<p>Только ли миллиарды нужны памяти знаменитой землячки?</p>

Только ли миллиарды нужны памяти знаменитой землячки?

Польские и литовские туристы с удовольствием приезжают на малую родину Элизы Ожешко – Мильковщину, сообщает «Перспектива».

Сейчас благодаря стараниям бывшей школьной учительницы Татьяны Савенковой им есть что показать. Но время не щадит то немногое, что осталось от родового гнезда Павловских. Кленовая аллея Элизы стареет, колодец зарастает, старый дом, построенный намного позже самого имения, разрушается на глазах.

Прощай, школа?

Татьяна Савенкова приехала в деревню Мильковщину Скидельского сельсовета в 2004 году. Устроилась учительницей истории в местной школе и… «заболела» всем, что связано с жизнью знаменитой белорусско-польской писательницы Элизы Ожешко. По крупицам она начала собирать книги, фотографии, архивные документы, которые позже станут музейными экспонатами. Ее увлечение поддержала семья – муж и дочь, не отказал в помощи и прежний директор школы Владимир Трохимчик. Освободили подсобное помещение, сделали своими силами нехитрый ремонт. Постепенно дополнили экспозицию материалов об Элизе предметами старины, воссоздали крестьянскую хатку, нашли фото известных людей, живших и прославлявших Мильковщину. Со временем добились присвоения школе имени знаменитой землячки – такая в Беларуси одна.

Кстати, Мильковщинская базовая школа имени Элизы Ожешко сама по себе раритет. Одноэтажное деревянное здание, выкрашенное в яркий желтый цвет, утопающий в зелени дворик, молоденький садик – все, как на фото из тех далеких лет. Гости из Польши приходят в восторг от этой старенькой школки, благодарят за то, что имеют возможность хотя бы на несколько минут вернуться в свое детство. Выпускники польских школ обязательно заезжают сюда, в Мильковщину. Для туристов школьники готовят программу: встречают с хлебом-солью, проводят экскурсии, частично на польском языке, инсценируют интересные моменты из жизни белорусской шляхты. Режиссеры могут снимать здесь фильмы, сэкономив на декорациях.

Школу построили в 1947 году, и хоть многое в ней изменилось, таких, как она, по всей Беларуси остались единицы. Одноэтажное здание с печным отоплением, уютные маленькие тематические классы, в некоторых – по две-три парты. Разве что появился компьютерный класс с выходом в интернет. Сейчас здесь учится 36 учеников, в этом году в школу, возможно, придут один-два первоклассника, а может, и нет. Это значит, что учебное заведение со временем все равно закроют.

img_3881

– Очень беспокоюсь, что школа станет невостребованной, – делится Татьяна Анатольевна. – Понимаю, что это произойдет не завтра, но все равно душа болит, ведь столько сделано своими руками. Девиз Элизы Ожешко: «Имей сердце более чистое и оказывай как можно больше услуг земле и людям» – не только девиз нашей школы, но и мой личный.

За мглою мгла

Татьяна Анатольевна не только собирает музейные экспонаты, но и сама разработала два туристических маршрута – «Дорогами Элизы Ожешко» и «Малая родина Элизы Ожешко». Некоторые идеи по организации туристических маршрутов она подсмотрела в той же Польше. На самом деле не надо вкладывать огромные деньги, а потом годами ждать, когда же они окупятся. Поляки очень любят окунуться в прошлое с головой, радуются, как дети, когда им дают что-то смастерить своими руками: взбить масло, сплести корзинку из соломки, посидеть за ткацким станком.

– Раньше при школе была лошадь, мы катали туристов на бричке по Екатерининскому тракту, угощали водой из колодца, что стоит на месте бывшей усадьбы Павловских, – говорит Татьяна Анатольевна. – Мелочь, а приятно. Но сейчас воду из колодца никто не берет, сначала надо сделать пробу на ее пригодность в санстанции.

После посещения школы туристы наведывают бывшую усадьбу, где в 1841 году родилась и провела свои детские годы маленькая Элиза, где началось ее литературное творчество. «На северной окраине Гродненского уезда, в нескольких милях от границы с Виленской губернией, на широкой равнине, сотканной из урожайных полей и широких лугов, издали была видна моя родимая усадьба, – писала Элиза Ожешко. – Старый дом с трех сторон был окружен садом… Тенистые липовые аллеи, палисадники, заросшие английские дорожки, пруд. А за прудом – ровные поля, окруженные лесом, тем самым, на который так часто засматривалась я, как будто окутанный таинственной мглой… Что там – за мглой и что за лесом?»

До наших времен на месте бывшей усадьбы Павловских сохранились кленовая аллея и колодец-журавель. От того пруда осталось небольшое озерцо, а от дома нет и следа, кроме, пожалуй, огромного валуна от фундамента, на котором сейчас висит табличка с надписью. Еще на участке стоит старый полуразрушенный дом, построенный в советские времена.

Вот сюда-то и можно было бы при желании приводить туристов. Вставить стекла, подготовить стены, украсить их предметами старины. Пусть гости сами наберут воды из колодца (если она пригодна для питья), заварят душистый чай из местных трав, сделают панно из цветов, которое потом заберут на память. Но вот денег на реставрацию дома у Татьяны Анатольевны и тех, кто ее поддерживает, нет. С просьбой выделить несколько миллионов она уже обращалась в местный филиал ОАО «Агрокомбинат «Скидельский». Там вроде и не отказывают, но и давать не спешат.

– Заместитель председателя по идеологической работе филиала «Агрокомбинат «Скидельский» Мария Бартошевич откликнулась на эту идею, но пока, видимо, не до нас – идет уборка урожая, – поясняет Татьяна Савенкова. – Иногда поражает безразличие местных жителей к этому уникальному месту. Не успеем заколотить досками окна в доме, как их тут же вырывают вместе с гвоздями. Очень сложно расшевелить как сельчан, так и властные структуры. Ведь когда туристы видят, что сами жители любят и ценят место, в котором они живут, то у них обязательно прибавится желания снова сюда приехать и другим об этом расскажут.

Вопрос благоустройства уже обсуждали и с председателем Скидельского сельсовета. Но денег на реконструкцию дома пока так и не нашли.

– Решили обратиться к генеральному директору ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Федору Хворику, – продолжает Мария Бартошевич. – Будем просить спонсорскую помощь. Сначала примерно подсчитаем, сколько денег надо потратить на ремонт старого дома, ведь школа действительно скоро закроется, а музей хотелось бы сохранить – это все наше.
   
Сберечь крохи

На минской трассе уже сейчас можно увидеть указатель, обозначающий объекты культурного наследия. На нем надпись: «Родина Элизы Ожешко (д. Мильковщина, 2 км)». Но, по мнению Татьяны Анатольевны, этого недостаточно. Должно быть еще несколько подобных указателей в самой деревне. Только вот процесс их установки больше напоминает хождение по мукам. И все равно ближайшие соседи едут, а если заблудятся, звонят на мобильный, чтобы уточнить маршрут.

img_3895

Излюбленное место туристов – кленовая аллея Элизы – стареет, некоторые деревья внутри пустые, но поляки просят не трогать их. Татьяна Анатольевна со школьниками уже посадили несколько молоденьких кленов меж двухсотлетних великанов. По вечерам здесь собирается молодежь и влюбленные парочки. Это место могло бы стать популярным и у самих жителей деревни. Весь туристско-краеведческий маршрут включает посещение малой родины Э. Ожешко в Мильковщине, потом – родовое кладбище в деревне Залесна, далее – костел Святого Антония и памятный знак на месте бывшего костела (там крестили маленькую Элизу) в деревне Каменке Щучинского района. Желающие могут посетить принеманские места (д. Лунно, Богатыревичи и др.), дом-музей Э. Ожешко в Гродно, католическое кладбище – место захоронения писательницы. В маршрут также включено посещение двух местных агроусадеб. Можно наведаться в Дрогичинский район (Брестская область) – в деревню Людвиково. Там Элиза жила со своим мужем Петром.

– Конечно, в мечтах – восстановление усадьбы в том виде, в каком она изображена на схеме, описывается в архивных документах, дается в воспоминаниях писательницы, – говорит Татьяна Савенкова. – Всю жизнь Элиза сожалела о том, что продала родовое имение.

Татьяна Анатольевна надеется на то, что проявят интерес к этому действительно великолепному местечку района, нуждающемуся в приложении рук и сердца, не равнодушные к истории края люди. Но пока хватает усилий только на то, чтобы сберечь крохи, которые так вдохновляют туристов. Чтобы восстановить усадьбу, посадить аллеи, разбить клумбы, нужны немалые деньги. Не потерять хотя бы то, что можно спасти без серьезных капиталовложений.

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

Фото автора