Tea-garden по-белорусски

17.07.2012 - Новости

Tea-garden по-белорусски

Для тех, кто хоть раз в это время отдыхал за рубежом, не секрет, что в Европе сейчас очень популярны уличные кафе, или как их называют, tea-garden. Здесь встречаются с друзьями за чашечкой кофе, читают утренние газеты и даже празднуют дни рождения. А что предлагает минчанам и гостям столицы отечественный сезонный общепит?

Лето в самом разгаре. Для тех, кто хоть раз в это время отдыхал за рубежом, не секрет, что в Европе сейчас очень популярны уличные кафе, или как их называют, tea-garden. Здесь встречаются с друзьями за чашечкой кофе, читают утренние газеты и даже празднуют дни рождения. А что предлагает минчанам и гостям столицы отечественный сезонный общепит?

Для начала небольшой потребительский ликбез. С марта прошлого года объекты общественного питания второй (а именно к этой наценочной категории относилось большинство летних кафе) и третьей категорий получили право свободного формирования цен. К слову, заведениям класса люкс, высшей и первой наценочной категорий это право было дано годом ранее.

Как мне разъяснили в  Главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома, теперь собственники заведений сами решают, к какой наценочной категории себя относить и какую торговую надбавку выставлять. Такая надбавка может достигать и 100%, и 500%, и более. Так в марте после проверки учреждений общественного питания Минска Комитетом госконтроля выяснилось, что торговая наценка в отдельных столичных барах и ресторанах достигла 909%!

 «Так поступают неумные торгаши, по-другому их не назовешь, – говорит знакомый ресторатор. Ясно же, что потребитель устанавливает правила, а не наоборот. Ну, придет он один раз в такой ресторан и купит чай с накруткой в 1000 %. Может быть, заглянет еще раз – и все! Уйдет в другое место, где владелец не такой жадный. Как и на любом рынке, здесь существует конкуренция». Да, конкуренция есть, но она не большая. Сейчас в Минске работает около 1700 объектов сезонной торговли, – по европейским показателям, цифра очень даже скромная.          

Что же относят к «объектам сезонной торговли»? Это и сами летние кафе, или «летники», веранды, открытые на сезон ресторанами, и торговые площадки у магазинов, и, к примеру, террасы баров и др. Естественно, разнится здесь не только уровень цен, но и обслуживание, ассортимент блюд и т.д.

Я решила на практике разобраться, что к чему.

Пиво всему голова

Свой рейд по объектам сезонного общепита начала с главного проспекта столицы, его визитной карточки (здесь привычно предлагает свои услуги множество «летников»). Проспект Независимости даже в жаркий полдень не пустеет: здесь неспешно прогуливаются туристы и отдыхающие,  можно встретить и офисных работников, спешащих на обед. И те, и другие не прочь  воспользоваться услугами общепита.

Первое заведение на моем пути – палатка с броской рекламой пивного бренда у самых ворот корпуса БНТУ. На небольшом пятачке грустно ожидают посетителей грязные столики, а на полу, по иронии судьбы, валяется разбитая пивная бутылка того же бренда. Данный «объект общепита» – летняя площадка магазина – видимо, работает по принципу самообслуживания. Заглядываю в сам магазин. На витрине за стеклом расположились простые кулинарные студенческие радости – пирожные, пирожки, булочки. На полках – куда более разнообразный выбор легких горячительных напитков. В двух холодильниках – пельмени и мороженое. Возвращаюсь на «летнюю площадку». В углу палатки замечаю студенток с тетрадями. Вокруг не убрано, а амбре несвежего пива в жаркий день особенно раздражает. Обращаюсь к единственным посетительницам:

– Девушки, а вам здесь сидеть приятно?

– Мы на секунду забежали, у нас занятия, – словно оправдываясь, говорят мои собеседницы, указывая взглядом в сторону БНТУ.

– Занятия в летнее время? – недоумеваю.

– Мы же заочники, – поясняют мне.

Обменявшись друг с другом конспектами, девушки уходят.

Словно услышав наш диалог, в палатке появляется работник магазина с веником и совком. Убрав с пола стекло, он прилаживает на стену сорванное ветром  объявление о том, что распитие крепких алкогольных напитков строго запрещено. За один из столиков, видимо, в ожидании компании присаживается молодой человек  с завидным пивным арсеналом: я насчитала у него аж пять бутылок пенистого напитка.

SAM_3354

Покидаю заведение со смешанным чувством. С одной стороны, такие летние террасы магазинов  –  возможность недорого перекусить на воздухе, с другой – уж очень напоминает ситуацию у ларька в спальном районе. И, думаю, не стоит объяснять, что именно пиво здесь самый ходовой товар.

Помнится, лет пять назад в прессе появились разговоры о том, что, мол,  столичное руководство запретит продажу пива в летних кафе и торговых палатках в центре города.  Летние кафе даже назвали «рассадниками пьянства». А воз и ныне там.    

Совсем другая история на открытой площадке, примыкающей к универсаму «Центральный». Чистота и снующие между столиков официантки. Наличие салфеток и пепельниц на столиках настраивают на оптимистичный лад. Тест на внешний вид и первое впечатление пройден, прошу меню. Цены вполне приемлемые. Так за порцию блинчиков (250 гр) с творогом, изюмом, курагой и медом вы отдадите немногим более 10 тысяч белорусских рублей. А вот блинчики с красной икрой опустошат карман уже на 50 тысяч, но ведь на то они и названы блинчиками «По-царски». Драники, фаршированные курицей и грибами, – в районе 20 тысяч.

Выбор блюд порадует  даже взыскательного покупателя: меню насчитывает с десяток страниц, отдельно к салатам или, к примеру, пицце, можно заказать дополнительную порцию уксуса, кетчупа, майонеза, соевого соуса и т.д. 

По соседству расположилась еще одна летняя веранда недавно открывшегося на месте «Абрикоса» кафе Seven. Под тентом стоят мягкие диванчики с высокими спинками, играет негромкая музыка. Обращаю внимание на то, что практически все они заняты. Изучаю меню. Помимо всего прочего, здесь присутствуют суши, блюда итальянской кухни, неплохой выбор вин и коктейлей.

Примерные цены:

Пиццы – от 44 до 58 тыс. руб

Чизкейк – 25 тыс. (порция)

Лазанья – 62 тыс.

Вина – 8 – 21 тыс. ( за 50 гр)

Соки – 15 – 26 тыс.

Что отрадно, не позабыли владельцы и о белорусской кухне. Здесь есть тушеный картофель, мачанка, деруны с мясом, буженина, картофельные зразы.

 Срочно требуются посетители

На соседствующей с проспектом улице К. Маркса, которая, к слову, с мая этого года по выходным стала пешеходной, свои летние веранды открыли практически все кафе и рестораны. Правда, в будний день я здесь обнаружила  свернутые зонтики и стулья, составленные в стопку.

SAM_3368

– А вы что, в будни на воздухе не работаете? – зайдя в одно из заведений, спрашиваю у спешащего мимо администратора.

– Это из-за погоды. Боимся, что будет дождь. Но к вечеру непременно откроемся.

Дело, естественно, не в небесной канцелярии, а  в отсутствующих клиентах. На что жалобно намекает выставленная на пешеходной зоне у одного из заведений доска: «Требуются посетители. Пол и возраст значения не имеют».      

SAM_3364               

Справедливости ради, стоит отметить, что в выходной на К. Маркса – иная картина: практически все столики под зонтиками оккупированы. На перекрытой для проезда дороге друг друга сменяют танцевальные коллективы, время от времени срывая у публики за столиками то аплодисменты, то недоуменные взгляды. Из каждого кафе звучит своя мелодия. Все происходящее напоминает легкое сумасшествие, правда, веселое и оживленное.

SAM_3346

А выше по улице, у кафе-бара «Кальянная №1» стоит терпкий запах фруктового табака. Так как курить кальян на открытой веранде можно лишь после восьми вечера, посетители наслаждаются этим занятием во внутреннем помещении. Цена вопроса – от 105 до 170 тысяч за кальян.

Чем сердце итальянца успокоится

Напоследок решаю сделать марш-бросок к Немиге. Здесь меня интересует единственный в Минске ресторан на воде «Баржа». Для того чтобы подробнее разузнать об обслуживании и меню, сочиняю правдоподобную легенду. Объясняю администратору, что на выходные в Минск приезжает группа итальянских туристов, которым очень хочется провести вечер в живописном месте столицы за бокалом хорошего вина. Девушка-администратор заметно оживляется:

– Да вы присаживайтесь. Я сейчас все подробно расскажу.

Выясняется, что с семи до одиннадцати вечера здесь своя «живая» музыкальная программа. Есть две веранды: нижняя и верхняя. Нижняя полностью закрытая, там расположен «некурящий» зал, а вот на верхней вполне можно «дымить».

Фирменные салаты от повара – «Лагуна» (с сёмгой) и «Баржа» (с ростбифом) стоят соответственно  36  и 55 тысяч белорусских рублей. Мне указывают на выбор гриль-блюд. Смущает, что белорусская кухня представлена только блинами и драниками. К минусам заведения можно отнести и недействующий бар, а также маленький выбор коктейлей («Мохито», «Маргарита» и «Лонг-Айленд»).   

– Только учтите, резервировать столики, особенно в вечернее время и на выходные, у нас лучше заранее, – говорит собеседница. И тут же добавляет: «Звонки мы в расчет не берем. Вы должны оставить залог. Обычно это 50 – 100 тысяч. Заодно сообщите нам о том, что вы будете пить».

После двухдневного марафона по заведениям общепита, чувствую себя настоящим гуру этого дела. Но все же рекомендовать те либо иные места отдыха не буду, – все очень субъективно. Зато акцентирую внимание на нескольких моментах.

SAM_3348

Практически все кафе и рестораны предлагают обеденное меню либо бизнес-ланч. Такие предложения, как правило, действуют с 12 до 16 часов. В среднем, цена обеда из трех блюд  составляет   45 – 60 тыс. рублей.

Хоть, как уверяют сами владельцы, брать в расчет наценочную категорию не к чему, т.к. действует свободное ценообразование, думаю, обратить внимание на нее все же стоит. Это поможет сориентироваться в уровне цен заведения. У большинства  информация о наценочной категории указана на наружной вывеске.

При запланированном походе в ресторан либо кафе в центре лучше заранее осведомиться о свободных местах и возможности резервирования.

Оставлять чаевые или нет, конечно, дело ваше. Но все же помните, что работа официанта очень непростая и подчас неблагодарная. Так что сделать комплимент обслуживающему персоналу в виде 10-15 % от заказа (при условии качественного обслуживания) вполне уместно. Отблагодарить можно и по-другому, оставив позитивный отзыв. 

Приятного вам отдыха!

Рубрики: Тенденции

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах