https://www.traditionrolex.com/8
<p>Когда мы говорим, что Беларусь интересна для туристов (а ведь действительно – природа Беларуси просто уникальна) и принимается много мер по привлечению потока туристов, в том числе и по увеличению транзита иностранцев через Беларусь, то все это звучит красиво и логично. Но на практике все оказывается далеко не так радужно</p>

Что такое – почувствовать себя туристом в своей стране? Если вы еще не пересекали западную границу нашей страны, то читайте присланную историю от PaVl Gorodenski, сообщает «Блог Гродно».

Когда мы говорим, что в Беларусь интересна для туристов (а ведь действительно – природа Беларуси просто уникальна) и принимается много мер по привлечению потока туристов, в том числе и по увеличению транзита иностранцев через Беларусь, то все это звучит красиво и логично. Но на практике все оказывается далеко не так радужно.

Да, действительно в стране высокими темпами развивается туристическая инфраструктура, разрабатываются привлекательные маршруты, развивается информационная составляющая. Однако, похоже, чиновники забывают об одной из немаловажных (можно сказать, основополагающих) составляющих туристической привлекательности страны, о том, с чем в первую очередь сталкивается любой человек (будь то турист, бизнесмен или транзитный путешественник), въезжающий в нашу страну (или выезжающий из нее) – мы говорим о государственной границе и соответствующей инфраструктуре пограничных переходов.

Чтобы  понять, о чем идет речь, приведу несколько примеров из жизни. Хочу заметить, что речь идет не о каких-то особенных ситуациях. С нижеприведенными ситуациями с вероятностью 90% сталкивается любой человек, пересекающий границу нашего государства с Евросоюзом (в данном случае белорусско-польскую границу), и, к сожалению, для нас это становится чем-то обыденным и само собой разумеющимся.

Итак, пример первый: Пересечение границы при поездке из Беларуси в Польшу.

Мы с друзьями (несколько семей с детьми), объездив достопримечательности Беларуси, решили на время оставшегося отпуска на несколько дней совершить экскурсию по историческим местам Польши (на нашем месте могли быть и транзитные путешественники, направляющиеся,  например, из России в Евросоюз, или европейцы, возвращающиеся из самостоятельной туристической поездки по Беларуси, и многие другие категории людей).

Еще не подъезде к пограничному переходу «Брузги» перед нами предстает следующая картина – длинная очередь из легковых машин (в несколько рядов), растянувшаяся на несколько километров.

Как добропорядочные граждане, встаем в эту очередь, успокаивая себя тем, что ничего не поделать – летний сезон, у людей отпуска, не мы же одни хотим попутешествовать по Европе. В очереди несколько машин с российскими номерами, но в подавляющем большинстве машины на белорусской регистрации. В общем-то, мы были готовы к определенным трудностям с пересечением границы, но когда на протяжении полутора часов наша очередь (причем оба ряда машин) не сдвинулась ни на сантиметр, мы решили уточнить, с чем это связано. Прогулявшись вдоль очереди до пограничного поста, мы с удивлением отметили, что в основном в стоящих машинах было только по одному человеку, согласитесь, как-то странно отправляться в путешествие или на экскурсию в одиночестве. Но мы люди адекватные, понимаем, что у большинства стоящих в очереди людей несколько другие цели, нежели туризм.

Но вот то, что мы увидели дальше, уже не вписывалось ни в какие правовые и человеческие рамки. В то время как половина ожидающих, выстроившись в четкие ряды, терпеливо ждала продвижения очереди, впереди, перед самой границей, на глазах у представителей пограничной службы творился настоящий беспредел:

Поперек дороги, перекрыв движение, стояли пустые видавшие виды машины известной народной марки, в то время как впереди был практически свободный проезд до границы. Возле этих машин кучковались люди, которые, щелкая семечки, с ухмылкой поглядывали на всех остальных стоящих в очереди и даже не собирались садиться в машины. По обочине то и дело подъезжали машины, зачастую с выключенными фарами (и это в 12 часов ночи!) и втискивались в заранее подготовленные  для них «коллегами по цеху» места в очереди. Короче, картинка не для слабонервных, а мы еще удивлялись, почему очередь не двигается!

Не менее удивительной для нас была реакция пограничника, стоявшего на въезде. В ответ на наше обращение о необходимости навести порядок на подъезде к границе прозвучал ответ, что эта ситуация его, как пограничника, не касается, у него другие задачи. И тут же при нас пограничник, чуть ли не обнявшись с одним из вышеописанных владельцев Бэ четвертых «Пассатов», завел с ним задушевную беседу.

Во как! Вроде бы человек при исполнении обязанностей, а позволяет себе серьезные вольности, да и регулирование ситуации на подходах к границе не входит в его обязанности (интересно, а что же тогда входит в его полномочия?). Чудеса!

Ну да ладно, может, действительно мы неправильно понимаем задачи пограничной службы и эта, не совсем здоровая ситуация, разворачивающаяся всего в нескольких метрах от государственной границы, не является чем-то экстраординарным и никак пограничников не касается,  а панибратские отношения человека в форме с завсегдатаями пограничного перехода это обычное дело?!

Не в силах терпеть этот беспредел мы решили самостоятельно принимать меры по наведению порядка на границе (звучит пафосно, но по сути верно). Где-то просьбами, где-то уговорами, а где-то и под угрозой вызова ГАИ или других силовых органов нам в итоге удалось ликвидировать пробку перед границей, и очередь потихоньку стала продвигаться.

Мы с товарищем вернулись к своим машинам, где наши жены радостно известили нас, что после двухчасового стопора очередь стала довольно интенсивно продвигаться вперед (интересно, и чего это вдруг?). Но тут обнаружилась очередная проблема – сбоку по обочине постоянно проскакивали машины, ну, видимо, это были те, кому быстрее всех надо. Может, конечно, у них действительно в баке солярка вот-вот норовила испортиться, и им, бедолагам, надо было срочно ее сливать где-нибудь на чужой территории (ну, чтоб свою землю не загрязнять), но ведь это ж не наши проблемы! Чтобы пресечь движение этого каравана торопыг, мы сместили одну из наших машин ближе к обочине так, чтобы объехать очередь справа было невозможно.

И вот здесь началась вторая часть «марлезонского балета». Одни водители быстро понимали, что проехать дальше вне очереди у них не получится, и встраивались в очередь, а другие пытались оказывать на нас прессинг, что-то недовольно бурчали и грозили проколоть колеса. Но они не учли одного, если у них был только один повод спешить – это «скоропортящаяся» солярка у них в баках, то у нас был стимул гораздо весомей – спящие дети и уставшие жены в машинах и предстоящая дорога в 700 км до места назначения. И мы отстояли до последнего, не пропустив ни одного торопыгу без очереди.

В итоге благодаря нашим активным действиям мы пересекли границу (впрочем, и окружающие нас люди тоже) где-то за 4 с лишним часа (вместо прогнозируемых 6-7 часов), потратив, однако, при этом немало сил и нервов.

Невольно возникает вопрос: неужели пограничники, таможенники, ГАИ или иные структуры не могут навести элементарный порядок на подъезде к границе? Или такая ситуация на границе устраивает государство? Сомневаюсь. Полагаю, что имидж Беларуси и ее туристическая привлекательность в данной ситуации серьезно страдает. (В данном случае я уж и не говорю про очевидную необходимость обеспечения правопорядка и защиту законных прав граждан Беларуси).

Пример второй: Пересечение белоруско-польской границы со стороны погранперехода «Кузница» (Польша).

Возвращаясь на машине домой, в Беларусь, после небольшой трехдневной поездки по достопримечательностям Польши (Краков, Варшава), мы оказались в многочасовой очереди к пограничному переходу «Кузница»–«Брузги». Стоя в этой пробке, мы в первую очередь нелестно подумали о наших польских соседях, но на деле все оказалось совсем иначе (впрочем, не будем идеализировать польские пограничные и таможенные службы, проблем там более чем достаточно, но об этом позже).

Безусловно, с технической точки зрения подъезд с польской стороны к погранпереходу «Кузница»–«Брузги» ни в какое сравнение не идет с подъездом к данному переходу с белорусской стороны. Если на белорусской стороне организовано две полосы для легкового транспорта и отдельно несколько полос для грузовых машин, автобусов и VIP транспорта, то с польской стороны ни о каком разделении на отдельные полосы и речи не идет. На одной полосе, прихватывая обочину, стоит многокилометровая очередь грузовых автомобилей и, порой не менее длинная, очередь легковых авто. Ну, а те, кто имеет право на внеочередное пересечение границы или просто хочет въехать в населенный пункт Кузница со стороны Белостока, будьте любезны двигаться по встречной полосе. И в то же время на территории Польши при подъезде к границе вдоль очереди постоянно курсирует пограничная служба и полиция, пресекая возможные нарушения и большими штрафами отбивая у особо спешащих охоту вклиниваться без очереди (и что мешает белорусской стороне организовать аналогичное патрулирование на нашей территории?).

Но вернемся к вопросу о прохождении границы. Итак, отстояв многочасовую очередь на подъезде к границе, мы наконец-таки оказываемся непосредственно на пограничном переходе. И здесь мы видим, что на польской территории работают практически все (а их более 5) пункты оформления, но очереди к ним практически не двигаются. В памяти всплыли воспоминания о ранее проводимых польскими таможенниками так называемых «итальянских» забастовках. Неужели снова эта забастовка?

Решаемся аккуратно выяснить, в чем же причина столь медленной работы польских пограничных и таможенных служб. В итоге узнаем, что польские пограничные службы работают в штатном режиме, но вот белорусская сторона пропускает на свою территорию не более 10–15  машин в час, создавая при этом на польской стороне огромную пробку. Из-за данной пробки машины, прошедшие необходимое оформление, не могут продвинуться вперед и освободить место для оформления других машин, и, соответственно, очередь нарастает, как снежный ком.

Спустя 3-4 часа нахождения на польской части погранперехода, мы попадаем наконец на белорусскую территорию и направляемся к нашим пунктам оформления в ожидании увидеть там огромную очередь (а иначе почему так медленно пускала белорусская сторона машины?). Подъезжаем ближе, а там... практические ПУСТЫЕ терминалы! За 10 минут мы проходим пограничный и таможенный контроль, оборачиваемся – а пункты оформления снова пустые, и это при том, что на польской стороне ожидают въезда в Беларусь сотни машин!

Возникает вопрос: кого мы пытаемся обманывать? Зачем искусственно и демонстративно создавать видимость идеальной организации работы на белорусской стороне, не пропуская при этом машины, скопившиеся на сопредельной территории. Для кого вся эта показуха?

Хотя, оно ж и понятно, зачем впускать всех сразу, ведь тогда очередь образуется на белорусской стороне погранперехода (имеющей, кстати, весьма обширную территорию). Проще не впускать сразу весь поток, а искусственно ограничивая количество въезжающих машин, работать в комфортном для себя (ну т.е. для пограничных и таможенных служб) режиме. А то, что белорусские граждане и иностранцы, желающие въехать в Беларусь, «маринуются» на польской стороне, так это ж проблема поляков. Неужели именно такой логикой руководствуются сотрудники таможни и пограничных служб на погранпереходе «Брузги»?! Надеюсь, что нет!  Впрочем, в той конкретной ситуации сотрудники таможни не посчитали нужным что-либо нам объяснить о причинах происходящего, а лишь демонстративно указали в сторону выезда с территории погранперехода «Брузги» (дескать, езжайте подобру-поздорову).

Таким образом, на пересечение польско-белорусской границы у нас ушло не меньше 10 часов. Более чем уверен, что данное время могло бы быть сокращено в разы при надлежащей работе соответствующих пограничных и таможенных служб.

Итак, попробую подвести некий итог. Захочу ли я с семьей еще раз преодолеть трудности по пересечению границы? Несмотря на всю сложность и несуразность описанных ситуаций, однозначно «да». Но только потому, что я хочу посмотреть мир, я хочу показать моему ребенку новые места, различную культуру, исторические достопримечательности, да и просто пообщаться с людьми других национальностей, что, несомненно, способствует гармоничному развитию личности. (Ну, вот такая у нас славянская натура – любим мы преодолевать трудности!). Захотят ли иностранцы, столкнувшиеся с вышеуказанными сложностями, снова приехать в нашу страну?  Не знаю. Иностранные туристы избалованы высоким уровнем сервиса и комфорта, имеют возможность путешествовать по всему миру. Боюсь, что, несмотря на красоту и уникальность Беларуси, такая ложка дегтя, как неоправданно сложное прохождение границы, отпугнет многих иностранных туристов. Но это лишь мое субъективное мнение, очень хочется надеяться, что оно ошибочно.

https://www.traditionrolex.com/8