Туроператоры: «Мы прокляли все на свете, с тех пор как был отреставрирован Несвижский замок!»

17.09.2012 - Новости

Туроператоры: «Мы прокляли все на свете, с тех пор как был отреставрирован Несвижский замок!»

Отреставрированный Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» претендует, судя по сумасшедшему росту популярности, на звание самой видной достопримечательности в Беларуси, оставляя за собой даже Мирский замок. Его посещают туристы из западноевропейских стран, не говоря уже о привычных потоках российских и отечественных туристов. Однако вскоре после реставрации дворца выявился и ряд "технических" недостатков в плане организации экскурсий, которые при желании можно было бы быстро ликвидировать, однако прогресса в данном деле пока не наблюдается

Отреставрированный Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» претендует, судя по сумасшедшему росту популярности, на звание самой видной достопримечательности в Беларуси, оставляя за собой даже Мирский замок. Его посещают туристы из западноевропейских стран, не говоря уже о привычных потоках российских и отечественных туристов. Однако вскоре после реставрации дворца выявился и ряд недостатков в плане организации экскурсий, которые при желании можно было бы быстро ликвидировать, однако прогресса в данном деле пока не наблюдается.

Многие туристические агенты столкнулись с невозможностью привезти группы на экскурсию в Несвижский дворцово-парковый ансамбль после его реконструкции. Зачастую все оказывается забронированным на несколько месяцев вперед.

О данной ситуации рассказывает глава компании «Галар-Экспо» Людмила Петрович: «Я полдня дозваниваюсь в Несвижский дворец, в результате трубку поднимают только в бухгалтерии. Когда все же выхожу на тех, кто нужен, и пытаюсь забронировать места для туристов, отвечают, что приезжать без предварительной записи нельзя, а услуга электронного бронирования на сайте отсутствует, есть только онлайн-заказ. И даже если я забронирую места, как мне ответили сотрудники комплекса, нет гарантии, что бронь подтвердят и группы пропустят. Скоро на российском рынке закончатся продажи Турции, и россияне массово поедут в Беларусь. Непонятно, что мы тогда будем делать! Я еще могу «подвинуть» группы белорусских туристов, но как объяснить иностранцам, что у нас невозможно попасть на экскурсию? Вообще я поняла, что легче отправлять туристов в замки Чехии и Словакии, чем попасть на экскурсию в Несвижский дворец! Как говорят коллеги, которые все лето маялись с экскурсионными группами: «Мы прокляли все на свете, с тех пор как был отреставрирован Несвижский замок!»

Похожее мнение высказывает и заместитель директора компании «Мастер путешествий» Ирина Якубицкая: «Расскажу, какая ситуация была в Мирском замке и Несвижском дворце с мая по июнь этого года. Дозвониться им было практически невозможно, пробуешь целый день – и ничего. А когда наконец дозваниваешься, получаешь такой ответ: забронировать экскурсию можно, а экскурсовода – нет, все расписано на 3, а то и на 5 месяцев вперед. Не знаю, кто у них все бронировал, но в музей было не попасть.

Мирский замок, например, вышел из этого положения, они масштабно начали использовать аудиогиды. Нас это вполне устраивает. Во-первых, потому, что турист получает определенную информацию о данном объекте, и в то же время она не является чересчур подробной, как это часто бывает при рассказе гида. Например, некоторые экскурсоводы могут стоять в подземелье Мирского замка 45 минут, в то время как на все у нас только час. Во-вторых, в автобусе от сопровождающих туристы уже получают какую-то информацию, и часто при рассказе экскурсовода она перекликается с тем, что они уже слышали и знают. Поэтому аудиогиды – отличное решение, особенно если мы возим туристов на совмещенную экскурсию «Мир–Несвиж», потому что тогда не возникает перегрузки информацией. Ситуация же в Несвижском дворцово-парковом ансамбле доходила до смешного: мы приезжаем и видим, как сидят экскурсоводы, ожидающие своих групп, в то же время никто не может провести нас по территории дворца. А если наш экскурсовод откроет рот, ему прямо в присутствии группы совершенно бестактно делается замечание, что он не имеет права на проведение данной экскурсии. Хотя мы вполне могли бы проводить экскурсии по музею с собственными экскурсоводами, у нас работают сертифицированные сотрудники, которые знают материал и могут дать краткую информацию. Мы даже готовы платить музею за то, чтобы нашим гидам разрешили проводить экскурсии на его территории. Потому что экскурсия по Несвижскому дворцу после реконструкции стоит того, многих туристов она действительно захватывает, и есть желающие вернуться туда во второй раз. Также хочу сказать, что с августа ситуация немного улучшилась. Сотрудники музея сами начали звонить нам и предлагать время для экскурсий».

Исходя из мнений сотрудников туристических фирм, налицо как минимум две проблемы. Первая: у Несвижского дворца недостаточная пропускная способность, не позволяющая удовлетворить желание нынешнего потока туристов посещать данный туристический объект именно тогда, когда они захотят. И вторая: с одной стороны – ощутимая нехватка экскурсоводов при музее, а с другой – злополучный запрет на проведение экскурсий экскурсоводами, не являющимися сотрудниками данного туристического объекта.

С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к директору Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергею Климову: «Мы пока совершенствуемся. Звонит очень много желающих попасть к нам, и если вдруг день, который им нужен, занят, начинают разбираться и скандалить. Поэтому мы планируем ввести на сайте систему бронирования по примеру гостиниц, когда всем желающим видно, какой день забронирован, а где есть свободные места, когда автоматически выдается подтверждение и есть функция электронной распечатки билета. Я не знаю точно, когда это произойдет, возможно, к зимним каникулам. Пока мы работаем эмпирически, то есть все проверяется на практике. На данный момент у нас есть возможность онлайн и телефонного заказа. Ежедневно все звонки обрабатывают четыре оператора.

А турфирмам я бы посоветовал корректировать свои планы, а не надеяться, что будет свободен именно тот день, в который они для себя запланировали привезти к нам группу. Турфирмы хотят, чтобы мы подстраивались под то время, когда им удобно работать. Например, сейчас (утро четверга. – Ред.) у нас нет ни одной группы, и такая ситуация повторяется регулярно. С понедельника по четверг у нас мало посетителей, а всем подавай свободные места с пятницы по воскресенье. Потом турфирмы скандалят, что у нас все забронировано. Также могут приехать с группами без звонка и удивляются, что приходится ждать.

По поводу низкой пропускной способности скажу, что Несвижский дворец был когда-то домом Радзивиллов, он не является музеем и не предназначен для такого большого количества посетителей. Со времени реконструкции у нас побывало больше 200 000 туристов, и к концу года, думаю, мы дойдем до полумиллиона. Но мы регулируем эти потоки. Разрабатываем новые варианты экскурсий. Сейчас, например, работаем над экскурсией по подземелью, а также над другими проектами, чтобы разделить туристов. Но это все не делается по мановению волшебной палочки, думаю, к зимним каникулам мы приведем потоки в порядок. Сейчас мы ищем правильные модели работы в соответствии с наплывом желающих.

Что касается информации о недостатке экскурсоводов – турагентства распускают слухи о том, что у нас не хватает данных сотрудников. Сейчас в штате работают 18 человек, а это больше, чем на любом объекте в Беларуси. Поэтому приезжать со своими экскурсоводами турфирмам нет никакой необходимости. К тому же в законе четко сказано, что музей может содержать своих собственных экскурсоводов, так как подготовка тех, кто приходит со стороны, часто оставляет желать лучшего. Я сам несколько раз слушал, что рассказывали туристам экскурсоводы, не работающие в штате нашего музея, и часто это просто чушь. К тому же мы готовы взять в штат нескольких экскурсоводов дополнительно, но они ведь не хотят здесь оставаться. Возможно, в будущем, если на то будет потребность, мы будем проводить аттестации экскурсоводов, которые хотят дополнительно проводить экскурсии по дворцу, но сейчас в этом потребности нет. Данная проблема надумана мелкими турагентствами, которые хотят побольше на нас заработать.

Приведу пример. Мы организовали возможность бесплатного посещения дворца один раз в месяц. Мы бы хотели, чтобы в этот день к нам приходили местные жители, чей бюджет не позволяет часто ходить в музеи. Но как только о бесплатном для посещений дне узнали турфирмы, они сразу рванулись к нам с просьбами привезти группу именно в этот день. Хотя туристы тем не менее заплатят им деньги за экскурсию. Эта "военная хитрость" турагентств нас не устраивает, поэтому в данный день мы их не обслуживаем, чтобы дать возможность местным попасть в музей».

Рубрики: Проблемы

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

17.09.2012 19:19
Anonymous
ответить

В Несвиж приезжает очень много туристов. А экскурсоводов там достаточно. Просто у замка есть определенная пропускная способность. Даже если экскурсоводов будет в 2 раза больше, взять больше групп они все равно не смогут. Группы идут с периодичностью 7 минут, быстрее не получится. Нельзя же, чтобы в одном зале стояли сразу 2 группы, а экскурсоводы перекрикивали один одного. В Несвиже реально работают и пытаются как-то улучшить ситуацию. Но не все сразу получается. Желаю сотрудникам Несвижского музея успехов и терпения.
Аватар

17.09.2012 20:51
Anonymous
ответить

Слишком эмоционально это и, простите, по-колхозному: "Мы прокляли все на свете..." Что, собственно, вы прокляли? То, что замок годами стоял запертым в основных своих помещениях, - это хорошо, получается. А как стал вовсю принимать туристов, то начались моментальные проклятия? А чего вы хотели? Режима "наибольшего благоприятствования" лично для вашей фирмы? Режим благоприятствования может и должен формироваться только на основе предложения туристов, и те, у кого оно, это предложение, невелико, ОБЯЗАНЫ стать в очередь за теми, у кого оно велико и стабильно. Так повсюду в бизнесе: преимущество, топ-положение не у всех подряд в зависимости от личных пожеланий - оно зависит в первую очередь от возможностей туробъекта (гостиница, музей, чартер, пр.) и от трудовых усилий заказчика туруслуг. Вы знаете иные законы бизнеса, если подняли вдруг такой истерический крик?
Аватар

17.09.2012 23:42
Andrei Burdenkov
ответить

Как раз недавно статья была, где ученый товарищ говорил, что через месяц после начала реставрации от услуг ученых отказались из соображений бюджета) Когда я на день открытия летом увидел, как бродят толпы (а куча народа из санаториев - те вообще еле ползают) в тупичках и загончиках в Несвижском дворце, я еще раз порадовался, что вожу индивидуалов)) Там можно реально убить полдня.(((
Аватар

17.09.2012 23:44
Andrei Burdenkov
ответить

... а забыл добавить - 50 тыр в Несвиже и 30 в Мире - это вместе 10 долларов на человека. Это БОЛЬНО! Для сравнения Британский музей бесплатен для посещения(((
Аватар

18.09.2012 01:14
Anonymous
ответить

А вот Ватиканские музеи, Лувр, Эрмитаж, Прадо (и не только они) далеко не бесплатны. Ну и что из этого следует? Мы не Лондон, не Рим, не Париж, не Петербург, не Мадрид. Мы - Несвиж, например. И 10 долларов на два замка - это всего два бутыльца "Живого пива". Пузо меньше будет, да и замки, может, в голове останутся, когда пиво естественным путем выйдет из организма.:p
Аватар

18.09.2012 12:35
Anonymous
ответить

Несвиж отреставрирован с блеском но без ума и вкуса. соответственно, организация турпотоков непродуманая, надо подождать пока что-то наладят с этим замком, и тогда рассуждать.
Аватар

18.09.2012 17:36
vera
ответить

Трэба думаць пра гэтую праблему больш шырока... І пра наведвальнікаў, іх інтарэсы, пажаданіі, незадаволенасць і як гэта ўсё ўлічыць, выправіць. Але і пра помнік і пра музейныя рэчы, хоць пакуль і не шматлікія, таксама трэба думаць. Як захаваць іх пры такім турыстычным наплыве? Трэба думаць і наколькі якасным можа быць экскурсійнае абслугоўванне, ці асабістае наведванне пры адначасовым скапленні турыстаў у даволі невялікіх па памерах залах. Не сварыцца трэба турыстычным фірмам і музеям, а разам выпрацоўваць сістэму абслугоўвання наведвальнікаў, каб усім па-максімуму было добра. Мяне больш за ўсё ў гэтым артыкуле ўразіла, што дырэктар музея-запаведніка Клімаў на ўвесь свет пракрэчаў як ён парушае заканадаўства. У “Законе аб музеях і музейным фондзе Рэспублікі Беларусь” чытаем: “…музеi, якiя поўнасцю або часткова фiнансуюцца за кошт сродкаў рэспублiканскага i (або) мясцовых бюджэтаў, прадастаўляюць наведвальнiкам права бясплатнага наведвання экспазiцый i выставак, створаных на аснове ўласных музейных фондаў, не радзей чым адзiн раз у месяц, а iнвалiдам, ветэранам Вялiкай Айчыннай вайны, ваеннаслужачым тэрмiновай ваеннай службы, дзецям да сямi гадоў, дзецям-сiротам, дзецям, якiя засталiся без апекi бацькоў, асобам з лiку дзяцей-сiрот i дзяцей, якiя засталiся без апекi бацькоў, асобам з асаблiвасцямi псiхафiзiчнага развiцця, якiя атрымлiваюць дашкольную, агульную сярэднюю, спецыяльную, прафесiйна-тэхнiчную, сярэднюю спецыяльную, вышэйшую адукацыю, музейным работнiкам – пастаянна ( арт.5 п.2). А калі чалавек сам сабе заканадаўства - цябе пушчу бо ты бедны месны жыхар, а цябе не пушчу бо ты багаты турыст, то пра што можна гаварыць? Падабаецаа музею, ці не, ёсць Закон і яго трэба выконваць. Дарэчы, чаму ў Музеі Вікторыі і Альберта (Лондан), выстава з якога зараз экспануцца ў Нясвіжскім замку, ўваход для ўсіх бясплатны кожны дзень, а музей квітнее?
Аватар

18.09.2012 18:15
Павел
ответить

К сожалению, в Несвиже, действительно не продуманы маршруты, и пока не работают гардеробы, хотя они и есть. Как в любом нормальном музее посетитель просто обязан оставить в гардеробе верхнюю одежду и ручную кладь. А тут три входа -арсенал, каменица, прибрамный корпус, а главный вход во дворце, где расположены гардеробы и туалеты закрыт. Почему??? И как вести экскурсию начиная рассказ с Бального зала или Арсенала? Где вводная информация? Да и о каком температурном режиме, так необходимом для музейных предметов можно говорить, когда все двери в экспозиционные залы с улицы настеж порасхлобыщены. Хозяин должен быть в замке, радеть надо и за музейное имущество и ратовать за удобство приглашённых посетителей. И вообще есть ли в музее отработанный текст экскурсии вообще. Слышал разных экскурсоводов заповедника, все материал дают разный, кто на что горазд. Время лаврового открытия прошло, господа, начались трудовые будни, так будьте любезны прослушайте всех своих экскурсоводов, они ведь такое несут порой... А то чужих слышим, а своих?
Аватар

18.09.2012 21:20
Anonymous
ответить

Vere Выставка Виктории и Альберта отнюдь не бесплатна. Вход в 3 зала с весьма немногочисленными экспонатами стоит 20 тыс. Сравните с 50 тыс. на весь Несвижский замок или тем более 30 тыс. в Мире. И внимательно прочитайте, что говорит директор Несвижского замка - турфирмы берут у туристов деньги за билеты, а потом записывают группы на тот день, когда посещение бесплатное, и деньги оставляют себе. По-моему, очень правильно пишет директор, что так делать нельзя.
Аватар

18.09.2012 21:53
Anonymous
ответить

А какие у вас, господа Возмущённые, есть конкретные предложения по оптимизации работы музейного комплекса? Может, 1000 человек одновременно пропускать в зал с 10 экскурсоводами? Или заставить экскурсоводов говорить скороговоркой путевую информацию? Или увеличить время суток с пятницы по воскресенье на 2 часа пожелаете? И специально для Ирины Якубицкой: в Несвижском замке-таки есть аудиогиды и стоят копейки.
Аватар

18.09.2012 23:39
Andrei Burdenkov
ответить

Плюс сокровища короны, которые и в Тауэре тоже есть - 25 фунтов за вход) Но большинство музэев на загнивающем западе таки бесплатно.
Аватар

19.09.2012 02:25
Анатолий Варавва
ответить

Уважаемые коллеги, учтите - в режиме массового психоза (а иначе сегодняшнее состояние-пребывание Несвижского замка и не назовешь) он работает менее двух месяцев - с тех пор, как открылись все его залы, предназначенные для осмотра. И вы хотите, чтобы за это время там были решены все проблемы? Ведь до последнего момента (до официального открытия) даже экскурсионный отдел замка был в полном неведении относительно будущей экспозиции, ее тематики и т.д. Все делалось, что называется, "с колес". Если мы, как потребители услуг, имеем ныне разные проблемы, то адресовать свое праведное возмущение надо не тем работникам замка, которые стоят внизу и на которых сыплются все шишки, а тем, кто, по давним советским привычкам, из всего делает секреты Полишинеля до последнего момента. Организацию экскурсионного маршрута с выходами и заходами, с заведомой удаленностью гардероба и туалетов от места начала экскурсии и пр. и пр. громоздил ведь не экскурсионный отдел - неужто это не понятно?! Экскурсионный отдел был поставлен перед непреложным фактом, и теперь девочки-экскурсоводы вынуждены бегать и в дождь, и в летнее пекло, а вскоре и в мороз из корпуса в корпус и при этом еще выслушивать грозные наставления и поучения со стороны. Да, конечно, как всегда бывает, новое вызывает (да еще благодаря рекламе) всплеск интереса. Но кривая публичного возбуждения, достигнув максимума, начинает постепенно опускаться - и всё приходит в норму. И нельзя требовать [i]здесь и сейчас[/i] всего и сразу, как следует из этих крикливых заявлений. Кроме того, неуместны, совершенно некорректны сравнения с "викториями и альбертами", с британскими и небританскими музеями, чей статус и "манеры поведения", что общеизвестно, выкристаллизовывались десятилетиями и даже столетиями. Приложите всю эту свою нетерпимость и заносчивость в оценках к своему же персональному труду - он выдержит эти словесные эскапады? Терпение и труд всё перетрут. Это первые наши замки, которые в таком объеме открывают перед экскурсантами - местными и приезжими - совсем другую Беларусь: европейскую страну, магнатскую, элитарную культуру, семейный быт, фамильные ценности и многое другое в тексте и в подтексте. И это - после десятилетий экспроприаций, после глумления над культурным наследием и после кондовой идеологии... Королева Виктория и принц-консорт Альберт должны нам загадочно улыбнуться (или снисходительно усмехнуться) из своего Лондона?
Аватар

19.09.2012 15:12
Наталья Метельская
ответить

Браво!
Аватар

19.09.2012 16:02
Anonymous
ответить

мне представляется, что именно благодаря высокому градусу общественного возбуждения можно надеяться в последующем на результат музея с мировым именем (почему нет?) и вплане систематизации, оптимизации и т.д.экспозиции, и в плане организации процесса эксурсий. разве не начало, разве "не здесь и сейчас" направяет нас туда, куда мы идем в последующем? именно по-этому мне радостно что звучит столько пусть даже и крикливых заявлений. главное, что есть неравнодушные. спасибо им. именно их позиция внушает мне оптимизм. безусловно, что как-то да будет. но если будут острые мнения неравнодушных - буде надежда, что будет не как-нибудь, а именно хорошо. спасибо вам, авторы мнений, что не ждете, а кричите.
Аватар

19.09.2012 20:58
Anonymous
ответить

От крика мало что меняется в ЛЮБОМ деле. "Крик" должен быть продуктивным, а не громким. В музее люди работают, и без криков сознавая свою ответственность за будущее Несвижского дворца-музея как памятника ЮНЕСКО. Было бы суперхорошо, если бы и кричащие четко представляли свою ответственность, а не только материальный интерес.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах