https://www.traditionrolex.com/8
<p>Хочется верить, что когда-нибудь концепция нашего городского музея станет и внятной, и национальной, и все планы воплотятся в жизнь. Музей же в сегодняшнем виде запомнился двумя «недарэчнасцямі» – изображением императора Николая II на фоне нашего нового железнодорожного вокзала и скульптурой барона Мюнхгаузена во дворике. Что еще? Ах, да, русский авангард…</p>
<p> </p>

В музеи хожу часто. Ради интересной экспозиции готов поехать даже в другой город. Но в Музее истории Минска (ул. Революционная, 10) бывать пока не приходилось. На сайте Мингорисполкома (музей создан по его решению) нашел информацию о коллекции археологических находок XI–XIX веков: что может лучше рассказать об истории города, как не эти гости из прошлого? Вот и отправился посмотреть на молчаливых свидетелей минувших эпох.

На входе услышал разговор двух пожилых россиянок, которые только что ознакомились с экспозицией и обсуждали увиденное: «Зашли в Музей истории Минска, а попали в музей всякой всячины». Любовь Якимовна из Тольятти со своей однокурсницей на склоне лет позволили себе реализовать давнюю мечту: посмотреть мир. Чуть ли не всю Прибалтику и Украину  уже изъездили, в Минске впервые. Недовольство от посещения бросилось в глаза – разговорились. Ничего из анонсированного на сайте из предметов археологических раскопок в музее нет. Более того, в Музее истории Минска нет вообще ничего, что могло бы познакомить посетителя с прошлым города! «Картин вдоволь насмотрелись на ул. Ленина (Национальный художественный музей. – Ред.), а сюда пришли разузнать об истории вашего города, – рассказывают россиянки. – Но уедем неграмотными: ничего не показали, ничего не рассказали». «Вы не подумайте, сам музей очень хороший! Но смотрите сами: изделия из стекла наших дней, вышивка на ткани наших дней, чемоданы наших дней. Сколько помню на своей памяти исторических музеев – они были совсем другими, они были именно историческими!».

Я прощаюсь с туристками из России, даю несколько напутствий, где они просто обязаны побывать в Минске, его окрестностях и стране в целом, и вхожу внутрь. Встретила меня вежливая женщина-экскурсовод, провела по двум этажам музея. В первом зале – выставка бывших художников завода «Неман» (Лидский район) Владимира Мурахвера и Людмилы Мягковой: изделия из стекла и портретная графика. На втором этаже – несколько экспозиций. Одна из них – выставка «Шагал. Вне времени» – интерпретация современных авторов картин знаменитого витебчанина. Далее – персональная выставка Раисы Хоченковой «Живопись в нитях». Работы мастерские: фламинго, цветы, альпийские луга смотрят на посетителей. Вышивки действительно заставляют задержаться на минутку-другую. Ирина Демина привезла в музей семь своих чемоданов. Она – художник декоративно-прикладного искусства. На стенах зала были развешаны работы молодого фотографа Виктора Масальского на тему «человек и чемодан». В двух оставшихся залах – старые фотоаппараты, несколько фотографий современного Минска фотографа Вадима Качана и непонятные коллажи: почему-то на фоне современного Минска колониальные власти времен Российской империи.

3

Вторю россиянкам: название музея содержанию не соответствует.
Но спустя некоторое время я снова зашел в Музей истории Минска и поразился: половина экспозиции обновилась! Добавились выставки фотографий Беларуси, русского авангарда и картин Минска. Причем некоторые картины рисовались сразу при посетителях. Но проблема осталась. Да, музей интересный, да, постоянно обновляется, хоть каждый месяц ходи. Но про историю города он не говорит.

2

Для того чтобы все-таки понять, какова концепция столичного музея, я обратился к Галине Ладисовой, директору музея. Галина Петровна трагедии в нынешнем характере экспозиции не видит – ведь и Лувр не за один год свои фонды собрал, и в будущее смотрит с оптимизмом:

«Наше здание изначально не планировалось под музей. При его реконструкции его хотели отдать под офисы. Открылся филиал музея – галерея Савицкого, и у нас появилось место для размещения наших фондов, представленных в том числе предметами археологических раскопок. В настоящее время ведется реконструкция монастыря при костеле Св. Иосифа – там тоже будет филиал нашего музея. Выделена под музей и часть ратуши – она, наконец, открыта для посетителей. Ко Дню города мы откроем в ратуше выставку книг. По окончании Чемпионата мира по хоккею начнется музеефикация Минского замчища (для этого будет снесено здание «Трудовых резервов» – там также разместится филиал нашего музея). Проект предусматривает создание фрагмента древнего города в натуральную величину со въездной брамой, оборонительными валами, храмом, улицами и домами, а также  «Археологический раскоп-амфитеатр» со стационарной  экспозицией по истории Минска. К тому времени должна закончиться реконструкция Лошицого дворца – еще одного филиала. Наш музей молодой, фонды, соответственно, также, но мы развиваемся».

5

По словам Галины Петровны, есть моменты, которые несколько тормозят развитие городского музея. Например, Институт истории НАН РБ, обладая своим собственным музеем, не спешит передавать предметы археологических раскопок (они вначале отправляются именно туда) в другие: он заинтересован в пополнении своих фондов. Сложно договориться с музеями, стоящими по рангу выше, – Художественным (ул. Ленина) и Историческим (ул. К. Маркса). Речь даже не идет о полной передаче каких-либо предметов, а о временной.  

Хочется верить, что когда-нибудь концепция нашего городского музея станет и внятной, и национальной, и все планы воплотятся в жизнь. Музей же в сегодняшнем виде запомнился двумя «недарэчнасцямі» – изображением императора Николая II на фоне нашего нового железнодорожного вокзала и скульптурой барона Мюнхгаузена во дворике. Что еще? Ах да, русский авангард…

https://www.traditionrolex.com/8