<p>Большое количество людей, приехавших на фестиваль собственным транспортом, породило одну из самых больших проблем любых белорусских open air – вопрос о парковке. Сотни и сотни машин, оставленных на значительной дистанции от места, где раскинулся лагерь народных умельцев, зачастую были поставлены так, что блокировали друг друга. Если кто-то хотел уехать пораньше – надо было ждать, пока сосед-автолюбитель придет. Кто ругался, кто говорил себе: «Ну ладно, прогуляюсь среди павильонов-подворий еще часок», – а некоторые лепили на лобовые стекла наклейки: «Дайте выехать белому «Опелю», пожалуйста!»</p>

Этнокультурный фестиваль, посвященный жизни колоритного белорусского региона – Полесья, во второй раз всколыхнул жизнь тысяч неравнодушных белорусов. Автор, посетив мероприятие 2010 года, сравнивает путь эволюции, который прошел «Зов Полесья» за два года, констатируя приличный рост. Подтверждением этого может послужить хотя бы количество посетителей фестиваля: если в позапрошлом году в Лясковичи приехало не более 5 тысяч человек, то на этот раз людей не менее 10–12 тысяч. Для того чтобы более объективно оценить свои впечатления и ярче увидеть плюсы и минусы культурного события, я присоединился к интернациональной семье – белоруске Янине и ее мужу – уроженцу Турции Месуту Тешеккюру и послушал их отзывы о фестивале.

Весомое количество людей, приехавших на фестиваль собственным транспортом, породило одну из самых больших проблем любых open air – вопрос о парковке. Сотни и сотни машин, оставленных на значительной дистанции от места, где раскинулся лагерь народных умельцев, зачастую были поставлены так, что блокировали друг друга. Если кто-то хотел уехать пораньше – надо было ждать, пока сосед-автолюбитель придет и отгонит своего четырехколесного друга. Кто ругался, кто говорил себе: «Ну ладно, прогуляюсь среди павильонов-подворий еще часок», – а некоторые лепили на чужие лобовые стекла наклейки: «Дайте выехать белому «Опелю», пожалуйста!»

– У нас в иле (территориально-административная единица Турции) Конья с 1970-х годов проходит выставка-ярмарка лошадей «Фарис», – проводит параллели минчанин с двухлетним «стажем» Месут Тешеккюр. – И туда приезжают десятки тысяч любителей покататься на конях, знатоков племенного коневодства, просто ценителей этих прекрасных животных. В последние годы там начали появляться похожие проблемы: машины заполоняли огромные пространства – и ни пройти ни проехать. Так организаторы «Фариса» стали за месяца два до события распространять через социальную сеть «Фейсбук» и «Йылдырим» (ее местный турецкий аналог) предложение вступить в группу, которая бы получала информацию о мероприятии. Так люди не только знали, что, где и как – они еще и оставляли  свои номера телефонов, машин модераторам, которые действовали в режиме он-лайн. Например, «запечатали» твою машину – ты бросил в чат запись: «Пожалуйста, помогите выехать, номер мешающего джипа такой-то». Модераторы ищут по своей базе контакты виновника, звонят-разъясняют, и тот уже через 5–10 минут на месте! Один из полезных сервисов – вид со спутника, работающий как GPS-навигатор: шофер находит шофера без лишних блужданий по территории лагеря. Хотелось бы, чтобы в будущем «Зов Полесья» получил такую поддержку через интернет, ведь телефоны с выходом в мировую сеть сейчас есть у каждого пятого.

– А мне, например, было трудно купить воды для ребенка: наша пятилетняя Соня много пьет в жару, если не давать ей напиться – капризничает, – поддерживает беседу Янина. – А приобрести продукты, питье было частенько трудновато – палаток с продуктами могло быть и побольше, а главное, они порой были размещены так, что очереди покупателей, извиваясь, частенько «разрывались» потоком проходящих людей. Разместить торговые точки не мешало таким образом, чтобы они не находились на «перекрестках» движения гостей фестиваля. Или попросту поставить ларьков-палаток побольше, чтобы очереди быстрее рассасывались. Лично я была бы рада системе обслуживания, какая работает на музыкальном фестивале в Лидсе, Англия, где к стоящим в очереди людям подходит работник, записывает заказ, отдает стикер с его номером и ставит помощников продавца в известность. Когда ты подходишь к кассе, твой заказ скомпонован – остается лишь расплатиться.

Также минчанка пожелала организаторам фестиваля (а ему, возможно, со следующего года придадут статус международного, что будет налагать соответствующие обязанности) обратить внимание на качество продуктов. Что ни говори, а еда для туристов – вопрос первостепенной важности. Картофель – наш национальный продуктовый бренд – должен культивироваться как одна из визитных карточек «Зова Полесья». А в плане питания обнаружились серьезные изъяны: линейка блюд была очень небольшая, еда приготовлена по принципу фаст-фуда. Читатель скажет: но для фестиваля с тысячами посетителей не наготовишь ресторанных блюд! Совершенно верно, однако в том-то и дело, что без драников, верещаки, мачанки, колдунов, блинов на льняном масле белорусский фестиваль – пустой звук! А в пластиковых тарелках посетителей можно было заметить все те же унылые шашлыки (на которые даже кавказец не взглянул бы, так как шашлык – это не просто поджаренные кусочки мяса), магазинные сосиски-сардельки, картофель-фри. Одним словом, пища фестиваля была такая же, какую автор ел на Грушинском музыкальном фестивале под Самарой и на фэсте «Сiчь» на острове Хортица в Украине. Стандартная, нехлопотная в приготовлении, но абсолютно не атмосферная. А еда должна подпирать своим «авторитетом» мероприятие, делая его узнаваемым…

Правда, все эти проблемы были заслонены изобилием представленных подворий «Полесская слобода», и, в частности, множеством прекрасных изделий быта, созданных руками кустарей. Месут подолгу крутил в руках все деревянное: ложки, кадушки, плетенные из ивы корзины, исправно покупая все, что ему попадалось в руки. В глубинке его родной илы Конья, бедной на растительность, большинство изделий – из обожженной глины и дикой лозы. Накупив целую гору всякого рода сувениров в подарок иностранный гость Месут довольно быстро столкнулся с проблемой, что обновы… попросту негде оставить. К сожалению, никакого подобия камеры хранения на фестивале предусмотрено не было: кустари держать у себя проданный товар лишний час не желали, а наслаждаться праздником с забитыми сумками было проблематично. И, покупая очередную партию увесистых сувениров, Месут был вынужден «конвоировать» ее к своему припаркованному метрах в 500 «Рено». Сами понимаете, от лишних хождений ощущения непрерывного любования мероприятием утрачивалось – но что поделаешь? Некоторые щедрые на покупки белорусы использовали более проблемный вариант: оставляли одного из членов семьи охранять купленное, чтобы погулять, а потом сменить «часового» у упакованного резного шкафа или комода в стиле Поречья.

– С водой для мытья рук, зеркалами, чтобы осмотреться-прихорошиться, также беда, – сетует Янина. – Я не спорю: главное на «Зове Полесья» – культура, а не бытовые удобства, но современный человек к ним привык – и «инфраструктура» праздника должна идти в ногу с магией творчества. Культура быта – тоже важное дело!

2012-08-25_i8_5256

2012-08-25_i5_5213

2012-08-25_q2_7385

2012-08-25_q5_6955

2012-08-25_i15_5135

2012-08-25_i15_5181

2012-08-25_i4_5191

 2012-08-25_i6_5090

2012-08-25_i5_5199

2012-08-25_i11_5117

2012-08-25_q13_7084

2012-08-25_q5_6825

2012-08-25_q4_6831

2012-08-25_q8_7427

2012-08-25_q8_7430

2012-08-25_q2_6997

2012-08-25_q2_7361

2012-08-25_q2_7376

 

2012-08-25_q4_6828

2012-08-25_q3_6746

2012-08-25_i5_5206

2012-08-25_i8_5142

2012-08-25_i8_5183

2012-08-25_i8_5228

2012-08-25_i8_5234

2012-08-25_q2_6636

2012-08-25_q2_6995

2012-08-25_q14_6898

2012-08-25_q3_6792

2012-08-25_q6_6651

2012-08-25_q13_7045

2012-08-25_q8_7441

2012-08-25_q8_7434