https://www.traditionrolex.com/8
<p>За шесть месяцев 2012 года правоохранительными органами Беларуси возбуждено десять уголовных дел за организацию незаконной миграции, тогда как за аналогичный период 2011 года только три. Эксперты отмечают, что организаторы нелегального ввоза мигрантов постоянно совершенствуют схемы работы: подделывают документы и печати, используют лазейки в законах и создают фальшивые компании, в том числе – туристические</p>

За шесть месяцев 2012 года правоохранительными органами Беларуси возбуждено десять уголовных дел за организацию незаконной миграции, тогда как за аналогичный период 2011 года только три. Эксперты отмечают, что организаторы нелегального ввоза мигрантов постоянно совершенствуют схемы работы: подделывают документы и печати, используют лазейки в законах и создают фальшивые компании, в том числе – туристические.

Всего в течение шести месяцев 2012 года в органах внутренних дел Беларуси было зарегистрировано 52 346 иностранцев. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество иностранцев, которые останавливались в белорусских гостиницах и сельских усадьбах, увеличилось на 22,5%: с 225 464 в первом полугодии 2011 года до 276 225 в январе–июне 2012-го.

На этом фоне количество иностранцев, нелегально пребывающих на территории Беларуси, выглядит статистической погрешностью. За первые шесть месяцев 2012 года сотрудники органов внутренних дел задержали три группы нелегальных мигрантов, в состав которых входили всего 11 иностранцев. Для сравнения: в 2011 году всего было выявлено 4 группы общим числом 17 нарушителей миграционного законодательства, в 2010-м – 5 групп из 31 нелегала, а в 2006-м – 26 групп из 127 нарушителей. Уменьшение количества нелегальных мигрантов в Беларуси дает основание экспертам МВД говорить о стабильной обстановке. В то же время каналы нелегальной миграции становятся более законспирированными, а преступники все чаще предпринимают меры по легализации мигрантов в Беларуси, используя в том числе и пробелы в туристическом законодательстве.

Об основных схемах, которые используются для незаконного въезда иностранных граждан на территорию Беларуси под видом туристов, рассказал Валерий Ельницкий, представитель оперативного управления пограничного отряда «Минск», во время семинара «Правовое регулирование туристической деятельности», состоявшегося в конце минувшей недели в Министерстве спорта и туризма. По мнению эксперта, иностранцы-нелегалы, маскирующиеся под туристов, представляют серьезную проблему не только для правоохранительных органов: «Существующие механизмы и схемы нелегальной миграции создают в первую очередь нездоровую конкуренцию добропорядочным субъектам туристической деятельности, а также наносят экономический ущерб государству в виде недополученных налоговых платежей».

Согласно действующим Визовым правилам, для сотрудника консульского учреждения основанием для выдачи туристической визы является ходатайство белорусского субъекта туристической деятельности, тогда как оригинал договора, подтверждающий факт оплаты и стоимость тура, не требуется. Данным обстоятельством зачастую пользуются преступники. К примеру, руководитель туристической фирмы или сотрудник (иногда без ведома руководства) передает иностранным «партнерам» ходатайства о выдаче туристической визы, оформленные на фирменном бланке по всем правилам. Затем «партнер» вносит в бланк ходатайства необходимые сведения об иностранном «туристе» и отправляет документ в белорусское консульство. В подобных случаях договор об оказании туристических услуг заполняется «из воздуха», а действия руководителя и сотрудников туристической компании попадают под статью 3711 «Организация незаконной миграции» Уголовного кодекса. «К сожалению, не все знают, что есть такая статья,– отметил Валерий Ельницкий, выступая на семинаре. – Между тем не так давно было возбуждено уголовное дело против сотрудников и директора одной из туристических компаний по признакам статьи 3711. В данный момент материалы дела находятся в суде, идут судебные разбирательства». Уголовная ответственность за организацию нелегальной миграции в Беларуси была введена в 2003 году: часть 2 статьи 3711 Уголовного кодекса предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией или без конфискации имущества, если преступление было совершено должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

Другая распространенная схема легализации мигрантов под видом туристов выглядит следующим образом. Иностранцы или белорусы, постоянно проживающие за границей, в установленном законодательством порядке регистрируют в Беларуси туристическую компанию. Затем, получив печать, убывают на территорию иностранного государства и там «штампуют» ходатайства для получения туристической визы. «Мы называем таких субъектов СКПА4: класс туристической фирмы «стол, компьютер, принтер, лист бумаги А4», – поделился Валерий Ельницкий. – Никаких услуг данные фирмы, разумеется, не оказывают. Что в первом, что во втором случае расчеты между «туристом» и принимающей стороной осуществляются на территории иностранного государства. Получается, «туристы» есть, а в бюджете ничего нет».

Как отметил Валерий Ельницкий, все чаще организаторы незаконных каналов миграции действуют через подставных лиц. «Как правило, на эту роль выбирают молодую девушку в возрасте 25–28 лет с невысоким уровнем образования, – рассказал эксперт. – Она назначается директором туристической фирмы, от нее отбирается 50–100 чистых бланков формата А4 с поставленной печатью и подписью. Иностранные граждане с данными бланками выезжают за пределы Беларуси, где от имени этого субъекта хозяйствования осуществляется приглашение мигрантов на белорусскую территорию. В действиях этой девушки содержатся признаки состава преступления, предусмотренного статьей 380 Уголовного кодекса, а именно использование заведомо подложных документов».

Чтобы исключить использование туристических фирм для «прикрытия» каналов нелегальной миграции, эксперты пограничного ведомства предлагают внести некоторые изменения в действующее законодательство, регламентирующее отношения непосредственно в сфере въездного туризма, изменить порядок выдачи туристических виз, а также разработать систему мер по контролю над оказанием услуг в сфере приема иностранных туристов. «Должны существовать четкие квалификационные требования к руководителям туристических организаций. Практика показывает, что большинство лиц, содействующих незаконной миграции, слабо представляют законодательство, действующее как в сфере миграции, так и в сфере туризма, – подчеркнул Валерий Ельницкий. – Мы считаем, что необходимо ввести процедуру сертификации хотя бы для фирм, занимающихся въездным туризмом. Это отвечает интересам добропорядочных субъектов туристической деятельности, которым не представляло бы никакого труда пройти данную процедуру. Тяжело конкурировать с недобросовестными субъектами, которые в договоре об оказании туристических услуг прописывают стоимость услуг по организации трансфера, проживания в отеле, экскурсий и так далее 20–80 тысяч белорусских рублей. Многие из субъектов, причастных к незаконной миграции, представляют собой только юридический адрес, и зачастую нам приходится руководителей и учредителей искать по всей территории Беларуси и за ее пределами. При производстве следственных действий иногда возникает такая ситуация, когда мы не можем найти сами документы визовой поддержки, которые необходимо изъять и приобщить к материалам уголовного дела, – их просто не существует».

В результате оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций МВД по борьбе с незаконной миграцией граждан третьих стран и торговле людьми под условным названием «Нелегал» в Беларуси в первом полугодии 2012 года за нарушение миграционного законодательства к административной ответственности было привлечено более полутора тысяч иностранцев. По информации Департамента по гражданству и миграции МВД, 135 иностранных граждан при этом были выдворены за переделы страны, еще против 16 иностранцев были заведены уголовные дела по части 2 статьи 3711 Уголовного кодекса. Что касается географии нелегальных туристов, то чаще всего в Беларуси задерживают нарушителей миграционного законодательства из Шри-Ланки, Пакистана, Афганистана, Египта, Вьетнама и Нигерии, а самыми крупными организованными преступными группами, занимающимися незаконной переправой мигрантов через белорусскую территорию, являются афгано-пакистанская, шри-ланкийская, вьетнамская, чеченская, индусская и китайская. Также в последние годы в стране все активнее действуют транснациональные группы, куда входят граждане Польши, Литвы, Украины, России, Индии и некоторых других стран Азии и Африки.

https://www.traditionrolex.com/8