https://www.traditionrolex.com/8
<p>Это чуть меньше половины всей коллекции «шагаловских» открыток витебского краеведа, журналиста, первого директора Музея Марка Шагала Аркадия Подлипского. Часть собрания коллекционера выставлена на первом этаже здания городской ратуши и будет открыта для посещения в течение месяца. <strong> <br /></strong></p>

Это чуть меньше половины всей коллекции «шагаловских» открыток витебского краеведа, журналиста, первого директора Музея Марка Шагала Аркадия Подлипского. Часть собрания коллекционера выставлена на первом этаже здания городской ратуши и будет открыта для посещения в течение месяца.  

Для Аркадия Подлипского выставка «Творчество Марка Шагала на почтовых открытках» особая. «Она посвящается выставке, которая не состоялась 25 лет тому назад, – на церемонии открытия рассказывает коллекционер. – Мы собирались отметить столетний юбилей Шагала в библиотеке Ленина с его сестрой, которая тогда еще была жива, и племянницей. Они готовились приехать, даже взяли билеты заранее. Должен был состояться вечер, который сопровождался бы выставкой репродукций работ Шагала. Дело в том, что в то время о Шагале говорили и писали много негативного, а работы его мало кто видел. В областной библиотеке хранился альбом Шагала иностранного производства, склеенный, плохо сброшюрованный. Его столько листали, что он весь распался на странички. Мы решили взять страницы с репродукциями и сделать выставку, чтобы люди увидели, что ничего антисоветского, антигуманного в работах Шагала нет, и что к развалу Советского союза он не имеет никакого отношения. Но, к сожалению, обком партии вечер запретил, запретили и выставку – и ничего не состоялось».

На нынешней выставке представлена почтовая открытка, соответствующая всем международным стандартам. По словам Аркадия Подлипского, существуют строгие размеры, утвержденные Международным почтовым союзом, которых должны придерживаться издатели почтовых открыток. Таким образом, почтовая открытка – это то, что соответствует размеру 150×100 мм. Вошедшие в экспозицию открытки прибыли из разных стран. Карточки, представленные на первом стенде, имеют особую историю. Так, открытка издательства Mairie de Sent Paul с фотографией Шагала, сделанной в 70-е годы фотографом Гомо, была куплена коллекционером в Сент-Поль-де-Вансе, где в последние годы жил и работал художник. Размещенная ниже черно-белая открытка с репродукцией картины «Париж из окна моей мастерской» имеет особую ценность. Это одна из первых «шагаловских» открыток, выпущенная издательством галереи Der Sturm в Берлине. Произошло это в 1914 году после закрытия персональной выставки Шагала в галерее Der Sturm, на которой были представлены 40 живописных работ и 160 гуашей художника. И хотя самая первая, хоть и не большая, персональная выставка Шагала все же состоялась в Париже, имя художника стало известным после показа работ в Берлине. Владелец картинной галереи стал выпускать открытки, на которых воспроизводились работы Шагала, экспонировавшиеся на этой выставке. К коллекционеру эта открытка была прислана коллегой из Свердловска. Туда, в свою очередь, она попала из США, по словам свердловского коллекционера, ее ему «прислал негр из Нью-Йорка». Вот такой путь из Берлина через Нью-Йорк и Свердловск открытка проделала в Витебск, чтобы быть выставленной на обозрение публике в год 125-летия со дня рождения Шагала.   

До конца 50-х годов открытки с работами Шагала выходили нечасто и небольшими тиражами. Зато в 60-е годы в издательстве «шагаловских» открыток наступил настоящий бум. Репродукции работ Шагала на почтовых открытках появляются во Франции, Германии, Англии, Бельгии, Швейцарии, Израиле, Италии, Голландии, Испании, США, Японии, СССР, Чехии, Венгрии, России. Как правило, открытки выпускаются музеями, в которых хранятся подлинники. Так, на выставке в здании ратуши представлены открытки издательств музея «Стеделийк» в Амстердаме, музея современного искусства Центра Помпиду в Париже, Палас-галереи в Лондоне, музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде и других. Выпуском открыток занимается и большое количество частных издательств и издателей. На выставке можно увидеть открытки, отпечатанные на станках издательств Ф.Хазана в Париже, «Финк» в Штутгарде, B’arte alnia в Милане, Cosmopress в Женеве, Bild-Kunst в Бонне, Х.Хеппера в Гамбурге и т.д.  

На экспонируемых в ратуше открытках изображены самые известные работы Шагала: «Скрипач», «Влюбленные», «Зеленый скрипач», «Витебский раввин», «Продавец скота», «Обнаженная на петухе», «Цирк», «Наездница», «Акробат», «Клоун на площади», «Жених и невеста на фоне Эйфелевой башни» и многие другие. На отдельных стендах оформлены открытки с серией «Библейские сюжеты», а также с изображением витражей церкви святого Стефана в Майнце, центра Хадасса в Иерусалиме, витражи соборов в Метце и Цюрихе. Завершают экспозицию наборы открыток «Дом-музей Марка Шагала в Витебске», выпущенные издательством музея, а также издательством Еврейского культурного центра «Мишпоха».  

Перечень музеев, которым сегодня принадлежат подлинники работ Шагала, впечатляет. Вот лишь некоторые из них: Третьяковская галерея в Москве, Музей Людвига в Кельне, Национальная галерея в Оттаве, музей Spregel в Ганновере, Кунстхауз в Цюрихе, галерея Beyeler в Базеле, Национальный музей библейского послания Марка Шагала в Ницце, Музей живописи и скульптуры в Гренобле. Не стоит сбрасывать со счетов и частные коллекции по всему миру, в которых хранятся полотна великого художника.  

Все открытки, за исключением 4-5 черно-белых, выполнены в цвете и, по мнению специалистов, сполна и качественно передают использованную художников в оригиналах цветовую гамму. Поэтому побывав на выставке почтовых открыток в городской ратуше Витебска, можно получить хоть и беглое, но довольно полное представление о творчестве художника.  

В планах Аркадия Подлипского – составить каталог «шагаловских» открыток. В свое время в Витебске выставлялись марки с работами Шагала, и после выставки был издан подробный каталог. С открытками дело обстоит несколько иначе, поскольку достаточно сложно подсчитать, сколько всего было издано открыток с репродукциями работ художника. Многие издатели не ведут учет своей продукции, в то время как подобная информация очень ценна для составителей каталогов. По самым скромным подсчетам, в мире издано во много раз больше открыток, нежели представлено на витебской выставке «Творчество Марка Шагала на почтовых открытках».

https://www.traditionrolex.com/8