https://www.traditionrolex.com/8
<div class="mainartshort">Неман покорил красотой экипаж катамарана «Надежда» из Бреста</div>

Неман. Река, воспетая многими белорусскими поэтами, покорила своей красотой и экипаж катамарана «Надежда» из Бреста. Трое суток, проведенные на ней, запомнятся команде надолго, сообщает «Вечерний Брест».

В начальном пункте сплава в деревне Купиcк Новогрудского района Гродненской области нас поразил воздух, наполненный ароматом нектара. Казалось, мы находимся в центре невидимой пчелиной пасеки, над которой зримо возвышался небольшой деревянный храм в окружении огромных деревьев. На кроне каждого из них – до пяти буслянок. Этакое царство аистов! Деревня тянется вдоль реки, небольшие обшитые вагонкой и свежевыкрашенные деревянные домики чередуются с не знающими краски жилыми постройками. Высокие обрывистые берега периодически сменяются пологими, с буйной болотной растительностью. На полюбившейся нам средней Припяти такого контраста мы не встречали.

Чем ближе к Гродно, тем круче берега, а подступающие прямо к воде лиственные и хвойные леса гостеприимно приглашают путешественников отдохнуть в тени деревьев. Выбрать место для ночлега на Немане дело совсем несложное. Практически вся береговая линия на сотни километров представляет собой единую курортную зону.

Провести ночь на Немане одно удовольствие. Если бы не комары, спать можно было бы на открытом воздухе.

На одной из стоянок низко над водой наклонился целый ряд столетних дубов. Наверное, в таких местах любили в свое время посидеть Адам Мицкевич, Якуб Колас, другие классики литературы. Сама обстановка располагает к творчеству. В голове невольно рождаются стихотворные строчки. И тут вдруг над Неманом громко звучит голос Василия Качана. Наш товарищ, выросший на Днепровско-­Бугском канале, читает стихи белорусского песняра, которые выучил наизусть еще в школьные годы и помнит до сих пор.

У ночного костра за кружкой чая слушаем завораживающий рассказ нашего капитана Петра Комяковича о его первой любви. Вот уже несколько лет из похода в поход вся мужская компания с нетерпением ждет развязки этой увлекательнейшей истории, но капитан не спешит. Все, что мы знаем о девушке, когда-­то разбившей юношеское сердце, – это ее имя.

Игорю Коржу даже на безрыбье улыбается рыбацкое счастье. Вот и в этот раз на крючок ему попался сначала окунь, затем ­ щука. Значит, без ухи не останемся. Владимир Гуралюк трижды в день колдует на кухне, и в его хозяйство никто не вмешивается. Разве что помыть посуду после еды (делаем мы это все поочередно). В этот раз на борту «Надежды» нас шестеро. Есть кому стоять у руля, следить за работой мотора, грести веслами в случае необходимости и даже загорать во время движения катамарана. Володя Росалюк так увлекся солнечными ваннами, что на третий день путешествия о его славянском происхождении во внешности практически ничего не напоминало.

Наше судно впервые на Немане, и путешественников с обоих берегов приветствуют сотни отдыхающих, рыбаки. Одни фотографируют, другие подплывают к катамарану и интересуются его устройством. За много лет путешествий пришли к выводу, что лучшего варианта для походов по белорусским рекам, чем катамаран под мотором, просто не существует. Мы идем по воде со скоростью примерно семь километров в час. Свободно передвигаемся по палубе, можем сидеть, лежать, готовить еду и обедать во время движения. Нам не страшны ни жара, ни проливной дождь: и от первого, и от второго нас надежно защищает рубка из плотной ткани, закрывающаяся в непогоду на вшитые в материал замки. Хорошему обзору способствуют двенадцать пластиковых иллюминаторов.

Обычно в населенных пунктах мы не сходим на берег, а для ночлега ищем места, где никто не помешает отдыху на лоне дикой природы. Но в виде исключения мы идем в Любчу. Нас зовет старинный замок, две оборонительные башни которого сохранились до наших дней. Поселок Любча известен в истории тем, что именно здесь был построен первый на территории Великого княжества Литовского костел, и в нем, по одной из версий, крестили новогрудского князя Миндовга – основателя одного из самых могущественных в Европе государств.

2

Любчанский замок – памятник традиционного замкового строительства в Беларуси. Редко какая война обходила его стороной. Он разрушался и восстанавливался, разрушался и снова восстанавливался. Сегодня реставрация идет силами студентов-­волонтеров. Наружная часть одной из башен уже завершена, а на второй идут работы. Нам посчастливилось попасть внутрь.

Когда­-то это было мощнейшее фортификационное сооружение, имевшее четыре огневых уровня. На первом по обе стороны ворот в толще стен были прорезаны восемь бойниц для мушкетов, на втором и третьем располагалось до 20 артиллерийских орудий небольшого калибра. На четвертой, под самой крышей, имелось еще 16 мушкетных бойниц. Таким образом, огонь по противнику можно было вести во все стороны, и это позволяло защитникам башни обороняться даже после прорыва неприятеля в крепость. Территорию замкового комплекса с трех сторон, кроме земляных валов, окружал глубокий ров, с четвертой – воды быстрого Немана.

3

Замок и сегодня впечатляет своей неприступностью. А вот табличка на стене замковых построек: «ул. Советская», указывающая на почтовый адрес крепости, – вызвала недоумение. И здесь не обошлось без идеологии!

Прощаясь с Любчанским замком, мы вслух выражали надежду на то, что старинная крепость над рекой и сам поселок с его богатой и интересной историей, берущей начало в далеком XIII веке, когда-­нибудь станут объектом даже не национального, а международного туризма. Они того заслуживают.

https://www.traditionrolex.com/8