https://www.traditionrolex.com/8
<p>Невероятно, но факт. С добавлением километража велопробега мероприятие добавило и в массовости. Помнится, 50 километров в июне вызвались колесить пятьдесят человек. На старт же августовских «около семидесяти» прибыли… 70 велосипедистов</p>

Невероятно, но факт. С добавлением километража велопробега (до 65 км) мероприятие добавило и в массовости. Помнится, 50 километров в июне вызвались колесить пятьдесят человек. На старт же августовских «около семидесяти» прибыли… 70 велосипедистов, пишет «Вечерний Брест».

И это несмотря на активные запугивания синоптиков. Дождь в субботу настойчиво прогнозировали уже с четверга. И действительно, за час до старта несколько капель упали-таки с небес. Кто знает, может, именно они и стали тем фактором, который сравнял число участников с длиной дистанции. Не будь утро субботы таким пасмурным, на старте в Чернях точно собралась бы сотня велосипедистов.

А так «всего лишь» семьдесят. Зато каких! Еще в пятницу получил «на мыло» весть, которая возводила наш очередной выезд в почетный статус международного. К нам обещали присоединиться поляки из белостокского велоклуба Eskapada.

Слова не разошлись с делом. В 9.00 двое из них уже были на раздаче фирменных маек тура. Но каково было удивление участников, когда за мгновения до старта к нам присоединился квартет чернокожих велолюбителей! Те, кто возмущался далеким от центра города местом сбора, наверное, сразу забыли об этих неудобствах. Все-таки темные парни добирались до Черней из самой Нигерии (ох и знатный каламбур получился!). А если серьезно, ребята нынче коротают время по программе студенческих обменов в Брестском техническом университете. Вот, говорят, прочитали в «Вечерке» про вашу затею.

1

Короче говоря, стартанули с настроением. Десять начальных километров притирки к группам и седлам (очень старались ехать по правилам, разбившись на команды по 10 человек) прошли спокойно. Погода больше не хмурилась, наверное, окончательно решив больше не мешать этой велопрогулке в последние выходные лета.

2

Изучение «Храмового кольца» (в Брестском и Жабинковском районах нас поджидало пять памятников деревянного церковного зодчества) началось со збирожской церкви в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Эта «драўляная птушка Палесся» построена в 1610 году как униатский храм. Церковь неоднократно горела, восстанавливалась, переходила православным (с 1886 года), затем в 20-е годы прошлого века – католикам, после войны – снова православным. Но свою уникальную архитектуру сохранила.

3

Надо ж такому случиться, что у ворот храма нас встречала живая история здешних мест – 85-летний настоятель церкви отец Петр. Никто о встрече предварительно не договаривался, зная, что беспокоить пожилого священника зря не стоит.

4

А он как будто почувствовал, что у ворот церкви будет людно. И пришел. Открыл храм, пригласил зайти, благословил на дальнейший путь.

Про удивительную историю збирожской церкви более подробно рассказал велосипедистам историк, писатель и журналист из Жабинки Анатолий Бензерук. Анатолий Ростиславович любезно согласился провести нашу экспедицию по всему маршруту. Правда, на первый раз лишь в автобусе сопровождения.

5  

Анатолий Бензерук может бесконечно рассказывать об истории жабинковской земли.

Дальше путь велокаравана «Вечерки» лежал уже по окрестностям Жабинки, в изучении которых Анатолий Бензерук и съел свой пуд соли. Малые Сехновичи, как утверждает историк, это как раз то место, где и родился знаменитый Тадеуш Костюшко. (Для интересующихся: эта тема подробно отражена в книге А. Бензерука «Касцюшкі-Сяхновіцкія. Гісторыя старадаўняга роду»). Честно говоря, лекция у бюста «героя двух континентов» была настолько убедительной, что на мгновение и вовсе забылось про «традиционную» родину Костюшко в Меречевщине.

6

Но самым захватывающим моментом сехновичского повествования был рассказ о бюсте Костюшко. Оказывается, это единственный памятник знаменитого земляка в Беларуси. Так вот, «родился» бюст в середине 30-х годов прошлого века. Изготовлен был местной мастерицей-скульптором из деревни Рогозно для традиционной выставки в Пинске. (Кстати, для этого мероприятия женщина выполнила три скульптуры: Юзефа Пилсудского, Костюшко и собирательный образ «полешучки». До наших дней «дожил» только второй.) Изначально (с 1938 по 1951 годы) бюст генерала стоял в Кобрине вместо орла на памятнике, посвященном событиям 1812 года. (Птицу в свое время стащили кайзеровские немцы и отправили на «вторчермет» в Германию). И только когда приближалась 140-я годовщина войны 1812 года, было решено отлить орла и вернуть его на законное место. Костюшко же сначала отправили в запасники кобринского музея Суворова, а потом – в «архивы» областного краеведческого музея в Бресте. И только в 1988 году в честь приезда в эти края известной польской писательницы и костюшковеда Барбары Вахович об этом бюсте вспомнили и «аврально» вернули на родину, установив в Малых Сехновичах. Вот так и начала в этих краях возрождаться память о земляке. Сегодня за его спиной уже стоит целый краеведческий музей (открыт в 2011-м).

7

Всего полтора километра пути – и костюшковская история получила продолжение. Храм в честь святителя Николая Чудотворца в Больших Сехновичах был основан в 1725 году Павлом Костюшко-Сехновичским – прадедом Тадеуша. Строился он как униатский. В 1839 году его передали православным. Удивительно, но эта церковь не закрывалась никогда.

8

С XVIII века в этом храме правил один и тот же род Железовских. Наиболее известный отпрыск рода – Игнатий Железовский, епископ Брестский. В 1839 году, когда в Полоцке собрались униатские священники, чтобы принять документ, присоединявший униатов к православию, третья подпись на этой исторической бумаге принадлежала как раз Игнатию Железовскому. Умер он в Гродно (епископия в то время находилась там). Можно сказать, что во многом благодаря этому человеку был спасен от окончательного разрушения самый древний храм Беларуси – Борисо-Глебская (Коложская) церковь...

9

…Не знаю, что там переводила нашим африканским друзьям сопровождавшая их девушка Ольга (Анатолий Бензерук повествовал по-белорусски), но те на каждом историческом привале внимательно слушали и с понятным для всех «файн» кивали курчавыми головами. «Если уж им наша история интересна, то нам сам Бог велел ею восхищаться», – совершенно в точку подметил один из наблюдательных участников.

10

…Еще один храм, заложенный родом Костюшко-Сехновичских в 1720 году, расположен в деревне Матиевичи. Правда, от начального облика некогда униатской церкви до сегодняшних дней практически ничего не осталось. Свято-Иоанновская церковь была полностью перестроена в 90-х годах прошлого века.

11

Обеденный перерыв с привалом были запланированы на берегу Мухавца у стен самого древнего деревянного храма Брестчины, Свято-Никитской церкви. Она отсчитывает свою историю с 1502 года. Откупорив традиционный «освежающий сюрприз» от «Вечерки» – квас «Хатні», в спокойной и непринужденной обстановке и отметили 510-летие церкви. Несмотря на многочисленные реставрации, этому памятнику архитектуры удалось сохранить свой первозданный вид. Представляете: так он выглядел и полтысячи лет назад! Именно этот храм сберег в своих стенах уникальную икону Божьей Матери Иерусалимской, написанную, по мнению специалистов, в первой четверти XVI столетия. Таких раритетов в Беларуси – единицы. В 70-е годы прошлого века она была передана на хранение в Национальный художественный музей в Минске. В здитовском храме имеется ее копия.

12

…После Здитова велокараван заметно поредел. Еще бы – за плечами уже 40 км пути. Так что желание некоторых участников завершить тур на жабинковском железнодорожном вокзале вполне понятно. Кто-то по усталости, кто-то из-за подкачавшей техники (даже педали у велосипедов отламывались) покидали наши ряды. Чего скрывать – были и падения. Благо отделывались незначительными царапинами и ссадинами. Отдадим должное нашему водителю Андрею Андрееву, сопровождавшему велопробег на редакционном микроавтобусе. Вот кто молниеносно приходил на помощь пострадавшим! Делал все быстро и четко. (Даже закралось подозрение, что у него дома где-то «корочки» сертифицированного медбрата залежались). Да и с юмором у Андрея все в полном порядке: «Не переживайте, зеленки и бинтов всем хватит», – успокаивал он пациентов.

13

Тем же, кто продолжал крутить в направлении Бреста (четыре нигерийца все еще были в их числе), довелось навестить еще один «храмовый» пункт кольца – деревянную Свято-Покровскую церковь в Жабинке. Датируется она 1885 годом… А больше и я ничего не уловил из бодрого рассказа по ее истории неутомимого Анатолия Бензерука. (В следующий раз его тоже обязательно на велосипед посадим…)

14

Финишная прямая вывела на затяжную семикилометровую гравийку. Так что дорожный знак с названием деревни Рачки, в которой наше кольцо замыкалось, каждый прочитал про себя с усмешкой.

15

Ну, а прощались все в тех же древних Збирогах. Здесь всем дотерпевшим вручались именные сертификаты и призы от «Вечерки». Плюс отсняли финальное фото на память с обещанием, несмотря на ширину фотографии, обязательно вместить ее в формат нашей газеты.

16

Потом наши пути разошлись: кто-то вкатил в город через Тельмы, а кто-то крутил педали по уже знакомой трассе к Черням.

17

Спасибо всем, кто был с нами в субботу. Надеемся, вам понравилось. Ну, а если что не так – возможность исправиться впереди. Это был точно не последний велопробег под эгидой нашей газеты.

18

До встречи на трассе!

P. S. Под Тельмами один из нигерийцев все-таки сдал. Говорит, судорога ноги сводить начала. И наш Андрей, переквалифицировавшийся под занавес велопробега в водителя «скорой помощи», доставил африканского велосипедиста прямо к общаге политеха. Остальные докатили своим ходом. Африканский характер…

Редакция выражает признательность Анатолию Ростиславовичу Бензеруку за интересное и насыщенное историческое сопровождение велопробега.

Александр Кульбака, фото Андрея Рыбачука

https://www.traditionrolex.com/8