https://www.traditionrolex.com/8
<p>Два столетия будоражит искателей сокровищ тайник пана Букатого<strong></strong></p>

Два столетия будоражит искателей сокровищ тайник пана Букатого, сообщает «Гродзенская праўда».

Руины храма из красного кирпича в деревне Новоспасск Сморгонского района выглядят не менее таинственно, чем всемирно известные развалины средневекового замка в соседнем Крево. О том, что в стенах этого сооружения искали, да так и не нашли таинственный клад, мне рассказали местные жители.

Руины сегодня утопают в обильной зелени деревьев и густой травы, которая скрывает воронки от бомб и снарядов, ямы от окопов – здесь проходила линия фронта в годы Первой мировой войны. Чуть оступишься – и рискуешь с головой провалиться в яму. Да такую глубокую – сам не выберешься.

Источники не сохранили точную дату постройки униатского храма в Новоспасске. Одни утверждают, что он возведен во времена ВКЛ в XVIII столетии. По другим источникам, дата постройки храма – 1808 год.

Пролить свет на дату рождения новоспасской святыни мог тайник, который, как утверждают местные жители, заложил в стене пан Букатый, председатель польского сейма в Варшаве. Вместе с деньгами на последующий ремонт и сметой расходов он заложил в тайник и доску с указанием даты постройки.

Строительство длилось почти 35 лет. Фундамент, по замыслу основателя и расчетам архитекторов, должен был выдержать двухэтажное массивное здание. Имелись в храме и огромные подвалы, и подземные ходы. В отличие от строений того времени фундамент здания не каменный и даже не бетонный, а из того же кирпича, из которого сделаны стены, – три метра в глубину и пять в ширину по всему периметру. Не поскупился меценат и на внутреннее убранство храма: стены были отделаны янтарной мозаикой, церковная утварь сплошь из золота и серебра.

Видимо, предвидя катаклизмы, а может, желая помочь своему детищу в будущем, Букатый и оставил потомкам деньги в тайнике.

Когда Новоспасск вошел в состав Российской империи, униатский храм переделали под православную церковь. Именно тогда часть святынь и богатств из храма была перевезена в Россию. Ходили слухи, что именно тогда нашли тайник, оставленный Букатым в стене храма. Но настоящий удар Спасо-Преображенская церковь получила в годы Первой мировой войны. Новоспасск оказался разделенным линией фронта на две части: в западной расположились немцы, в восточной, где и была церковь, разместились позиции русских. Самой высокой точкой на этих позициях был храм. С его колокольни были видны передвижения противника, поэтому немцы не оставляли храм без внимания. Артобстрелы следовали один за другим.

Брестский мирный договор Новоспасск и его уникальный храм встретили израненными и разбитыми. Польские власти в начале 20-х годов прошлого века намеревались реставрировать храм и превратить его из православного в католический. Тогда вновь вспомнили о тайнике пана Букатого. Искали. Снова, говорят, не нашли. А если и нашли, то какую ценность имели дукаты ВКЛ в ХХ столетии?

Уже сто лет бывший величественный храм так и стоит в руинах. И все это время не переводились охотники за кладом пана Букатого. Что нашли они здесь – об этом ничего не известно. Загадка пана Букатого по-прежнему остается тайной.

12453

В ТЕМУ

В Беларуси будет запрещено использование металлоискателей всеми, кто не связан с изучением недр на профессиональном уровне. «Такие меры вводятся из-за активности так называемых черных копателей. Пользоваться металлоискателями можно будет только тем, кто имеет на это соответствующее разрешение», – отметил начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Игорь Чернявский.

По его словам, черных копателей не заботит, что своим вторжением они разрушают историко-культурные памятники. Главное для них – это материальные ценности, которые они находят в земле с помощью металлодетекторов. За проведение незаконных раскопок положен штраф, а за разрушение и повреждение историко-культурных памятников нарушителям грозит тюремный срок. Однако даже такой расклад не пугает кладоискателей. По подсчетам специалистов, в каждой из областей Беларуси работает примерно по 200–300 черных копателей. Археологические ценности они сбывают через интернет-аукционы либо через перекупщиков, которые продают найденное за большие деньги на внутреннем рынке и за рубежом.

Подобные запреты на использование металлоискателей уже действуют во многих странах Евросоюза, а также в Украине.

После вступления запрета в силу в Беларуси продажа металлоискателей будет возможна лишь тем, кто будет владеть лицензией на поисковые работы.

Наталия ВОЛЫНЕЦ

https://www.traditionrolex.com/8