https://www.traditionrolex.com/8
<p>Беседа с Валерией Клицуновой, председателем правления общественного объединения «Отдых в деревне», о народном бизнесе, «зеленом» сознании и возможности делать деньги на «чарке и шкварке»</p>

10 лет назад моей собеседнице удалось пробить в чиновничьих кругах идею развития агроэкотуризма. Ничего нового она, конечно, не придумала. В Европе давным-давно знали, что такое farm tourism, как его превратить в визитную карточку страны. В Беларуси, однако, задумка поначалу казалась невыполнимой, ведь летал тогда над пустынными хуторами и селами лишь президентский вертолет. Прошло несколько лет, ситуация изменилась, сообщает Onliner.by.

Сегодня мы беседуем с Валерией Клицуновой, председателем правления общественного объединения «Отдых в деревне», о народном бизнесе, «зеленом» сознании и возможности делать деньги на «чарке и шкварке».

Начинали с нуля, вышли на 2000

— Валерия Анатольевна, Вы часто говорите, что деревенский отдых — белорусская изюминка. Но по запросу «сельский туризм» поисковики выдают десяток стран, в которых можно недорого отдохнуть на природе. Есть среди них и Беларусь, но есть, к примеру, и Словения, в которой сутки в уютном доме обойдутся в 15 евро. Так в чем же наш колорит?

— Замечательно, что мы идем рядом со Словенией! Ведь 10 лет назад в стране не было ровным счетом ничего. Тогда говорили, что идея — бред, что денег нет, что мы не Польша и не ЕС, что белорусский народ какой-то неправильный, вялый и безынициативный. А что мы имеем сейчас? 2000 зарегистрированных усадеб, хорошее законодательство и повышающийся с каждым годом спрос. Законы, которые приняло государство для поддержки сельского туризма, беспрецедентны для СНГ. По сути, мы имеем заявительный принцип начала бизнеса. Не надо платить налоги, можно без лицензии оказывать большой спектр услуг. Это достижение, мы за него хорошенько повоевали. В итоге только в прошлом году в наших усадьбах отдохнули 145 тыс. человек.

0

В Латвии секс-туризм стал катастрофой

— Ваши оппоненты говорят, что ставка на сельский туризм, которую делает сейчас государство, — тупиковая. Слишком это мелко, точечно, локально. На таком туризме не пополнишь бюджет, надо искать какой-то другой путь…

— Разумеется, есть массовый отдых, а есть эксклюзивный — как наш. Но «зеленый» туризм — передовой отряд туризма в мире. Как только страна достигает определенного валового дохода на душу населения, сознание людей «зеленеет». Они хотят жить долго, они хотят быть здоровыми, дышать свежим воздухом, есть здоровую пищу. Они переходят в отряд экотуристов — их мы и можем заманить. Посмотрите, 16 млн немцев повернуты на экотуризме, чем это не масштаб?

Что касается массового туризма, то я глубоко убеждена: на данном этапе в Беларуси он невозможен. Было как-то шоу со Шнуром, у него спросили, что тут можно продать. Он ответил: продавайте социализм для тех, кому лень лететь в Северную Корею. Или развивайте проституцию с казино — беспроигрышный вариант. Но мы другого хотим! В Латвии секс-туризм — это катастрофа сейчас, чартеры из Англии и других стран один за другим идут. И что, государство должно поддерживать такой бизнес? Он прорвется и сам.

— Кстати, есть ли грань между сельским туризмом и секс-туризмом? Многие считают, что она стирается…

— В крупных городах много коттеджей, которые сдаются на сутки. Это было, есть и будет во всех странах. Мы же всегда хотели отмежеваться от этого вида деятельности. Пусть растут все цветы, но эти нам не нужны. Тут другие цели. Никто из наших хозяев не собирается превращать дома в бордели.

4

В Беларуси не на что смотреть, Мир и Несвиж в Европе не прозвучат

— Почему у нас невозможен массовый туризм?

— У людей, которые едут в массовые туры, есть определенные запросы и критерии. Они хотят останавливаться только в проверенных отелях вроде Holiday Inn, хотят обедать в ресторанах известных им брендов. Такие люди не любят сюрпризов. У нас же вся эта инфраструктура отсутствует. Да, соглашусь, социализм — хорошая тема. Памятник Ленину, музей войны… Тема Шагала, возможно, кого-то заинтересует. Но нужны «иконы», которые сюда потянут сотни тысяч иностранцев, а их нет. Мир, Несвиж, поверьте, в Европе не прозвучат. Нам смешно конкурировать с Италией. Скорее, туризм здесь возможен как транзитный или полутранзитный, на день-два, по дороге из Москвы в Киев или Прибалтику. Но и для этого нужно провести колоссальную работу: надписи на английском, рестораны, визы, дополнительные авиаперевозчики…

2

— А Вы верите, что в 2014 году случится чудо?

— К чемпионату мира по хоккею прилив туристов, конечно, будет. Но вообще-то этот турнир вызывает и серьезные опасения. Зачем строить в Минске 30 гостиниц? Что будет с ними дальше? Никто об этом всерьез не говорит. Китайцы сделали радикально: построили гостиницы к Олимпиаде, а потом снесли. В Лондоне гостиницы строят так, чтобы их можно было переделать потом в общежития для студентов. А у нас этот вопрос не продуман. К слову, предложили властям сэкономить на одном отеле и разместить часть гостей в усадьбах в радиусе 30—40 километров от Минска. Это, по-моему, удачная идея.

Хочешь заработать? Покупай домик в деревне

— Если я захочу завтра открыть усадьбу, что мне делать?

— Для начала Вы должны жить в сельской местности или в городе с населением до 20 000 человек. Если Вы такой житель, у Вас должен быть дом или участок земли, оформленный в БТИ. Если все это есть, отправляйтесь в сельсовет и пишите заявление о том, что собираетесь открыть усадьбу. Дальше перечисляете на счет сельсовета одну «минималку». Идете в налоговую инспекцию и просите поставить себя на учет как налогоплательщика. Не для того, чтобы платить налоги, а чтобы отчитываться раз в год о том, сколько заработали, сколько людей приняли. Дальше, если Вам нужны деньги, можете получить кредит в «Белагропромбанке» (до 2000 базовых величин) под 5%. Раньше заем давали без залога и поручителей, теперь условия ужесточили. Но получить его можно. Это все! Изучайте опыт коллег, начинайте работать.

— Прибыль посыплется с неба дождем из долларовых купюр…

— У белорусов тяжелые деньги. Мы работаем в непростом климате, здесь не так много мест, на которые можно посмотреть. Владельцы усадеб объединяются в кластеры, сотрудничают с музеями, охотхозяйствами, нацпарками, разрабатывают развлекательные программы, чтобы привлечь туриста, задержать его подольше.

Выгодный ли это бизнес? Я не скажу, что здесь можно заработать сумасшедшие деньги. Но надо понимать, что если Вы живете в деревне, если у Вас большой дом и Вы начинаете развивать сельский туризм, то риски практически отсутствуют. Вопрос об окупаемости не стоит, ведь Вы вкладываете в развитие собственной недвижимости, работаете на себя. Рентабельность может быть 100 и даже выше процентов. Если ведете хозяйство, то появляются дополнительные источники сбыта для мяса, молока, — Вы зарабатывайте на этом.

Другое дело — если надо начинать все с нуля, покупать участок, строить дом. Тогда появляется вопрос об окупаемости вложений. Но не об их оправданности. Поверьте, вряд ли найдется человек, который пожалеет о том, что вложил деньги в недвижимость в привлекательном месте.

В Гродненской области студентке МО отец купил вымирающую деревню

— Есть ли в Беларуси владельцы усадеб, которые, условно говоря, сменили старенькие «Жигули» на «Феррари»?

— Таких не знаю, но с «Жигулей» на «Мицубиси» многие пересели. Стоит понимать, что для 80% граждан агроусадьбы — дополнительный доход, иногда хобби, и только 20% сделали этот заработок основным. А еще я убедилась, что неправильно называть белорусов ленивыми людьми. Это далеко не так, наш народ умеет зарабатывать, знает, как это делать.

— Люди каких профессий уходят в сельский туризм?

— Очень много учителей, есть строители, агрономы и экономисты, которые когда-то работали в колхозах.

— А чиновники?

— Чиновники готовятся. Купили дома, обустроили усадьбы, ждут пенсии… Знаем таких.

3

— Были ли попытки укрупнения бизнеса? Скажем, кто-то собирался создать сеть усадеб, а то и вовсе захватить рынок?

— Был товарищ, хозяин деревообработки, который планировал организовать подобную сеть. Но он попал в тюрьму. Есть еще два-три таких человека с такими планами. Одной моей студентке с «международных отношений» отец купил вымирающую деревню в Гродненской области. Там 8 домов. Сейчас заканчивают обустройство этого комплекса.

3000 усадеб — оптимальный предел. Но государство хочет больше

— Выросли ли за 10 лет цены, которые выставляют владельцы усадеб?

— Цены у нас сразу были немаленькие. Потому что, наверное, конкуренция пока недостаточна. Сейчас активизировались россияне, они будут держать ценник. Но когда заработают все 2000 усадеб, рынок должен успокоиться.

— Белорусы в усадьбах отдыхают? Или нашим людям неинтересно ездить на санях и крутить кобылам хвосты?

— 86% отдохнувших — наши соотечественники, 9% — россияне, остальные — граждане 56 других стран. Насчет развлечений Вы не правы. Велосипеды, байдарки, экстрим-туры по болотам — все это привлекает и белорусов.

— А есть ли в этой сфере туризма плановые показатели? Сколько усадеб поручили чиновники открыть в стране?

— Таковой план недавно родился: 7000 объектов…

— Не к 2014 году хотя бы это надо сделать?

— Не знаю. Если взять среднюю плотность усадеб в Европе, то с учетом белорусских реалий 3000 работающих объектов сельского туризма будет достаточно. Тогда можно будет говорить о целой индустрии. Которая, кстати, станет и отличным катализатором для развития сельской местности. Туризм объединяет 25 отраслей экономики, вокруг усадьбы может и должен концентрироваться бизнес, развиваться сфера обслуживания. Но здесь, опять-таки, нужна помощь государства. Пока не будет решена проблема с визами, перелетами, сопутствующей инфраструктурой, о кардинальном прорыве говорить не сможем.

Портрет

Валерия Клицунова, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры международного туризма БГУ. Лауреат конкурса «Человек дела — 2009» в номинации «За самую оригинальную бизнес-идею, которую воплотил отечественный предприниматель». Окончила геофак БГУ, имеет диплом Королевского института маркетинга (Великобритания). Работала директором экскурсионных программ в музее «Дудутки». С 2002 года — председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне».

Цена вопроса

Усадьба в Налибокской пуще. Аренда одного дома (10 спальных мест) обойдется в 250 долларов, баня на три часа стоит 150 у.е.

5

6

7

8

9

10

Усадьба в Минском районе. До 15 гостей: 10-12 у.е. с человека в сутки, свыше 15 отдыхающих - 10 у.е. на брата.

11

12

13

14

Узденский район: цены стартуют от 30 у.е. (с человека при аренде до 15 человек).

15

16

17

18

Мозырский район: ценник стартует от 35 долларов на человека в сутки.

19

20

21

Глубокский район: за сутки возьмут до 20 у.е.

22

23

24

25

https://www.traditionrolex.com/8