<p>Чтобы приехать к нам и начать копать, французам понадобилось <span>€</span>10 000 на 3 недели. А найти под местной землей или даже водой, по историческим слухам, можно намного больше</p>

Раскопать то, что скрыто ровно 200 лет, взялись ученые из двух стран. Белорусско-французские раскопки впервые проходят под Борисовом, в месте наполеоновской переправы через реку Березину, сообщает ОНТ.

У небольшой деревни Студенка тогда разгорелась настоящая драма. В последние дни переправы в бою с русскими и белорусами император потерял десятки тысяч своих воинов. Как потери становятся находками, и когда сложнее навести мосты?

Наиболее страшными были ранения от свинцовых пуль. Они разрывали плоть, наносили страшные увечья. Бьет навылет, насквозь и наотмашь, добивая осколками. От таких пуль не стало до 50 тысяч человек – французов, русских, белорусов... Сейчас говорят: «река унесла». Березина, через которую мучительно переправлялся сам император. Его же маршалы говорили: «Если это Наполеону удастся – значит, в нем живет сам черт». И ведь смог «навести мосты».

Вячеслав Данилович, директор Института истории НАН Беларуси: «Исторически известно, что существовало два моста через Березину, наведенных наполеоновскими войсками. Первый мост проходил там, где сейчас памятный знак. Второй мост находился в 150 метрах. Через тот мост шли кавалерия и пехота».

Спустя два века здесь – за деревенскими огородами – идут раскопки. Впервые совместные белорусско-французские. Находят в основном то, что теряли солдаты: амуниция, вооружение, гвозди, заклепки и пуговицы. Даже мелкая монета археологически бесценна. А что-то у серьезных ученых вызывает улыбку.

Вадим Кошман, заведующий отделом археологии средневекового периода Института истории НАН Беларуси: «Вот стеклянная печать, которая ставилась в верхней части сосуда. На ней есть дата – 1809 г. Возможно, кто-то для храбрости до переправы выпил либо вез и хотел отпраздновать в каком-то завоеванном городе».

Находки есть даже на поверхности. Но настоящим историческим прорывом стали бы, пожалуй, человеческие останки. По данным на послевоенный 1813 год, захоронено здесь было около 8 тысяч одних французов. На фото, сделанных век спустя, курган есть, но тот ли? Все давно сровняли с землей. Копать нужно глубже.



У французов до сих пор бытует стойкая боязнь и устойчивое выражение: «Полная Березина» – сродни полному провалу. Останки своих соотечественников они пока не нашли.

Фредерик Люмьер, археолог Национального института превентивной археологии Франции: «Мы надеемся получить разрешение на дальнейшие раскопки. Может быть, в следующем году. А пока нас интересует сама местность – Студенка, у которой погибло столько французов».

Чтобы приехать к нам и начать копать, французам понадобилось 10 000 на 3 недели. А найти под местной землей или даже водой, по историческим слухам, можно намного больше.

Река Старица в районе березинских раскопок – одно из предполагаемых мест захоронения золота Наполеона. Из Москвы его армия шла не с пустыми руками: везла, по разным оценкам, до 80 тонн золота и бриллиантов. Наши археологи ныряли, но богатства не нашли. Попытать счастья на глубине решились и французские коллеги.

Акваланг и бульдозер, обычные совки и лопатки – все это ловкость рук и техники на службе у истории и желания докопаться в юбилейный год, ровно 200 лет назад, как шли, переправлялись, воевали.