https://www.traditionrolex.com/8
<p>Скверная живопись</p>
Сезон для портретистов, работающих на улице, подходит к концу, сообщает «Минский курьер».
В парке Челюскинцев застала лишь одного художника.

— Я рисую с 1944 года, в пятидесятых получил высшее художественное образование, — вспоминает уличный мастер кисти. — В молодости занимался иллюстрацией книжек. Над одной работал примерно месяц, а гонорар получал чуть больше 400 советских руб­лей. Сумма по тем временам немаленькая! Позже, в 1980-х, ради интереса решил попробовать себя в роли уличного художника. И мне понравилось! В первый день нарисовал 20 человек и заработал целых 100 руб­лей! Очень прибыльное было занятие.

Но времена изменились, и портреты из доходного бизнеса превратились в убыточное хобби. По его словам, художников кризис не пощадил. Желающих рисовать в парке с каждым годом становится все меньше.

— Портреты сейчас роскошь для горожан, — сетует собеседник. — Стоимость одного изображения в среднем 80 000 рублей, рисунок с фотографии на заказ — 400 000. За прошлую неделю ни одного человека не нарисовал, хоть и приходил каждый день. Последнее время называю свою работу скверной живописью: и рисую в сквере, и дела идут скверно. Почему такие высокие ценники за картины? Нужно налог платить, а прибыли нет.

Без бумажки ты букашка

Оказывается, чтобы стать уличным творцом, недостаточно мольберта с угольком и таланта. Помимо художественного дара, нужно быть хорошим психологом, наблюдательным и образованным человеком и… неплохим коммерсантом.

Нельзя так просто пойти рисовать портреты за деньги. Пусть вы и думаете, что никак не нарушите закон, — в налоговой считают иначе. Создание картин — это бизнес, который требует регистрации.

В отделе предпринимательства и регистрации управления экономики администрации Московского района пояснили, что для тех, кто занимается каким-либо видом ремесла, разработана упрощенная система налогообложения — раз в год необходимо заплатить лишь одну базовую величину (100 тысяч рублей). Ремесленники — это кузнецы, гончары, резчики по дереву, витражисты, но только не художники. Им нужно открывать ИП, и траты в этом случае выше.

— Деятельность в области художественного творчества (написание картин по заказам граждан) облагается единым налогом, — рассказали в инспекции Минис­терства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району. — Он составляет 250 000 рублей в месяц. Однако если доход превышает 7,5 миллиона, то в казну пойдет еще 8 процентов от прибыли.

Аренда скамейки

Описанная выше дискриминация по творческой принадлежности далеко не последняя проблема, которая терзает тонкие души и кошельки уличных художников. Платить приходится не только налоговой, но и парку, в котором они творят.

— Портреты — мой основной заработок, — рассказывает Олег, один из уличных художников парка имени Челюскинцев. — Занимаюсь этим больше двадцати лет. Вот только где-то года четыре назад, помимо единого налога, с нас потребовали платить аренду за место в парке. Теперь нужно заключать с его администрацией договор на целый сезон. В этом году платили более 200 тысяч рублей в месяц. Только что мы арендуем? Скамейку? Раньше здесь было много художников, а потом всех несоглас­ных выгнали…

Для чего был введен такой сбор, в кадрово-юридическом бюро УП «Городские парки Минскзеленстроя» пояснить отказались, ссылаясь на секретность информации.

Неудивительно, что в парке больше нет новых лиц, рисуют лишь те, кто застолбил место много лет назад. Заработок этот нестабильный — может помешать непогода, отсутствие клиентов. А вот все платежи необходимо вносить исправно, почти полмиллиона в месяц. И это не считая расходов на материалы для работы. Вот и возникает вопрос: останутся ли художники в парке? Жаль будет, если уйдут.

А как у них?

На Арбате

художники не платят аренду за место. Единственное, что от них требуется, — регистрация юридического лица, после чего взимается фиксированный налог. Стоимость портрета на знаменитой московской улице в среднем составляет 45 долларов.

На курортах Украины

творцы работают в основном при барах и кафе. За место платят владельцам заведений из расчета дней, которые они провели за работой.

В Риме

издали новый закон, по которому уличных художников должно быть ограниченное количество на определенных площадях. Более того, мастера теперь сдают экзамен на проф­пригодность, после чего им выдают специальное удостоверение на два года. Помимо всего прочего, работники творческого цеха обязаны заключить договор об уборке своего места.

Дарья Прокопчук

https://www.traditionrolex.com/8