимся историей гостям:

– Это целая эпопея! Мы переехали сюда в 1979 году, в каплице был, можно сказать, притон, – вспоминает Валентина Тихонович. – Райпо, которому принадлежало здание, не хотело дать нам право выкупить строение. Но спасибо райисполкому, разрешение все же было получено, мы отдали в 1989-м за него 400 рублей. Крышу, двери сделали сами, жаль, пришлось снести отдельную калитку ко входу, но с ней было очень неудобно…

Изображение-325

Константин Тихонович

Со временем у каплицы появилась кирпичная пристройка – гараж. Но в мае на пороге дома Тихоновичей появились представители районной власти с предписанием – снести в течение суток! Пожалели хозяева потраченных денег, но гараж ликвидировали. И, как обязали их отделы культуры и архитектуры райисполкома, каплицу больше пальцем не трогали – хоть и собственность, но все же историческая ценность! И стоит она теперь, много раз когда-то беленная силами Тихоновичей, сиротливо – побелка постепенно слазит. Константин Тихонович отмечает, что вокруг постоянно ходят экскурсии, любители истории поодиночке, спрашивают, графа ли Тышкевича каплица. Интерес к ней есть, но хозяевам стыдно: внешний вид со временем все хуже. А как кому объяснишь, что строение вроде твое, но воспользоваться им нельзя? Отдел культуры ждет распоряжения о каплице из Минкульта. Ждут его и Тихоновичи…

Давно свыклась семья и с мостом, проходящим точно по границе участка. Подземный ход от него ведет прямо к развалинам дворца Тышкевичей, нужно лишь пройти, наклонив голову, пять метров – и увидишь графские развалины. Кто что говорит об этом объекте: одни утверждают, что тут хранились вина, другие – будто здесь находилось хранилище припасов слуг именитого рода. Одно ясно – из отдела культуры сюда давно не приходили, все внимание властей приковано исключительно к каплице. А жаль…

Изображение-336

Валентина Тихонович

Комментарии чиновников

Ольга Антоневич, начальник отдела культуры Логойского райисполкома:

– Еще год назад в плане досмотренности за парком, городом вообще, ситуация была на порядок ниже. Так, в 2012-м в районе создан координационный совет, который занялся установкой охранных досок, разработкой проектов охранных зон и другими важными, дорогими в плане финансов, затратными по времени мероприятиями. К досмотру за порядком в парке очень серьезно относятся в Министерстве культуры Беларуси: оттуда регулярно приезжают комиссии, которые утверждают план уборки этого объекта по сезонам. А сами объекты парка в будущем ждет реставрация и консервация.

Сергей Кулинкович, заместитель начальника Логойского райисполкома по социальным вопросам:

– Парк Логойска – объект под грифом № 3 охраны историко-культурного наследия, а это значит, что большинство работ, которые мы хотим выполнить в парке, нужно согласовывать с Министерством культуры Беларуси. Приходится буквально воевать за каждый проект. Так, в центре парка есть стадион, где занимаются ребята местной КСДЮШОР, из областного бюджета уже выделено пять миллиардов на его реконструкцию.

Изображение-391

Будущий городок на замчище демонстрирует Сергей Кулинкович, заместитель начальника Логойского райисполкома по социальным вопросам

В прошлом году был поднят весь списочный состав районного МЧС, лесники, коммунальники, и они общими усилиями «открыли» вид на Гайну – убрали тину, вырубку, расчистили берег. Сегодня идет асфальтирование внешних дорожек парка, отремонтирован фонтан, запущены каскады. Можете обратить внимание на макет-вариант обустройства замчища: там раскинется городок, стилизованный под Средневековье, огороженный частоколом. В будущем его используют для представлений-анимаций, это направление работы ведется в сотрудничестве с фондом «Страна замков». Лесхозы установят в парке штук 10 живописных деревянных беседок, силами ряда организаций вместо открытой сцены появится небольшой летний амфитеатр, в самое сердце парка поведут дорожки из туркулей – деревянных чурок, врытых в землю. Улица Комсомольская станет пешеходной, в тени деревьев парка разместится игровой городок для детей. О пологом склоне замчища, довольно замусоренном, мы знаем: соберемся сообща – поработаем над ним. Склон очень опасный – так просто с ним не сладишь.

https://www.traditionrolex.com/8