https://www.traditionrolex.com/8
<p>Нынешние велосипедисты иногда выражают недовольство повышенным  вниманием ГАИ. Однако если заглянем в прошлое, лет этак на 100, то увидим, что и в царские времена вольницы не было<strong></strong></p>
Нынешние велосипедисты иногда выражают недовольство повышенным  вниманием ГАИ. Однако если заглянем в прошлое, лет этак на 100, то увидим, что и в царские времена вольницы не было, сообщает «Брестский курьер».

О цене велосипедов

Сначала стоит узнать, сколько тогда стоили велосипеды. Здесь ценны мемуары «Вместе с Д.М. Kарбышевым. (Воспоминания русского офицера В.М. Догадина)». Процитируем: «…Kаждому инженеру в личное пользование выделялся казенный экипаж, вместо которого по желанию можно было получить на разъезды 50 рублей деньгами. Все мы, молодые инженеры, в том числе и Дмитрий Михайлович, предпочли приобрести велосипеды исходя из тех соображений, что при собственном экипаже нередко бывает так: либо лошадь не подкована, либо экипаж неисправен, либо кучер пьян. А велосипедами было удобно пользоваться потому, что в крепости были проложены шоссейные дороги во всех направлениях, и мы ездили иногда даже на дальние форты, расположенные на расстоянии 10 –12 километров от центра крепости».

И еще одна краткая цитата из мемуаров: «Так, в одном месяце я, помню, купил себе велосипед за 100 рублей, в следующем – велосипед своей жене…». Итак – 100 рублей. Что можно было купить на эти деньги перед Первой мировой войной? Автор мемуаров для сравнения называет некоторые цены:  телятина – 35 копеек за кг, фунт хлеба – 5 коп., бутылка водки – 21 коп., шампанское – 5 руб., икра паюсная – 7,5 руб. за кг.

Правила езды

Были ли в Брест-Литовске отдельные правила езды на велосипедах – не знаю. Но в Минске они были, есть достоверный документ от 1892 года. Кстати, подобные правила существовали и в других городах Российской империи, по всей видимости, они были типовыми. Итак,  нынешние велосипедисты, прочтите и прочувствуйте…

 О езде на велосипедах по г. Минску

1. Быстрая езда по городу воспрещается. Примечание. Воспрещается ездить вперегонку, а также не держась руками за руль.

2. Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы.

3. Объезд экипажей и пешеходов допускается только с правой стороны.

4. Обгоняя экипажи и пешеходов, следует умерить ход и заблаговременно дать звонок; лучше повторить звонок несколько раз слегка, а не прибегать к резкому неожиданному звонку.

5. В случае беспокойства лошадей следует сойти с велосипеда.

6. Огибать угол и пересекать улицы следует тихим ходом.

7. В местах большого скопления публики или экипажей надлежит сойти с велосипеда и провести его в руках.

8. При совместной езде велосипедисты должны ехать не более чем по два в ряд.

9. Воспрещается ездить по тротуарам, скверам и садам.

10. С наступлением сумерек и ночью обязательно иметь при велосипеде зажженный фонарь.

11. Езда на велосипедах по требованию полиции безусловно воспрещается во время крестных ходов, похоронных процессий и проч.

12. У каждого велосипедиста должен быть №, укрепленный сзади на видном месте.

13. Каждый велосипедист, живущий в г. Минске хотя бы временно, обязан иметь при себе экземпляр сих правил в форме именной карманной книжки, которая вручается ему с №, Минск. Общ. любителей спорта. Выдаваемые каждому велосипедисту книжка правил и № не могут быть передаваемы другому лицу.

Не исполняющие вышеприведенных правил будут задерживаться полицией для привлечения к ответственности по 29 ст. Уст. о налагаем. мир. судьями.

 О сборах с велосипедов

Сбору в размере 1 руб. 40 коп. подлежали все содержимые для езды в городских пределах велосипеды, за исключением принадлежащих казенным учреждениям. По всем владельцам велосипедов управа вела именные списки.

Как мы видим, правила были достаточно строгими. Так что нынешние велосипедисты пусть радуются, что с них не берут деньги за регистрацию и не требуют вешать номера…

https://www.traditionrolex.com/8