<p>Посол Стефан Эрикссон теперь будет работать в здании, где был Инбелкульт, а потом Академия наук</p>

Как сообщает «Еврорадио»:

Комнатки в Музыкальном переулке давно перестали вмещать посольство Швеции и ее частых гостей, поэтому диппредставительство внимательно подбирало новое здание.

Посол Стефан Эрикссон говорит, что когда остановились на доме по ул. Революционной, 15, вначале он не знал славной истории этого здания – что тут размещался Инбелкульт, а затем созданная на его базе Академия наук. Но когда узнал, то был очень впечатлен. Настолько, что к Национальному дню Швеции, который отмечался вчера, посольство выпустило специальную брошюру, посвященную знаменитой истории этого дома.

1

В 1920-х годах тут размещался Инбелкульт, который потом стал Академией наук


Стефан Эрикссон: «Конечно, это очень меня заинтересовало, потому что у нас довольно много совместных проектов именно в отрасли культуры. Я сначала действительно удивился: это настолько знаковое место для белорусской истории, белорусской культуры! И поэтому мы решили при помощи историка Захара Шибеко издать брошюру, чтобы рассказать нашим посетителям об истории этого здания. Кроме Инбелкульта, тут было еще много интересного. Это здание – некоторым образом отражение истории Беларуси».

2

Стефан Эрикссон во время торжественной речи по поводу Национального дня Швеции

3

Об отражении господин посол сказал очень метко. Потому что, после того как в этих стенах расцвела белорусская культура и наука, отсюда же лучших ее деятелей отправляли на расстрел и каторгу: в 1929–1941 годах тут заседали каратели из НКВД, которые активно разоблачали «антисоветчиков» и «польских шпионов». Приговоры большевистской «тройки» многих выдающихся белорусов отправили отсюда в Куропаты. Сталинские репрессии затронули 90% инбелкультовцев, среди остальных их не пережили Максим Горецкий, Тишка Гартный, Вацлав Ластовский, Аркадий Смолич, Язэп Лёсик

Стефан Эрикссон: «Тут в 1930-е годы был следственный изолятор, это тоже история…»

 

Председатель Белорусского добровольного товарищества охраны памятников Антон Астапович иронично упоминает, что репрессии против определенной группы общества происходили здесь и в конце 1980-х годов.

Антон Астапович: «Помню, был тут опорный пункт. И когда людей брали за распитие спиртных напитков в центре города, их сюда водили для составления протоколов. С милицией это связано. И с репрессиями это было связано – против нашего свободолюбивого народа, который любил распивать крепкие спиртные напитки в не отведенных для этого местах!»


4

Господин посол приветствовал гостей в национальном костюме

5

На праздновании Национального дня Швеции играла капелла Алеся Лося

Посол Швеции говорит, что стены этого здания – буквально намолены, потому что вся белорусская элита 1920-х годов перебывала тут. Кстати, скульптор Александр Шатерник еще в 2000 году сделал соответствующую мемориальную доску, которая до сих пор находится в его в мастерской: за 12 лет получить разрешение на ее установку не удалось.

Стефан Эрикссон: «В нашем здании бывали все классики белорусской литературы, в том числе Янка Купала и Якуб Колас. Конечно, я их больше всего знаю. Но есть и много других известных имен, которые связаны с этим зданием. Эта вывеска – она никогда не висела на здании. Не успели перед ремонтом. Но я надеюсь, что нам удастся договориться с городом, с Министерством культуры, чтобы все-таки почтили этот период белорусской истории, смогли повесить эту мемориальную доску на стену здания».

6

Мемоиальная доска, изготовленная скульптором Александром Шатерником в 2000 году

Уже в 1990-х годах здание получило вторую жизнь, не менее славную для белорусской культуры. Говорит председатель Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» Елена Маковская.

Елена Маковская: «Мы очень рады, что в этом здании сейчас находится посольство Швеции, которое очень способствует белорусской культуре, развитию белорусской культуры. С начала 1990-х по 2006 год тут работало Объединение белорусов мира «Бацькаўшчына», находился Скориновский центр, и вместе мы создавали такой «Белорусский дом» – центр по работе с белорусской диаспорой. Тут был музей белорусской диаспоры, библиотека. «Бацькаўшчына» тогда занимала весь первый этаж. И мы надеялись, что с течением времени третий этаж, где была сначала прокуратура, потом какая-то финансовая инспекция, тоже займет какая-то белоруская организация, чтобы этот дом целиком стал белорусским. Но потом начался капитальный ремонт – и так мы постепенно потеряли это здание…»

Интересуюсь у господина Эрикссона, что они будут делать, если кто-то захочет прийти на экскурсию в это знаменитое здание.

Стефан Эрикссон: «Я думаю, что отказывать не будем – если человек действительно интересуется историей этого здания. И брошюра будет – будем распространять среди людей, которым это действительно интересно».

7

Так выглядит новое здание посольства Швеции, оно же – прежний Инбелкульт

8

Посол признается, что ничего из старых интерьеров во время реставрации не сохранено. Самая аутентичная деталь внутри – разве что черно-белый кафель ХІХ века фирмы Villeroy & Boch на полу.

Стефан Эрикссон: «Конечно, тут были некоторые изменения в плане здания, но некоторые места и сохранились. Не мы проводили реставрационные работы, мы только принимали участие. И я надеюсь, что тут все-таки остается дух со времен Инбелкульта».

9

Холл посольства. Фото Алеся Ждановича

10

Сохраненный кафель ХІХ века. Фото Алеся Ждановича

11

Лестница на второй этаж. Фото Алеся Ждановича