https://www.traditionrolex.com/8
<p>Отреставрированный Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» претендует, судя по сумасшедшему росту популярности, на звание самой видной достопримечательности в Беларуси, оставляя за собой даже Мирский замок. Его посещают туристы из западноевропейских стран, не говоря уже о привычных потоках российских и отечественных туристов. Однако вскоре после реставрации дворца выявился и ряд "технических" недостатков в плане организации экскурсий, которые при желании можно было бы быстро ликвидировать, однако прогресса в данном деле пока не наблюдается</p>

Отреставрированный Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» претендует, судя по сумасшедшему росту популярности, на звание самой видной достопримечательности в Беларуси, оставляя за собой даже Мирский замок. Его посещают туристы из западноевропейских стран, не говоря уже о привычных потоках российских и отечественных туристов. Однако вскоре после реставрации дворца выявился и ряд недостатков в плане организации экскурсий, которые при желании можно было бы быстро ликвидировать, однако прогресса в данном деле пока не наблюдается.

Многие туристические агенты столкнулись с невозможностью привезти группы на экскурсию в Несвижский дворцово-парковый ансамбль после его реконструкции. Зачастую все оказывается забронированным на несколько месяцев вперед.

О данной ситуации рассказывает глава компании «Галар-Экспо» Людмила Петрович: «Я полдня дозваниваюсь в Несвижский дворец, в результате трубку поднимают только в бухгалтерии. Когда все же выхожу на тех, кто нужен, и пытаюсь забронировать места для туристов, отвечают, что приезжать без предварительной записи нельзя, а услуга электронного бронирования на сайте отсутствует, есть только онлайн-заказ. И даже если я забронирую места, как мне ответили сотрудники комплекса, нет гарантии, что бронь подтвердят и группы пропустят. Скоро на российском рынке закончатся продажи Турции, и россияне массово поедут в Беларусь. Непонятно, что мы тогда будем делать! Я еще могу «подвинуть» группы белорусских туристов, но как объяснить иностранцам, что у нас невозможно попасть на экскурсию? Вообще я поняла, что легче отправлять туристов в замки Чехии и Словакии, чем попасть на экскурсию в Несвижский дворец! Как говорят коллеги, которые все лето маялись с экскурсионными группами: «Мы прокляли все на свете, с тех пор как был отреставрирован Несвижский замок!»

Похожее мнение высказывает и заместитель директора компании «Мастер путешествий» Ирина Якубицкая: «Расскажу, какая ситуация была в Мирском замке и Несвижском дворце с мая по июнь этого года. Дозвониться им было практически невозможно, пробуешь целый день – и ничего. А когда наконец дозваниваешься, получаешь такой ответ: забронировать экскурсию можно, а экскурсовода – нет, все расписано на 3, а то и на 5 месяцев вперед. Не знаю, кто у них все бронировал, но в музей было не попасть.

Мирский замок, например, вышел из этого положения, они масштабно начали использовать аудиогиды. Нас это вполне устраивает. Во-первых, потому, что турист получает определенную информацию о данном объекте, и в то же время она не является чересчур подробной, как это часто бывает при рассказе гида. Например, некоторые экскурсоводы могут стоять в подземелье Мирского замка 45 минут, в то время как на все у нас только час. Во-вторых, в автобусе от сопровождающих туристы уже получают какую-то информацию, и часто при рассказе экскурсовода она перекликается с тем, что они уже слышали и знают. Поэтому аудиогиды – отличное решение, особенно если мы возим туристов на совмещенную экскурсию «Мир–Несвиж», потому что тогда не возникает перегрузки информацией. Ситуация же в Несвижском дворцово-парковом ансамбле доходила до смешного: мы приезжаем и видим, как сидят экскурсоводы, ожидающие своих групп, в то же время никто не может провести нас по территории дворца. А если наш экскурсовод откроет рот, ему прямо в присутствии группы совершенно бестактно делается замечание, что он не имеет права на проведение данной экскурсии. Хотя мы вполне могли бы проводить экскурсии по музею с собственными экскурсоводами, у нас работают сертифицированные сотрудники, которые знают материал и могут дать краткую информацию. Мы даже готовы платить музею за то, чтобы нашим гидам разрешили проводить экскурсии на его территории. Потому что экскурсия по Несвижскому дворцу после реконструкции стоит того, многих туристов она действительно захватывает, и есть желающие вернуться туда во второй раз. Также хочу сказать, что с августа ситуация немного улучшилась. Сотрудники музея сами начали звонить нам и предлагать время для экскурсий».

Исходя из мнений сотрудников туристических фирм, налицо как минимум две проблемы. Первая: у Несвижского дворца недостаточная пропускная способность, не позволяющая удовлетворить желание нынешнего потока туристов посещать данный туристический объект именно тогда, когда они захотят. И вторая: с одной стороны – ощутимая нехватка экскурсоводов при музее, а с другой – злополучный запрет на проведение экскурсий экскурсоводами, не являющимися сотрудниками данного туристического объекта.

С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к директору Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергею Климову: «Мы пока совершенствуемся. Звонит очень много желающих попасть к нам, и если вдруг день, который им нужен, занят, начинают разбираться и скандалить. Поэтому мы планируем ввести на сайте систему бронирования по примеру гостиниц, когда всем желающим видно, какой день забронирован, а где есть свободные места, когда автоматически выдается подтверждение и есть функция электронной распечатки билета. Я не знаю точно, когда это произойдет, возможно, к зимним каникулам. Пока мы работаем эмпирически, то есть все проверяется на практике. На данный момент у нас есть возможность онлайн и телефонного заказа. Ежедневно все звонки обрабатывают четыре оператора.

А турфирмам я бы посоветовал корректировать свои планы, а не надеяться, что будет свободен именно тот день, в который они для себя запланировали привезти к нам группу. Турфирмы хотят, чтобы мы подстраивались под то время, когда им удобно работать. Например, сейчас (утро четверга. – Ред.) у нас нет ни одной группы, и такая ситуация повторяется регулярно. С понедельника по четверг у нас мало посетителей, а всем подавай свободные места с пятницы по воскресенье. Потом турфирмы скандалят, что у нас все забронировано. Также могут приехать с группами без звонка и удивляются, что приходится ждать.

По поводу низкой пропускной способности скажу, что Несвижский дворец был когда-то домом Радзивиллов, он не является музеем и не предназначен для такого большого количества посетителей. Со времени реконструкции у нас побывало больше 200 000 туристов, и к концу года, думаю, мы дойдем до полумиллиона. Но мы регулируем эти потоки. Разрабатываем новые варианты экскурсий. Сейчас, например, работаем над экскурсией по подземелью, а также над другими проектами, чтобы разделить туристов. Но это все не делается по мановению волшебной палочки, думаю, к зимним каникулам мы приведем потоки в порядок. Сейчас мы ищем правильные модели работы в соответствии с наплывом желающих.

Что касается информации о недостатке экскурсоводов – турагентства распускают слухи о том, что у нас не хватает данных сотрудников. Сейчас в штате работают 18 человек, а это больше, чем на любом объекте в Беларуси. Поэтому приезжать со своими экскурсоводами турфирмам нет никакой необходимости. К тому же в законе четко сказано, что музей может содержать своих собственных экскурсоводов, так как подготовка тех, кто приходит со стороны, часто оставляет желать лучшего. Я сам несколько раз слушал, что рассказывали туристам экскурсоводы, не работающие в штате нашего музея, и часто это просто чушь. К тому же мы готовы взять в штат нескольких экскурсоводов дополнительно, но они ведь не хотят здесь оставаться. Возможно, в будущем, если на то будет потребность, мы будем проводить аттестации экскурсоводов, которые хотят дополнительно проводить экскурсии по дворцу, но сейчас в этом потребности нет. Данная проблема надумана мелкими турагентствами, которые хотят побольше на нас заработать.

Приведу пример. Мы организовали возможность бесплатного посещения дворца один раз в месяц. Мы бы хотели, чтобы в этот день к нам приходили местные жители, чей бюджет не позволяет часто ходить в музеи. Но как только о бесплатном для посещений дне узнали турфирмы, они сразу рванулись к нам с просьбами привезти группу именно в этот день. Хотя туристы тем не менее заплатят им деньги за экскурсию. Эта "военная хитрость" турагентств нас не устраивает, поэтому в данный день мы их не обслуживаем, чтобы дать возможность местным попасть в музей».

https://www.traditionrolex.com/8