https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Беларуси хранятся только два экспоната, напрямую связанные с древним родом. Это портрет Льва Сапеги в Минске и недавно прибывший Статут Великого княжества Литовского в Могилеве. Ружанскому дворцу пришлось добывать раритеты буквально с нуля. И все – исключительно на личных контактах</p>

Чем отличается большой город от маленького? В маленьком всегда поют птицы, а в большом их можно услышать только по случаю и только ранним-ранним утром. Городской поселок Ружаны гостеприимно встречает тишиной улиц, запахом скошенной травы и тем самым птичьим песнопением, которое сопровождает тебя в течение всего дня.

Сами Ружаны – место уникальное. Утратив статус центра административной единицы, оно не растеряло своего шарма. В районе главного сквера расположены католический и православный храмы, а буквально в двух шагах от них – руины древней синагоги. Но главной жемчужиной места по праву считается величавый дворец Сапегов, на десятилетия погребенный в развалинах и только недавно получивший новую жизнь. С 2010 года, с того самого момента, как в отреставрированных флигелях закипела музейная жизнь, «хозяином» дворцового комплекса Сапегов является молодой историк Руслан Книга. Сегодня он станет героем рубрики "Вечернего Бреста".

Руслану на роду было написано изучать архивы: фамилия обязывает. И хотя директор честно признается, что родился в самой обыкновенной крестьянской семье, при детальнейших расспросах оказалось, что все гораздо сложнее. Родился в деревне Великое Село Пружанского района, после жил в районном центре. Происхождение фамилии усматривает в том, что его предки любили читать: у прадеда, по воспоминаниям, была одна из крупнейших домашних библиотек в окрестностях, за что его очень уважали. Все – крестьяне, священники, даже шляхта – приезжали к нему за книгами.

Ружанский регион значительно отличается по ментальности даже от Пружан, которые находятся в каких-то 40 километрах на юг. Старожилы здесь называют себя гордо литвинами. Пружанцам же, живущим на северной границе Полесья, досталось пренебрежительное прозвище «палихманы». Исторически сложилось так, что ружанский регион всегда был впереди: город стоял на пересечении дорог, его очень любили знатные особы. Поэтому местное население жило богаче. И хотя сейчас разность менталитетов смазалась, в первые годы работы в этом крае Руслан ее очень чувствовал. Особенно работая в деревне, где учителю всегда надо выглядеть достойно, а это не всегда удавалось только из-за того, что ты человек пришлый.

Но Руслану Книге есть чем парировать: свою родословную директор музея отследил со второй половины ХІХ века. Редкий белорус может похвастать такими познаниями собственного рода. Некоторые линии историк изучил довольно детально. Семейные истории начинались с расспросов бабушек, а после подтверждались документами. В его роду значились послы и консулы разных стран. Руслан доподлинно установил, что его дальним предком является также основоположник русского театра Федор Волков.

После окончания школы будущий директор музея учился на истфаке Брестского университета. Тесное знакомство с ружанским регионом состоялось на последних курсах учебы: молодой историк работал учителем в Манчиковской школе, буквально в пяти километрах от Ружан. Тогда о восстановлении дворца можно было только мечтать. Однако уже в 2008 году о такой перспективе заговорили в полный голос. Руслан Книга тогда работал в отделе культуры Пружанского райисполкома, курировал вопросы историко-культурного наследия. Так впервые и «зацепил» тему музея, которым нынче руководит. Поэтому нет ничего удивительного, что, когда встал вопрос, кого же назначить на эту ответственную должность, кандидатура молодого специалиста рассматривалась в числе приоритетных.

– Переезжать было сложно, – вспоминает Руслан. – С одной стороны, трудно покидать город, в котором прожил всю жизнь, в котором создана вся инфраструктура для жизни. Здесь же меня ждала непростая работа по завершению реставрации восточного флигеля и наполнению музейных фондов. Первый год я к восьми приходил на работу, а уходил в 9-10 вечера. Сейчас немного легче, но без форс-мажоров не бывает. В любой работе не может быть такого понятия, как «не успел». Не успел – ищи другое место. Я прекрасно понимал, что приду на более низкую зарплату. Но эта работа мне интересна, я сам могу принимать решения.

16917_2

После непростого периода реставрации первому директору комплекса Сапегов предстоял не менее сложный этап – наполнение музея. В Беларуси хранятся только два экспоната, напрямую связанные с древним родом. Это портрет Льва Сапеги в Минске и недавно прибывший Статут Великого княжества Литовского в Могилеве. Ружанскому дворцу пришлось добывать раритеты буквально с нуля. И все – исключительно на личных контактах.

– Я работал со всеми, кто мог дать хоть что-то новому музею. Что-то менял, что-то приобретал, нередко за свой счет. Местные краеведы подарили нам уникальный кафель. Самый уникальный экспонат – печать рода Сапегов – на временное хранение отдал местный любитель истории Николай Папека. Продать не согласился. Сказал, что пока буду директором, его вещи будут лежать здесь. На самом деле в Ружанах можно найти много различных предметов из бывшего дворца. Так, костел передал нам пять подсвечников и элемент убранства внутренних залов в виде лаврового венка. Я очень надеюсь, что со временем мы сможем значительно расширить фонды. Не сомневаюсь, что в наших краях сохранились книги, которые печатались в типографии Мамоничей. А это XVI-XVII века.

В ближайшее время первого директора музея «Ружанский дворцовый комплекс Сапегов» ждут большие перемены и в личной жизни, и в работе. В июле у него состоится свадьба. А в самые ближайшие годы начнется восстановление восточного театрального корпуса. На вопрос, нет ли желания уехать, Руслан Книга отвечает не сразу:

– Знаете, по натуре я не карьерист. Мне здесь комфортно, и, пока я нужен, я буду работать.

Хочется верить, что нужен будет еще долго.

Катерина Богданова

https://www.traditionrolex.com/8