https://www.traditionrolex.com/8
<p>Если говорить о Европе, то на самом деле платных дорог там не так уж много. Они являются не панацеей для Европы, а лишь способом сократить время пребывания в пути</p>

Беларусь сделала еще один шаг к новой системе взимания дорожных сборов. Теперь она будет электронной, сообщает ABW.BY.

Президент Беларуси, проведя 4 сентября совещание по вопросу внедрения электронного сбора платы за проезд по дорогам Беларуси, заметил, что новая система «не должна снизить транзитные потоки и затронуть интересы белорусских граждан, тем более ухудшить их благосостояние».

Дорожные сборы за проезд по трассе М1 Брест – Минск – граница Российской Федерации взимаются уже 16 лет – плата за проезд была введена в 1996 году. И, как ни странно, порой она все ж затрагивает «интересы белорусских граждан». Особенно это было ощутимо во времена перегонного бума. Да, от платы за проезд по трассе освобождены легковушки с белорусскими регистрационными знаками. Однако если вы, к примеру, купили за границей автомобиль и на нем установлены иностранные номера, скажем, немецкие «транзиты», то платить за проезд по М1 придется. Причем по ставкам для авто с иностранными номерами. И совершенно не имеет значения, гражданин РБ вы или нет. В постановлении Минтранса № 40 от 8 августа 2003 года, которым установлены ставки платы за проезд по дороге М1, сказано, что «принадлежность ТС определяется по стране выдачи регистрационного знака».

Всего на трассе М1 четыре пункта взимания дорожных сборов (ПВДС): «Федьковичи», «Колосово», «Крупки», «Редьки». За проезд через каждый из них водителю авто на «транзитах» приходится платить по 3 евро. К слову, если авто с российскими номерами, то водитель на ПВДС не оставит ни рубля – плата для владельцев ТС Таможенного союза с января этого года снята. Все тарифы за проезд по трассе М1 можно найти на сайте РУП «Белавтострада».  

Первый шаг к созданию национальной электронной системы взимания дорожных сборов был сделан в феврале этого года, когда был подписан инвестдоговор по созданию системы платных дорог с австрийской компанией Kapsch TrafficCom AG. Свои подписи под документом поставили: с белорусской стороны – министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо, с австрийской — исполнительный директор компании Kapsch TrafficCom AG Эрвин Топлак. Kapsch занимает более 60% мирового рынка в данном сегменте, и ею реализовано свыше 140 подобных проектов в 30 странах мира. Оборот компании за прошлый год составил около 800 млн евро. На совещание с президентом был приглашен представитель компании-инвестора Эрвин Топлак, который рассказал о своем видении проекта в Беларуси. Одна из компаний группы Kapsch уже работает в Беларуси, сотрудничая с компанией Velcom.

Что собой будет представлять новая система взимания платы? Она основана на технологиях микроволновой передачи данных на коротких расстояниях. В каждом авто, с которого взимается плата, предполагается использование бортовых устройств. Их планируется распространять через сеть распределительных пунктов, в частности, АЗС, объекты придорожного сервиса. Сигнал, поступающий с бортового устройства через установленный над дорогой портал с электронными компонентами, передается по каналам связи в центральный офис, где и происходит фиксация оплаты за проезд. Пополнение счета для оплаты за проезд можно будет производить в пунктах распространения бортовых устройств. Эрвин Топлак продемонстрировал главе государства бортовые устройства, используемые для грузовых и легковых автомобилей.

Система не требует введения ограничений по скорости, количеству полос движения и перестроению между ними, а также не создает каких-либо других помех движению транспортных средств. Cистема будет иметь техническую совместимость с аналогичными системами взимания платы, эксплуатируемыми компанией в таких европейских странах, как Австрия, Чехия, Швейцария, Швеция, Польша, Италия, Франция, Испания, а также создаваемыми в Российской Федерации.

Проект в Беларуси планируется реализовать в 3 фазы, установив системы на основных республиканских трассах. Первая фаза проекта может быть реализована уже к июлю 2013 года. Как отмечает инвестор, для пользователей эта система удобна и проста в эксплуатации. Всего планируется распространить ее действие примерно на 2800 км дорог.

Причиной широкой распространенности систем, основанных на микроволновой технологии, является высокая эффективность взимания платы – на уровне 97–99%, простота и надежность эксплуатации, а также существенно более низкая цена и более короткие сроки внедрения.

Действующая в настоящее время в Беларуси система сбора средств создана в 1996 году и уже устарела не только технически, но и концептуально. Финансовые потери за счет ухода водителей от оплаты составляют не менее 20%. В ходе совещания было высказано единодушное мнение о нецелесообразности ее дальнейшего развития ввиду дороговизны и недостаточной эффективности.

Вице-премьер Анатолий Калинин доложил, что рабочей группой детально проработаны все аспекты, касающиеся возможности внедрения проекта в Беларуси. Комиссия пришла к выводу, что предлагаемая австрийской компанией система наиболее эффективна.

Инвестдоговором предусмотрено, что реализация проекта создания системы электронного сбора платы за проезд осуществляется за счет инвестора без привлечения бюджетного финансирования. В последующем созданная система передается в собственность РБ. Окупаемость проекта – 3 года. Поступившие в доход республиканского бюджета средства планируется направить на дальнейшую модернизацию автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, и основных международных транспортных коридоров.

На первоначальном этапе для обслуживания системы будут привлекаться зарубежные специалисты. В последующем эксплуатацию системы планируется осуществлять только силами белорусских специалистов. При этом инвестор гарантирует, что не менее 30% работ по созданию системы будет произведено белорусской стороной. Инвестор также готов увеличить данный процент до 50, если предприятия страны смогут обеспечить соответствующее качество.

Как было подчеркнуто участниками совещания, для автомобилистов стран Таможенного союза проезд по белорусским дорогам будет бесплатным.

По результатам совещания глава государства поручил еще раз проработать вопрос распределения долей участников. После того как стороны придут к соглашению, президенту будет представлен проект соответствующего указа.

Что ж, с развитием новой системы должны уйти и неприятные случаи на ПВДС. Так, порой бывает, что водители, пытаясь проехать под поднятым шлагбаумом на красный свет, получают удар по крыше авто. «Как правило, виноват пользователь, хотя мы не скрываем, что бывает и наша вина из-за технических сбоев. Тогда мы компенсируем ущерб», – отмечают в РУП «Белавтострада» (в ведении предприятия находятся все 4 пункта пропуска).

Из истории развития системы платных дорог в Беларуси

В 1994 году Европейским банком реконструкции и развития были выделены финансовые средства на реконструкцию трассы М1/Е30. Одним из условий кредита было сделать трассу платной с возможностью существования альтернативных бесплатных дорог, что и было реализовано. Система взимания дорожных сборов была внедрена в 1996 году, а в ноябре 1997-го стала профессиональной благодаря французской фирме G.E.A, принципы которой работают до сих пор.

Сначала было два ПВДС, на границе с Россией и Польшей. В 1999 году открылся ПВДС «Колосово», в 2002-м – ПВДС «Крупки». Сегодня на трасе 4 ПВДС. Все они находятся в ведении РУП «Белавтострада».

Сколько стоит проезд по платным дорогам в разных странах?

Если говорить о Европе, то на самом деле платных дорог там не так уж много. Они являются не панацеей для Европы, а лишь способом сократить время пребывания в пути.

Как отмечает агентство «РБК», в Сербии, Швеции, Швейцарии, Италии и Словакии на платные дороги приходится от 1 до 3% всех магистралей. Во Франции, Греции, Испании, Чехии, Норвегии, Беларуси, Турции, Венгрии, Австрии, Ирландии и Польше этот показатель не превышает 1%. В Германии для легкового транспорта все дороги бесплатны, а плата взимается только с грузовых автомобилей.

Развязки платных дорог устроены так, что въехать на трассу или покинуть ее в объезд контрольно-пропускного пункта (КПП) невозможно. КПП – это широкие участки дороги, где расположены турникеты. Иногда для легкового и грузового транспорта сделаны отдельные турникеты, какие-то предназначены для проезда по специальным картам. Оплата может производиться при въезде на трассу или при выезде с нее. Во втором случае кассир считывает с магнитной карточки информацию о пройденном расстоянии и принимает соответствующую оплату.

Самый дорогой проезд – во Франции. Там за каждый километр нужно заплатить около 0,12 евро. Здесь же находится самая дорогая трасса Реймс – Шамони, стоимость проезда по которой составляет 47 евро за 623 км. Также одни из самых высоких в Европе дорожных сборов в Испании – в среднем около 7 евро за 100 км. Самый дорогой для проезда объект – тоннель дель Кади протяженностью свыше 5 км, стоимость проезда там составляет около 12 евро.

В Италии автомобилисту придется заплатить примерно 4 евро за каждые 100 км. Самые низкие дорожные сборы в Европе – в Греции. Они действуют на нескольких коротких участках между Афинами, Салониками, Патрами и Коринфом. Здесь стоимость проезда варьируется от 1,5 до 4 евро.

В Хорватии практически все автобаны платные. Цена проезда доходит до 8 евро. Проезд по сербским автобанам, являющимся кратчайшим путем из Европы в Грецию, – удовольствие не из дешевых. В зависимости от расстояния придется заплатить от 10 до 25 евро. В Турции есть несколько платных автобанов, стоимость проезда примерно 0,3 евро за 100 км. Кроме того, платными являются оба моста через Босфор.

При этом во многих европейских странах для передвижения по платным дорогам требуется наклейка – так называемая виньетка (по франц. vignette), или стикер (по англ. sticker). В Австрии, например, стоимость 10-дневного стикера (что-то типа абонемента на проезд через данный участок дороги) составляет порядка 9 евро, годового – около 80 евро. Их, как правило, можно купить на любой бензозаправке или в приграничных пунктах обмена валют. Штраф за езду без виньетки (независимо от расстояния) составляет порядка 120 евро, при невозможности оплаты на месте он увеличивается почти втрое.

В Словении недельная виньетка стоит около 17 евро (на год – 100 евро); в Словакии она же обойдется в 8 евро на неделю (на год – порядка 40 евро); в Чехии – 7 евро на неделю (около 40 евро на год). В Болгарии стоимость недельных и годовых наклеек составляет 5 евро и 50 евро соответственно, платными являются также мосты через Дунай.

Размер штрафа за езду без наклейки в Чехии приближается к 200 евро. В Болгарии он составляет от 50 евро, в Австрии – от 300 евро, в Румынии – от 120 евро, в Словакии – до 500 евро, в Словении – 300–800 евро, в Венгрии – от 55 евро. Годовые проездные клеят на внутреннюю поверхность лобового стекла. Переклеивать их с одного авто на другое трудно, поскольку на них сделаны специальные разрезы, которые при первой же попытке оторвать их непременно порвутся.

В России система дорог уже достаточно развита – по данным Российского федерального дорожного агентства, сегодня в стране свыше 450 км трасс эксплуатируется на коммерческой основе. Однако уже через 5 лет – к 2016 г. – их протяженность должна увеличиться в 6,7 раза – до 3 тыс. км.

Первые платные дороги появились в России еще в начале 2000-х годов. В Псковской области оплату за проезд по некоторым дорогам ввели в 2001 г. Коммерческой стала дорога А116 от г. Острова до с. Гавры (и далее до Латвии), от Изборска до Печор (и далее до Эстонии), дорога А117 от г. Опочка до с. Долосцы и далее до Беларуси (в направлении Полоцка) и трасса Р133 от г. Невел до г. Усвяты.

С 1 октября 2012 года автомобилистам придется платить за проезд по подмосковному участку трассы М4 «Дон» (пункты взимания оплаты установлены на 51-м и 71-м км). Легковым автомобилям днем (с 7.00 до 00.00) придется заплатить 30 руб., ночью (с 00.00 до 7.00) – 10 руб. Для грузовых автомобилей и автобусов (в том числе – туристических междугородных) проезд обойдется дороже: днем – 60 руб., ночью – 20 руб., а для громоздких автомобилей и автобусов (с числом осей 3 и более) соответственно – 120 и 40 рублей. Оплачивать проезд можно будет наличными, банковскими картами, специальными смарт-картами и транспондерами. Транспондер – электронное устройство размером с мобильный телефон. Устанавливается в машине на лобовое стекло за зеркалом заднего вида. При проезде через пункт оплаты с его электронного счета автоматически списывается необходимая сумма. Это не требует от водителя особых действий – лишь остановиться перед шлагбаумом, а потом продолжить движение. Электронные средства оплаты позволяют свести к минимуму время прохождения через шлагбаумы. Их можно купить в центрах продаж и обслуживания, которые располагаются на 51-м и 71-м км трассы «Дон».

На трассе «Дон» в ноябре станут платными обходы Ельца и Яркино. В середине следующего года – обходы Богородицка и Ефремова, а к концу 2013 года планируется сделать еще и платный обход Воронежа. Через год откроется и участок северного обхода Одинцово от МКАД до Минского шоссе на трассе М1 «Беларусь». А в 2014 году планируется ввести обход Вышнего Волочка по дороге в Санкт-Петербург.


https://www.traditionrolex.com/8