«СБ» с огорчением констатирует: минские рестораны дороже берлинских, киевских, нью-йоркских и московских

07.06.2012 - Новости

«СБ» с огорчением констатирует: минские рестораны дороже берлинских, киевских, нью-йоркских и московских

Цены в минских кафе и ресторанах просто зашкаливают! – сетует портал «Беларусь сегодня». – Иной раз самый обычный салат стоит 100 тысяч рублей, вторые блюда — около 300 — 400 тысяч. Дороже, чем в странах, где у людей более высокий заработок. Причем речь не идет о деликатесах вроде морских гребешков. Рост цен на самые обычные ресторанные блюда несоразмерен со стоимостью продуктов питания, потребляемых коммунальных услуг, арендной платы. Недавно об этом с возмущением говорил председатель Мингорисполкома Николай Ладутько.

В самом деле, почему один и тот же «Оливье» в одном ресторане стоит 30 тысяч рублей, а в другом — почти 200?! Откуда такая разница? И насколько она обоснованна?

Долгожданная свобода

Раньше цены в кафе и ресторанах формировались в зависимости от наценочной категории заведения и регулировались государством. Чем выше категория, тем дороже блюда. Но существовал свой потолок. К примеру, в заведениях 2–й наценочной категории в Минске максимальная торговая надбавка была 70 процентов. Соответственно, чем выше эта накрутка, тем больше стоимость блюд. Впрочем, в ресторанах более высоких категорий («люкс», высшей и первой) верхней планке никогда не было предела.

А с февраля прошлого года, как объяснила начальник управления государственной торговой инспекции главного управления контроля потребительского рынка КГК Галина Жданович, владельцы баров–ресторанов стали вольны устанавливать любые наценки и соответственно выставлять цены, какие захотят. Теперь в общепите ценообразование регулируется только для учреждений образования.

По наблюдениям контролеров, в некоторых заведениях торговые наценки взлетели в заоблачные высоты.

— Проверка одного из заведений по улице Веры Хоружей, например, показала, что наценки на водку «Абсолют» — более 130 процентов, на виски «Баллантайнс» — выше 170, а на виски Jack Daniel’s Tennessee — превышает 300 процентов! — восклицает Галина Ивановна. — Ликер «Карловарска Бехеровка» добавил в цене 180 процентов, напиток кока–кола — почти 550 процентов, чай «Ахмад Эрл Грэй с бергамотом» — 909. На отечественные овощи, помимо утвержденной Мингорисполкомом фиксированной торговой надбавки, применена наценка более 600 процентов: свекла (300), картофель (255), морковь (605), лук (265), капуста (250).

Цифры хотя и впечатляют, но с юридической точки зрения при свободных ценах к подобному росту придраться невозможно. Сегодня никакого обоснования не требуется. Как говорят сами рестораторы, конечную стоимость они определяют исходя из конъюнктуры рынка. То есть изучают, что почем у ближайших конкурентов, и, отталкиваясь от этого, формируют свое предложение. Каждый, ясное дело, хочет получать максимальный доход. И порой цены иначе как космическими не назовешь. Это я про бутылку шампанского (пусть и французского) за 10 миллионов рублей, ассорти из ягод–фруктов (140 граммов) за 300 тысяч или, например, сырники с ягодным соусом за 100 тысяч с копейками. Хотя пардон. Для кого–то эти цены, вероятно, вовсе не космические. В конце концов, раз заведение существует и не пустует, значит, это кому–нибудь нужно... Есть и в наших селениях дамы и господа, которые могут себе позволить завтракать, обедать и ужинать в подобных богемных местах.

— Не стоит бояться наценок, даже если они исчисляются сотнями или тысячами процентов, — уверяют владельцы кафе. — Мы не враги самим себе и не будем ставить неподъемные для населения цены.

Мол, поначалу, может, и выставляется максимум, а потом анализируется, как реагирует потребитель. Если люди будут приходить, несмотря на цены выше среднего, значит, не прогадали. А если столики пустуют, значит, ценовую политику пора пересмотреть, иначе не за горами убытки.

Вроде бы логично. Правда, я что–то ни разу не замечала снижения цен хоть в каком–то заведении. Наоборот — они только растут. И ведь зачастую высокая цена блюд никак не соответствует ни качеству обслуживания, ни качеству их приготовления. Так было и раньше. Только теперь, когда все смешалось в кучу — цены, категории, наценки, — невольно опасаешься: а хватит ли денег пообедать в неприметном заведении средненькой 2–й наценочной категории, не обхамят ли тебя в приличном с виду заведении 1–й? Таблички–то остались, да и сами категории никто не отменял.

Дело вкуса — право выбора

Диссонанс между ценой и качеством сейчас, когда цены выросли, в прямом смысле лишает аппетита. За примером далеко ходить не стану. В радиусе 500 метров от работы давно полюбился ресторан средиземноморской кухни «Лимончелло». С классикой в интерьере: скульптурами  и репродукциями на стенах, множеством (пусть и искусственной) зелени, мягкими диванами.

Заглянув сюда недавно, признаться, разочаровалась. Обеденное меню вымерло как услуга. Обед по упрощенной программе обошелся примерно в 100 тысяч рублей. Очередное неприятное открытие: совсем зеленые парни и девушки не сильно торопятся обслуживать клиента, слабо ориентируются в меню да еще при посетителях устраивают перебранки друг с другом.

Экономят рестораторы не только на подготовке персонала. Идут и на разные «кухонные» ухищрения. Например, обвешивают, потчуют не всегда свежими блюдами, отступают от рецептуры, выдают одно блюдо за другое. Негурманам и неспециалистам многого, правда, не заметить.

— Во время проверки мы зафиксировали, что посетителям были проданы омлеты с семгой в круассане, тартар из лосося, филе семги на пару, хрустящие драники с красной икрой, — приводит пример Галина Жданович. — Для приготовления этих блюд по рецептурам предусмотрены сливки, сметана, сыр, масло, перепелиные яйца, красная икра, лимон, мясо говядины и свинины, черная икра тобико, соусы табаско и ворчестер и другие продукты. Но, если верить документам, таковых ингредиентов на кухне просто не было. Сливки, сметана и некоторые прочие продукты появились в кафе после, на следующий день. Дальше. В меню того же кафе–бара значилось 10 наименований блюд из телятины. Хотя, по признанию самих сотрудников, все они готовились из говядины. Телятина, как выяснилось, в 2011-2012 годах на кухню вообще не поступала. Зато среди мясных запасов у поваров имелось несколько килограммов замороженной крольчатины неизвестного происхождения. Откуда она взялась, было не определить из–за отсутствия на мясе стандартного клейма.

Кстати, как показал мой личный мини–опрос людей, причастных к сфере общепита (директоров, официантов, администраторов), сами они практически не питаются тем, что предлагают отведать нам, и не особенно раскошеливаются, посещая коллег и конкурентов.

Тот объективный факт, что средний чек посетителя общепита заметно «похудел» и люди реже полноценно обедают или ужинают в ресторане, чаще ограничиваясь одним блюдом, можно трактовать по–разному. Рестораторы объясняют это исключительно снизившейся платежеспособностью населения. И упорно не желают признавать несоответствие цены качеству. А зря.

Невозможное возможно

Платя немалые деньги, человек хочет комфорта, какой–то особой атмосферы. А с атмосферой у нас зачастую, как на Луне: ее просто нет. Многие заведения заурядные, безликие. Примечательных, запоминающихся, оригинальных мест, увы, не так уж много. Когда приезжают гости из–за границы и хочется их удивить, но при этом не разориться, понимаешь, что пойти практически некуда. А ведь не за горами большое спортивное событие, на которое съедутся тысячи болельщиков хоккея.

Я знаю, например, лишь одно заведение, где летом можно позагорать у бассейна, искупаться, вкусно поесть, погреться в сауне, заказать кальян. А вот где в Минске можно пообедать или поужинать с маленьким ребенком? На весь город ресторанов с детской комнатой, где под присмотром аниматора дети рисуют, играют, развлекаются, пока взрослые орудуют вилками и ножами, всего несколько. Причем одно из этих мест — ресторан «Фальконе» на улице Короля, который считается одним из самых дорогих. Позволить себе посещать его регулярно среднестатистическая мамочка, увы, не может.

Но есть ведь совсем другой пример — пиццерия по улице Калиновского. Там недорогие блюда, на столах всегда горят свечи, стоят живые цветы, играет музыка. Значит, невозможное возможно: адекватное соотношения цен и качества. Побольше бы таких мест, где тепло душе, приятно желудку и небольно кошельку. Все же мы не на Луне.

Вот о чем бы задуматься господам рестораторам, а не сетовать на непреодолимые сложности. Кстати, что любопытно: как в кризис, так до и после него прибыль в ресторанном бизнесе, судя по финансовой отчетности, почти всегда стремится к нулю. Почему так? Не потому ли, что истинные доходы в тени? Ответы на эти и другие вопросы будут искать городские власти, на что их ориентировал председатель Мингорисполкома:

«Пора проанализировать работу столичных кафе и ресторанов: сколько там посетителей, какова цена среднего чека, что люди заказывают, за счет чего можно повысить производительность труда. Исходя из полученных данных, сформировать план действий по увеличению в Минске числа доступных объектов общепита, создавая тем самым конкурентную среду. Ценовое регулирование в ресторанном бизнесе должно быть».

Сейчас в Минске функционирует более 2 тысяч объектов общественного питания. Опрос горожан показал, что устраивает ассортимент предлагаемых блюд в объектах общепита только 48 процентов респондентов, удовлетворены качеством — 43, ценами — 27, качеством обслуживания — 19 процентов. В прошлом году налоговая инспекция города проверила 110 объектов общепита по вопросам реализации и хранения товаров, соблюдения кассовой дисциплины, порядка приобретения и маркировки товаров контрольными знаками, ведения книг замечаний и предложений. Нарушения выявлены в каждом из них.

В нынешнем году в Минске из обследованных 1152 объектов общественного питания нарушения требований санитарно–эпидемиологического законодательства зафиксированы на 288. Продукты с истекшим сроком годности реализовывались на 20 объектах, без документов, удостоверяющих качество и безопасность, — на 18. На 41 предприятии не выдерживался температурный режим, а на 50 — санитарное состояние помещений было признано неудовлетворительным. На 27 объектах персонал несвоевременно проходил медосмотры и гигиеническое обучение.

В Гродно и вовсе зафиксирован случай массового отравления: 11 посетителей кафе «Полька» заболели сальмонеллезом. По информации санслужбы, источником инфекции явились носители сальмонелл, принимавшие участие в приготовлении пищи и обслуживании посетителей (трое поваров, официант, кухонная рабочая). Санслужба отмечает, что «распространению инфекции способствовали грубые нарушения санитарно–эпидемиологического законодательства» — сальмонеллы были выявлены в десяти пробах пищевых продуктов и готовых блюд.

Начальник управления государственной торговой инспекции главного управления контроля потребительского рынка КГК Галина Жданович:

— Как известно, цены на социально значимые товары в стране регулируются Министерством экономики (26 позиций), а также областными и Минским городским исполнительными комитетами. Это большой перечень продуктов, которые большинство граждан употребляют практически каждый день. Для торговли утвержден размер предельных максимальных надбавок (от 8 до 25 процентов) к отпускным ценам на все эти социально значимые товары. На некоторые товары цены регулируются еще при отпуске производителем на внутренний рынок.

Получается, что владельцы общепита покупают продукты для своих ресторанов по «социальным» ценам, а потом устанавливают максимальные наценки в сотни процентов. Мы направили в Совмин письмо с предложением выработать механизм ограничения стоимости социально значимых товаров, которые используются при приготовлении блюд в общепите. Но нас пока не услышали...

 P.S. С огорчением констатирую: минские рестораны дороже берлинских, киевских, нью–йоркских и даже московских...


Рубрики: Проблемы

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах