https://www.traditionrolex.com/8
<p>XIV Международный рыцарский фестиваль «Белый замок» в минувшие выходные прошел в Острошицком Городке (в историко-культурном центре «Рыцарский замок»). Это старейший в Беларуси рыцарский фестиваль, который с успехом проводится в нашей стране вот уже 14 лет. Но в этот раз после завершения мероприятия настроение у организаторов далеко не радужное – «Белый замок» оказался под угрозой закрытия. Об этом журналисту газеты «Туризм и отдых» рассказал директор историко-культурного центра «Рыцарский замок» Дмитрий Нестюк, в рыцарской среде известный как Магистр ордена Северного Храма Годфруа де Монмирайль</p>

XIV Международный рыцарский фестиваль «Белый замок» в минувшие выходные прошел в Острошицком Городке (в историко-культурном центре «Рыцарский замок»). Это старейший в Беларуси рыцарский фестиваль, который с успехом проводится в нашей стране вот уже 14 лет. Но в этот раз после завершения мероприятия настроение у организаторов далеко не радужное – «Белый замок» оказался под угрозой закрытия. Об этом журналисту газеты «Туризм и отдых» рассказал директор историко-культурного центра «Рыцарский замок» Дмитрий Нестюк, в рыцарской среде известный как Магистр ордена Северного Храма Годфруа де Монмирайль:

– С одной стороны, фестиваль удался. Нам повезло с погодой, у нас было порядка 400 участников, были зрители, мы подготовили очень интересную программу. С другой стороны, мы осознаем, что наши вложения не окупились…

Начну с самого начала. Наш клуб занимается военно-исторической реконструкцией 18 лет. За это время мы организовали и провели огромное число фестивалей. В марте этого года, после проведения очередного фестиваля представители МВД составили на нас несколько протоколов, пообещали передать дело в административный суд и заявили, что рыцарские фестивали – это массовые мероприятия, на которые нужно получать разрешения. Наш историко-культурный центр Ritterbug не находится в городской черте, это частная территория, нам непонятно: почему на своей территории мы не можем проводить свои мероприятия? Но закон есть закон, и мы согласились.  

Перед проведением фестиваля в августе мы обратились в исполком и получили разрешение на проведение массового мероприятия. Вроде бы никаких проблем. Мы спокойно готовили фестиваль. По условиям, нам также необходимо было получить разрешение в милиции, пригласить медиков и т.д. Все как всегда. Однако на этот раз нам запретили продавать на мероприятии пиво и алкоголь, лишив тем самым  даже минимального дохода. Мы обратились в исполком за разъяснениями, где нам четко разъяснили, что мы имеем право торговать на разлив напитками в помещении, где у нас расположена точка общепита. Мы сообщили об этом сотрудникам милиции и получили официальный ответ: «Торгуйте. Но мы приедем и закроем фестиваль, опозорим вас на всю страну». – «Почему?» – спрашиваю я. Ответ поразил: «Потому что мы вас охраняем, а не исполком».

Парадокс состоит в том, что мы оплачиваем работникам милиции их услуги по охране мероприятия. Как мне сообщили, мы еще немного платим, власть могла бы обязать нас и турникеты поставить, и металлоискатели для проверки зрителей в оплату включить. Такой вот перечень услуг, навязываемых государством устроителям.

В настоящий момент мы стоим перед фактом: без окупаемости мероприятия проводить наш фестиваль мы не можем. У нас нет спонсоров, мы не получаем гранты, мы не миллионеры. Все члены оргкомитета, работающие над организацией нашего мероприятия, делают это бесплатно. Участники фестиваля приезжают к нам за свой счет, питаются за свой счет, тратят деньги на снаряжение и подготовку. Но это вовсе не значит, что мы можем обойтись без средств, мы должны оплачивать транспорт, аппаратуру, рекламу, полиграфию.

Формально, по закону, в этой ситуации все верно: алкоголь, действительно, запрещено продавать на массовых мероприятиях. Но ведь это только формально. Должен ведь быть какой-то дифференцированный подход. Когда-то, пока мы работали без разрешений, нам грозили штрафами, административными взысканиями. Как только мы получили все разрешения, появилось еще больше проблем.

Мы работаем по принципу самоокупаемости и напрямую зависим от того, сколько к нам приедет зрителей, сколько они съедят и выпьют, дав тем самым необходимый доход, чтобы наше мероприятие могло в принципе существовать. Сейчас мы оказались в долгах, с которыми неизвестно как рассчитаться. Но, насколько я понимаю, первоочередной задачей госструктур  должно быть содействие таким фестивалям, как наш. Денег из бюджета мы не просим, платим налоги, доход идет в казну государства. К нам на фестиваль приезжают люди из разных стран: из России, Украины, Польши, Литвы. Мы привлекаем зарубежных туристов в страну. Делаем полезное дело, но… работаем себе в убыток. Это нонсенс.

К примеру, на грюнвальдском фэсте, крупнейшем историческом фестивале в Польше, все обстоит иначе – работает огромное количество точек общепита, где к услугам участников и зрителей – все, что душе угодно, включая пиво, мед, различные алкогольные напитки, приготовленные по старинным рецептам. Нам все нельзя. Получается, что Беларуси невыгодны такие мероприятия, как наше. Мне кажется, власти должны пересмотреть свое отношение к движению исторической реконструкции, думаю, мы заслуживаем уважения хотя бы потому, что не уехали из Беларуси и хотим развивать рыцарское движение и событийный туризм у нас.

Почему отношение к представителям рыцарского движения такое, словно мы собираемся лишь для того чтобы напиться? У нас очень строгие правила. Мы не допускали и не допускаем на фестиваль лиц, ведущих себя неадекватно. А если таковые лица выявляются в процессе проведения мероприятия, наша охрана работает четко. Это не раз отмечали сами работники милиции. Парадокс состоял в том, что с собой привезти и выпить было можно, а на месте купить нельзя. Многие зрители так и сделали – приезжали уже «затаренные». Как говорится, без комментариев.

Почему-то у нас в стране до сих пор работает принцип, что проще запретить что-то, чем разрешить и поддерживать порядок. Я не хочу прослыть в глазах работников госструктур обиженным предпринимателем, но считаю, что кто-то должен сказать о политике двойных стандартов, чтобы власти обратили на это внимание. К примеру, в тех же «Дудутках» на массовых мероприятиях, например, таком же, как у нас средневековом фестивале «Наш Грюнвальд», спокойно продают алкоголь (в том числе и самогон). В чем разница между двумя фестивалями?

Несмотря на эти проблемы, фестиваль продолжается, в этот раз мы сохранили наше лицо даже при плохой игре и поддержали у людей хорошее настроение. Но при этом праздник прошел мимо нас. Потому что все дни фестиваля мы напряженно думали и думаем сейчас, как будем расплачиваться по долгам.

Впрочем, мы полны сил, энергии, за 18 лет мы прошли долгий путь и никогда не впадали в отчаяние. Просто считаем, что удушающими мерами можно добиться лишь того, что в Беларуси не останется ни одного неформального рыцарского мероприятия, где участники не ждут подачек и гонораров от устроителей, а сами хотят приехать на мероприятие. Будет ли это хорошо для страны – большой вопрос.

https://www.traditionrolex.com/8