https://www.traditionrolex.com/8
<p>В течение последних нескольких дней пешеходная улица Суворова в центре Витебска заметно оживилась. Помимо неспешно прогуливающихся горожан, торговцев стариной и уличных музыкантов, здесь появились рабочие в спецодежде, которые не чинят и красят, а развешивают на фасадах зданий вывески и плакаты, стилизованные под начало ХХ века. Уже в сентябре в городе начнутся съемки художественного фильма о Казимире Малевиче и Марке Шагале.</p>

В течение последних нескольких дней пешеходная улица Суворова в центре Витебска заметно оживилась. Помимо неспешно прогуливающихся горожан, торговцев стариной и уличных музыкантов, здесь появились рабочие в спецодежде, которые не чинят и красят, а развешивают на фасадах зданий  вывески и плакаты, стилизованные под начало ХХ века. Уже в сентябре в городе начнутся съемки художественного фильма о Казимире Малевиче и Марке Шагале.

Многие горожане недоумевают, вдруг не найдя привычные глазу названия салонов и магазинов. Их место гармонично заняли вывески начала прошлого века, когда в городе жили и трудились главные герои фильма Александра Митты. Теперь прогулка по улице Суворова напоминает хождение по музейной экспозиции, и горожане не без удовольствия разглядывают появившиеся вывески и афиши. «Ой, мама, смотри – «детския» шляпки! А почему с ошибкой? А давай зайдем!» – девчушка бойко тянула за рукав маму, с интересом поглядывавшую в сторону «Дамского белья».

DSC_2405_1

DSC_2406_1

Немало были удивлены и завсегдатаи «Кофейни» напротив ратуши, название которой вдруг заменила краткая вывеска «Чай». А в окнах кафешки появилась реклама чая собственной выписки из Китая и Индии, нежинских огурцов, маринованной сливы и вишни или швейцарского сыра. Тем не менее кофейня, подобно другим заведениям на улице Суворова, продолжает работать. И, оправившись от легкого недоумения, посетители занимают свои места.

DSC_2375_1

DSC_2402_1

DSC_2408_1

Глядя на декорации, в одночасье изменившие облик городских улиц, сложно поверить, что Витебск выглядел именно так. Между тем город рубежа веков буквально ломился от множества лавок и зазывающих туда вывесок: «Булочная-кондитерская. Гуревич», «Парижские моды», «Варшавский портной», «Табак. Все сорта табака». К слову, среди этого многообразия внимание Шагала неизменно привлекала вывеска единственной в городе художественной мастерской – «Школа живописи и рисунка художника Пэна».

«Здорово раньше было, правда? – восторженно восклицает молодая девушка, протягивая своему спутнику маленький фотоаппарат, желая быть запечатленной на фоне «кошерной колбасы» или «швейных машинок Зингер». – Бабушке покажу, вот удивится!» О предстоящих съемках, которые вот-вот должны начаться, горожане даже не подозревали, узнали понаслышке или ждут с нетерпением. «Фильм? О Шагале? Нет, не слыхала, – недоверчиво смотрит на корреспондента TIO.BY интеллигентного вида старушка. – Но это хорошо придумали. Он великий художник». Компания студентов, пристроившаяся на лавочке, считает, что фильм снять надо было уже давно, что, как всегда, у нас слишком поздно спохватываются. Но дело хорошее, и ребята обязательно придут посмотреть на съемки.

DSC_2392_1

DSC_2389_1  DSC_2398_1

DSC_2386_1

Куда-то спешивший молодой парень, быстро снимавший на телефон старые вывески, бросил на ходу, что такой Витебск ему нравится гораздо больше, и жалко, если все это снимут. Действительно, вывески, выполненные в мастерской витебского дизайнера Александра Вышки, смотрятся на фасадах домов очень органично. А главное, это еще раз напоминает о том, что в начале ХХ века Витебск вовсе не был богом забытым местечком.

DSC_2349_1

Зарубежные авторы, писавшие о Шагале и судившие о месте его рождения в основном по картинам, имели слабое представление, каким был Витебск рубежа веков. Чаще в их описаниях он выглядел глухой российской провинцией с деревянными мостовыми, высокими заборами и покосившимися крышами, откуда художник бежал в большие города, в Европу, навстречу высокому искусству. Безусловно, в городе было немало бедных кварталов, в одном из них довелось расти и Шагалу. Тем не менее Витебск конца XIX – начала ХХ веков был большим губернским городом со своей культурой и развитой промышленностью. В городе было построено немало культовых сооружений – около 60 синагог и 30 христианских храмов. В 1866 году через Витебск проходит первая железная дорога, соединив его с Петербургом, Москвой, Киевом, Варшавой, Ригой. Город становится привлекательным центром для торговли и бизнеса, а построенный вскоре витебский вокзал начинает принимать общественных и политических деятелей, ученых, артистов, художников, музыкантов и певцов. Оперные театры, приезжавшие в Витебск на гастроли, в течение месяца давали более 30 опер. Спектакли проходили два раза в день – утром и вечером. И на представлениях были аншлаги. Раз в год, а бывало и чаще, здесь давал концерты испанский скрипач Пабло де Сарасате. В разные годы в Витебске побывали Рубинштейн, Рахманинов, Бунин, Маршак, Чуковский, Эйзенштейн. Репин, вдохновленный живописностью здешних мест, купил себе дачу под Витебском, где теперь создан музей-усадьба художника «Здравнево». В Витебске жила великолепная пианистка Фрида Тейтельбаум-Левинсон, которая стала женой витебского фабриканта, владельца пивоваренного завода «Левенбрей». Одной из ее звездных учениц была Мария Юдина, родом из Невеля, ставшая одной из самых знаменитых пианисток ХХ века.

Инфраструктура города, стремясь соответствовать уровню приезжих гостей – коммерсантов, деловых людей, известных артистов, быстро развивалась. В центре города гости могли остановиться в первоклассной гостинице «Брози», открытой в стоящем на берегу Витьбы доме купца Бейнуса Витенберга. Постояльцам предлагали расположиться в благоустроенных номерах – от 50 копеек до 3 рублей в сутки. Клиенты развлекались игрой в кегельбан (боулинг), проводили время в бильярдной или ресторане, где подавали блюда русской и французской кухни, отечественные и зарубежные вина, а также рижское пиво в бутылках или разливное – из бочки. Тут же в купеческом доме располагались кондитерская «Жан Альбер», мебельный магазин Шехтера, фотоателье аттестованного придворными германскими фотографами мастера художественной фотографии А. Маковского, канцелярский магазин Яхнина, скоропечатня и склад Добрушской бумажной фабрики князя Паскевича. В этом же доме для своего магазина часов и ювелирных изделий арендовал помещение отец жены Марка Шагала Шмуль-Неух Розенфельд. «Две большие стены украшены застекленными шкафами, – позже напишет в воспоминаниях Белла. – На этажерках – кубки, рюмочки, сахарницы, тарелочки, маленькие плетеные корзиночки, кувшинчики для молока и воды, коробки для ритуальных вещей – все сверкает и блестит, как только что отполированное». Витрины были заполнены золотыми предметами, драгоценные камни всевозможных цветов переливались в золотых перстнях, колечках, брошках, браслетах. На стенах были развешаны разных размеров и конструкций часы. Семья Розенфельдов жила прямо над магазином – в их квартире позднее отпразднуют пышную свадьбу Марка и Беллы. Увы, после революции вновь пришедшая власть конфискует богатство родителей Беллы. Дом Витенберга, к сожалению, не сохранился, но сотрудники музея Марка Шагала считают, что его можно восстановить по старым чертежам и планам – благо, место, где некогда находилось здание, сейчас не застроено…

DSC_2388_1

DSC_2391_1  DSC_2394_1

DSC_2378_1

Да, безусловно, спешивший молодой человек прав: после съемок фильма вывески снимут, без них будет чего-то не хватать и станет жалко прошлого. Тем не менее если все же подумать о будущем, предстоящее киношное действо окажет немалую услугу Витебску, так страстно желающему принимать туристов. Ведь в скором времени можно будет одновременно посетить и родину Шагала, и город, где проходили съемки фильма с пилотным названием «Миракль о Шагале». Достаточно вспомнить, с каким упоением рижские экскурсоводы рассказывают о съемках фильма о Шерлоке Холмсе и с гордостью указывают на дома, таким образом вошедшие в историю кинематографа.

DSC_2365_1

DSC_2353_1

DSC_2347_1

https://www.traditionrolex.com/8