https://www.traditionrolex.com/8
<p>Изначально идея проекта охватывала широкую территорию и Беларуси, и Польши. Хотелось посетить Беловежскую пущу, Свислочь, Волковыск, Красносельск, Скидель, Гродно, Августов, Супрасль, Белосток, Хайнувку, Грабарку. Однако буквально за несколько дней до отъезда пришлось внести коррективы в сторону упрощения, из-за того что половина участников была несовершеннолетней. Хотя сейчас, после приезда, смею заверить, что именно эта часть участников справилась бы со всей трассой лучше остальных</p>

Поясню, что изначально идея проекта охватывала широкую территорию и Беларуси, и Польши.
Хотелось посетить Беловежскую пущу, Свислочь, Волковыск, Красносельск, Скидель, Гродно, Августов, Супрасль, Белосток, Хайнувку, Грабарку, пишет ValodZia на Velobrest.org.

Однако буквально за несколько дней до отъезда пришлось внести коррективы в сторону упрощения, из-за того что половина участников была несовершеннолетней. Хотя сейчас, после приезда, смею заверить, что именно эта часть участников справилась бы со всей трассой даже лучше, чем другая часть.

Итак, 12 августа, воскресенье. Полдень. Каменюки

Марина З., Павлик Б., Саша З., Володя Б. пристроили свои велосаквы и выдвинулись в пущу. О пуще много сказано, добавить нечего: чистый воздух, отсутствие ветра, великолепные дороги, дух леса и свободы. Погода была еще относительно устойчивой. Чуть-чуть капало, чуть-чуть светило. Непринужденно и спокойно, с мелкими остановками мы докатили до Тиховоли. Далее – турбаза, размещение, оплата, чистка картошки, приготовление ужина, ужин, костер.

У костра сытые и довольные путники устремили свои взгляды на небо в ожидании обещанной мною пыли кометы. Однако закат солнца, надвигающиеся облака и нескрываемый зёв участников привел нас к единодушному мнению: пора в люлю! Ведро воды в костер – и мы уже в кроватях.

Следует отметить, что наконец-то на турбазе поставили настоящие кафельные унитазы. Это существенный прогресс. Поставили также и душевую кабинку, но ввод ее в эксплуатацию намечен, наверное, на следующий велосезон.

13 августа

Проснулись от шума дождя. Мне стало грустно. То, о чем так уверенно и долго твердили синоптики, свершилось. Я встал, походил 5 минут и опять лег в кровать. Сначала мне захотелось спряться под одеялом, чтобы меня забыли, потом захотелось подойти к каждому из велотуристов, заглянуть в глаза и сказать: «Это не я вас затащил сюда, вы сами приехали...» Саша Зуй прервал мои самооправдательные мысли и по-отечески заверил: «Доедем короткими дистанциями с остановками во время сильного дождя. Вставай, займись лучше чайником». Пришлось подчиниться.

Чайник, завтрак, сборы, выезд и проклятый дождь! В пуще, кстати, дождь оказался менее интенсивным, но капли – ну, а капли такие толстые и жестокие. Одна пущанская капля, падая с листьев на одежду, пробивает весь многослойный пирог и щедро «освежает» тело.

Легкие перекусы по дороге, чай и сладости, болтовня ни о чем. Но тут звонит Паша Рябов и говорит с придыханием в трубку: «Мы с Настей в Каменюках и выдвигаемся на Переров». Вау! Ну это совсем другое дело. Шестером промокать веселее. Короче, встретились мы на границе, причем Рябовы приехали раньше нас.

Переров, шлагбаум, граница, пограничники, таможенники, протокол, задержка, штампы, шлагбаум. Снова дорога.

После Беловежи поворот на Наревку по грунтовой дороге, изрядно залитой дождем. По пути обращаем внимание на выстланный деревом «шлях для Nordic Walking». Совершаем по ней экскурсию на велосипедах с короткой остановкой на смотровой площадке.

1

На этой дорожке происходит первое интересное событие нашей поездки – красивейшее групповое падение велосипедистов. Представьте себе: едет Саша и слегка поворачивает руль налево, вправо заносит его правое колесо, и он обалденно красиво заваливается на левый бок. Через долю секунды этот же реверанс в точности повторяет Павлик, а за ним и Марина. Я ехал четвертым и наблюдал все это. Завораживающее зрелище! Жаль, не было возможности нажать REPEAT!

Далее – проезд по пущанской грунтовке

2

до Наревки и еще далее – до Семянувки. Дождь все время усиливался. Место ночлега в Семянувке – это, как мы поняли, условное название. Нужно было проехать еще Tarnopol и заехать в Stary Dwor. Не думаю, что это было больше, чем десять километров. Под сильным ветром и довольно сильным дождем мы собрались под крышей амфитеатра. Одежда и обувь промокли до нитки.

3

4

Было реально холодно, и я в тот момент сильно пожалел, что втянул детей в «Северно-Полесскую авантюру». Дрожащими от холода руками я набрал Мирека и в ответ услышал: «O сholera!», что в переводе с польского означало: «Милости просим!».

Не прошло и десяти минут, как мы очутились в доме у Мирека возле камина с горячим чаем и теплым душем.
Мирек был искренне рад: он смеялся, угощал бигосом, учил правильно готовить картофельные блюда, капал в рюмки горячительные пилюли, приглашал гостей посмотреть на нас, травил какие-то анекдоты. Вечер получился очень душевным.

Несколько слов о водохранилище. Интересное место. Вода чистая. Есть остров. Потенциал этой водной поверхности очень велик. Видно, что до настоящего времени это место не имело успеха как туристическое. Однако все начало меняться. Мирек подтвердил, что каждый год в эти места приезжает все больше и больше народу.

Если у вас, уважаемый читатель, будет лежать путь из Бреста в Белосток, а также будет стоять вопрос, где совместить ночлег с водным отдыхом (купание, байдарки), то рекомендую выбрать Stary Dwor. Здесь немноголюдно, чисто и как-то необычно. Тем более что здесь живут друзья нашего клуба.

14 августа

Слабый дождь. Лужи. Сырость. А также симптомы тяжелейшего «Kaca». Гостеприимство всегда имеет свою оборотную сторону, которую остро чувствуешь утром следующего дня. Впереди 80 км пути. Впереди и красивейший город Белосток. Почти час мы потратили на укутывание наших тел и конечностей в полиэтиленовую пленку.

5

6

Не знаю, дало ли это какой-то результат коллегам, но я от этой процедуры отказался. В этот день дождь и сырой ветер я принимал как благодарность. Трасса была несложной.



7

Мы не последовали советам наших друзей и все-таки поехали через Zabludow. Трасса оживленная и
довольно опасная: много больших машин с полуприцепами, а в особенности тех, которые перевозят опасные грузы (бензин, сжиженный газ). Мне лично эти места были интересны.

8

Интересны были храмы в Zabludowie и виднеющиеся стены и купола монастыря в деревне Zwierki.

Докатили-таки до Белостока, на одном дыхании доехали до самого его сердца – площади Костюшко, тем самым проскочив место нашего ночлега. Мы не могли поверить, что Юрек заказал нам ночлег прямо возле дворца Браницких в городском парке. Место, пожалуй, самое лучшее в городе. ЦентрЕЕ, так сказать, не бывает.

9

Студенческое общежитие я бы не назвал общежитием. Имеющиеся условия в этом заведении дадут фору многим белорусским отелям.

10

Пока мы распаковывали вещи, Павел успел встретиться со старыми друзьями, которых не видел 17 лет. Жуткое совпадение: он приехал в город, который не помнит, когда видел, и после случайной остановки встречает друга-сокурсника, а также почти в тот же момент роверистку, с которой имел честь познакомиться ранее. Фантастика!

Далее размещение, распаковывание вещей, перекус, прогулка по городу, звонки, обмен валюты, посещение торгового центра и прочее, а также необычная встреча: к нам в общагу приехал вице-мэр  Белостока господин Сосна. У него очень известное на Беларуси имя – Александр Григорьевич. За это, говорит, его очень уважают белорусские пограничники.

Он подарил нам интересные буклеты о городе, много рассказал о жизни Белостока и пригласил утром на службу в собор Св. Николая, где обещал быть сам. Кроме этого, мы договорились, что он поприсутствует на вечерней покатушке следующего дня. И еще... Он пообещал собственноручно нарисовать нам маршрут на карте до Хайнувки. Надо сказать, что свое слово он сдержал. Мы были удивлены, что человек из городской управы, а также член комиссии по делам национальностей и религий при президенте РП – настолько живая личность. Оказалось, что он не просто образованный умный человек, а увлеченный велосипедист, коммуникабельный чиновник и очень юморной собеседник. Прекрасно владеет русским и белорусским языками. Хотя для Белостотчины это, возможно, не является чем-то особенным. Здесь население несколько отличается от западных земель Польши. Люди какие-то совсем как родные.

15 августа

Утро началось с посещения храма. Мы пришли заранее. Я очень хотел приложиться к мощам св. Гавриила Белостоцкого. Мощи его маленького детского тельца покоятся с правой стороны храма. Говорят, что в скором времени они будут перенесены на его родину – в деревню Zwierki. Мы приобрели свечи и икону, но почему-то с именем «Гавриил Заблудовский». Постояли на литургии.

В этот день в Польше отмечалось два праздника – Успение Богородицы (катол.) и День Войска Польского. Это был  официальный выходной. На литургии я впервые увидел церемонию внесения войсковых польских штандартов и хоругвей в момент службы. Я нигде ничего подобного не видел. Возможно, такое практиковалось в царской России? Но в настоящее время на наших землях такого точно нет. Просто нет такой традиции в богослужениях. Вот такая особенность есть у православного люда Польши.
Отстоять всю службу по рекомендациям Александра Григорьевича мы не смогли из-за отсутствия времени. Нас ждал маленький фестиваль Bike's z naszej Bajki, который проходил на бывших военных складах обмундирования. В двух словах – это был сбор поклонников велосипеда, где можно было украсить свой байк с помощью дизайнеров, получить наклейки от «местного ГАИ»,

11

12

посмотреть фильмы–истории о реальных велопутешествиях с живыми комментариями авторов, дать интервью польским СМИ, удивиться прыжкам и выкрутасам местных BMX-еров,

13

потрогать необычные велосипеды ручной работы.

14

15  

Здесь мы потратили интересных три часа. И посетили музей! Музей ретротехники. Тоже довольно интересный.

Кстати, на этом мероприятии мы встретили брестских коллег из «Планеты путешествий», которые притащили с собой  собственноручно сделанный Лигерад.
И только во второй половине дня погода дала понять: хватит дождить! Будет и солнце. Ура! Дождь в этом походе больше нас не беспокоил.

Буквально сразу после кормежки мы выдвинулись на запланированную покатушку. Место старта – городская ратуша. Кстати, ее здание было отстроено заново в 50-х годах, а до этого разрушено Красной Армией в начале Второй мировой войны.

Покатушку возглавил сам вице-мэр (в желтой куртке).

16

17

Он с ветерком прокатил нас Белостоку и провел, насколько позволяло время,

18

маленькую экскурсию по интересным местам. Не передать словами, как нас поразили сеть и качество велодорожек в Белостоке. Это надо видеть: велодорожки, велопереходы, велосветофоры, велопарковки, велоразвязки и... веломосты! А ведь 4 года назад этого еще не было и в помине. И надо сказать, вся эта инфраструктура очень востребована и детьми, и стариками. Самое главное во всем этом велоблаголепии то, что каждая мелочь сделана С УМОМ! Это очень важно. Ведь можно построить велодорожку, на которой никто не будет ездить (гребной канал тому пример). Помимо этого, город Белосток выглядит очень зеленым и, если можно так выразиться, очень экологичным.

19

В этом отчете не могу не поблагодарить господина Сосну, что нашел столько времени пообщаться с белорусами.
Далее – вечер, прогулки по ночному городу, ужин и прочее. Павел Р., кстати, удалился на встречу с другом «поработать печенью». В отместку и из ревности мы тоже устроили маленький «корпоративчик» с нашим новым польским другом Люцианом из Гливиц.

16 августа

Однако сегодня – начало обратного пути.

Погода – прелесть. Солнышко. Не жарко, не холодно. Едем по улице Мицкевича, сворачиваем в огромнейший торговый центр.

Покупки, ненужные покупки, бесцельное глазение по полкам, туалет, перекус и – в дорогу. До встречи, Белосток! Тут я вспомнил, что на форуме кто-то писал: «Белосток – город, в котором хочется остаться». Наши дети, кстати, вкрадчиво спрашивали: нельзя задержаться тут еще на денек?

Путь до Хайнувки был скорректирован и проложен по сельским, более безопасным дорогам. В окружающих пейзажах не было никакой разницы с Беларусью. В селах тоже много, а точнее, очень много сохранилось старых домов в нашенском простоватом стиле, которые можно встретить неподалеку от Несвижа, Слуцка и Барановичей.

20

Деревня как понятие общности людей и подворий умирает в Польше так же, как и у нас. Раньше я думал, что деградация Советской Деревни – это результат принудительной коллективизации. Вовсе нет. В Польше идет такой же процесс. Некоторые деревни просто исчезают или превращаются в дачные поселки богатых горожан. Разница только в том, что наши богатые горожане отгораживаются от остального мира глухим забором высотой в 4 метра.

Первая серьезная остановка – деревня Ryboly.

Мы в гостях у родителей белостоцкого художника.

21

Родители и, наверное, сестра, оказались настолько дружелюбными и гостеприимными людьми, что я испытывал легкую неловкость. Нас встречали так, как родители встречают молодоженов из загса. Стол, беседа, посещение мастерской и интереснейшие рассказы старшего поколения о военных временах и тамошних трагедиях.
22

Саша З. с большим интересом слушал все это и рассматривал почти музейные экспонаты хозяев. Формат этого отчета не позволяет изложить все то, что рассказал наш собеседник. Оказалось, что в этом селе в местном приходе батюшкой служит отец того самого Александра Григорьевича. Очередное интересное совпадение.

Далее путь лежал через Puchly, Pawly – уединенные, тихие и спокойные деревни. Идеальные места для общения бабушек/дедушек со своими внучатами во время летних каникул.

23

Дорога из Белостока на юг в сторону Хайнувки постоянно «с горки». Нам катилось очень легко и спокойно. Было прекрасное настроение.

24

Исполненные радости и задора, мы докатили до Хайнувки. Поселились в Domie Nauczycieli. Чисто, приятно, тихо. Полный расслабон. Через дорогу – аквапарк. Долго не раздумывая, мы на 2,5 часа забурились туда. Плескались, барахтались, катались, прыгали, парились в саунах, бултыхались в ледяную ванну и просто бездельничали в расслабляющей воде. Вот это релакс после пяти дней путешествия! Аквапарк пришелся весьма к месту. Настя назвала его апофеозом нашего путешествия.

17 августа

Последний день нашего мероприятия. Первым делом мы решили посетить друга нашего клуба – председателя одного из общественных объединений Яна Хомчука. Опять же, он этнический белорус, высшее образование получил в Минске. Поначалу я колебался, надо ли заезжать к нему. Ведь два года уже не было совместных проектов. Но когда мы вошли в кабинет, все сомнения рассеялись. Ян был очень рад нашему появлению. Мы очень тепло пообщались и пообещали друг другу быть на связи.

Далее стандартная схема: легкая пешая прогулка по городу, покупки и курс на Беловежу.
Дорога, польская часть пущи, Беловежа, шлагбаум, граница, пограничники, таможенники, без протокола, без задержки, штампы, шлагбаум.

25

Снова дорога. Белорусская пуща, асфальт, воздух, лес, Ляцкие, Каменюки.
У детей открылось не второе, не третье, а какое-то четвертое дыхание. Они перли так быстро и так легко, что я начал волноваться и нервничать из-за их догонялок. Но все прошло удачно. Мы финишировали.

Далее были рукопожатия, обнималки, попрощалки на стоянке в Каменюках.

Райд закончен. КОНЕЦ ФИЛЬМА.

26

Текст: ValodZia. Фото: Настя, Pablo, Павлик. ИГОГО: 350 км.

P. S. Юрек Токаюк опекал нас во время нашего приезда в Белосток. Он также организовывал фестиваль. В тот же день он отправлял группу на Пинские болота, разрешал визовые проблемы у отъезжающих поляков, по ночам встречал «свалившихся с неба» белорусов. Как он все это выдержал, не понимаю. Но в его поведении и взгляде я ни разу не заметил ни усталости, ни раздражения, ни уныния. Спасибо, Юрек, за твои заботы.

P. P. S. Жители Белостотчины часто, слыша наш разговор, спрашивали нас: «Вы из Беларуси?» – и, получив ответ, добавляли: «О-о-о, как вы прекрасно говорите по-русски». Всегда становилось неудобно, ЗА СЕБЯ!

https://www.traditionrolex.com/8