Весь сентябрь в Витебске говорят о Шагале. Съемки фильма в Витебске о художнике по сценарию известного российского режиссера Александра Митты будут закончены в начале октября – тогда же часть построенных декораций предадут огню, чтобы снять сцену охваченного пожаром города как раз в день рождения Шагала. О судьбе изготовленных для фильма вывесок и панно, так преобразивших фасады витебских зданий и уже полюбившихся горожанам и приезжим туристам, корреспондент TIO.BY узнавал у витебского художника, дизайнера Александра Вышки, который не без удовольствия вспомнил, как они создавались, получили одобрение заказчика и перекочевали на съемочную площадку.
40 революционных лозунгов, 12 панно по эскизам и сюжетам картин Марка Шагала и больше сотни вывесок было изготовлено всего за три с половиной месяца. Две недели из этого срока ушли на сборку и оформление броненосца «Потемкин», на котором в день революционного праздника проедет сам Шагал. Над крупным заказом трудились четверо: творческим процессом руководил Александр Вышка, ему помогал, а также запечатлевал рабочие моменты на фотокамеру сын Иван, который еще только постигает азы дизайнерского искусства на студенческой скамье БГУ, и два молодых дизайнера – Илья Гурко и Степан Дроздов, разделившие в прошлом с Александром немало интересных проектов.
Слева направо: Степан Дроздов, Илья Гурко, Иван Вышка, Александр Вышка
«Увидев Витебск, режиссер и главный художник фильма решили, что отдельные сцены надо снимать именно здесь, – вспоминает о начале сотрудничества Александр Вышка. – Витебск обладает самобытной архитектурой, которой нигде больше нет. Это чувствуется в особом стиле и Успенского собора, и Воскресенской церкви, и городской ратуши. Именно они и многие другие изображены на картинах у Шагала и известны всему миру своими необычными силуэтами. Именно они создавали ауру города, его неповторимое настроение. Поэтому часть съемок решено было проводить здесь. Впрочем, в начале прошлого века их было гораздо больше, и многие из этих строений безвозвратно утеряны, как деревянная Ильинская церковь, например. Для удобства создатели фильма стали работать с витебскими художниками, знающими историю города и чувствующими его особую ауру».
На счету Александра Вышки множество творческих проектов – графическое оформление Фестиваля польской песни и позже «Славянского базара», создание экспозиции выставочного зала «Духовской круглик», оформление ресторанов и кафе, популярных у горожан и туристов. «Оказавшись в Витебске после окончания БГТХИ (ныне Академия искусств), я работал на телевизионном заводе, где создал товарный знак, используя исторические аналоги Витебской губернии. Затем была работа в художественно-производственных мастерских, – продолжает дизайнер. – Судьба сводила меня с интересными людьми – молодыми и окрыленными идеями художниками, историками, краеведами. Один из них – Игорь Тишкин, мечтавший создать в Витебске Музей архитектуры старого города. Увы, хорошая идея не была реализована, хотя у Витебска для этого было все. Сама жизнь время от времени давала подсказки, где и как это можно сделать. Но все неизменно уходило в другом направлении из-за непонимания властями значимости тех исторических моментов, которым они оказывались свидетелями. Ко мне в мастерскую приносили открытки, фотографии, документы, я собирал информацию о важных для Витебска исторических фигурах. Так, не без гордости я узнал, что прототип шторно-щелевого фотографического затвора, который стали использовать во всем мире, был изобретен витебским фотографом Сигизмундом Юрковским. В его мастерской можно было сделать моментальное фото. В целом же витебские фотографии славились далеко за пределами города». Получив заказ, Александр уже обладал богатой коллекцией прикладного материала, который, к тому же, был им неоднократно использован при создании других проектов.
***
Первый этап работы над декорациями был посвящен лозунгам на красных тканях. Для их создания были просмотрены десятки документальных фильмов, посвященных празднованию первой годовщины революции, в оформлении которого в Витебске принимал участие Шагал, других революционных праздников тех лет. По словам дизайнера, некоторые плакаты восстанавливались в точном соответствии оригиналу.
А так лозунги выглядели на съемочной площадке… Из Петрограда в Витебск Шагал возвращается накануне Октябрьской революции в должности комиссара по делам искусств Витебской губернии. И его первым ответственным заданием становится украшение города к празднику яркими плакатами и броскими лозунгами. Шагал собирает городских художников, которые «принялись перерисовывать и раскрашивать моих коз и коров. 25 октября ветер революции раздувал и колыхал их на всех углах. Рабочие проходили мимо с пением «Интернационала».
Закончив лозунги, художники принялись за панно. Шаг за шагом на большие холсты, развешанные на стенах арендованной мастерской, наносились образы с работ Шагала. Готовые панно бережно скручивались в рулоны в ожидании начала съемок.
Перед съемками каждое панно тщательно осмотрело руководство фильма – все были допущены к работе.
Вскоре город увидел и заметно увеличившегося в размерах «Зеленого скрипача», и знаменитую на весь мир «Прогулку над городом».
Вслед за панно в мастерской появились вывески. Накануне художники сделали замеры фасадов зданий, на которых вывескам предстояло висеть чуть больше месяца. Затем их макеты создавались на компьютере, распечатывались, и начинался процесс старения. Для этого художники использовали… швабры и грязь.
Вывески преобразили исторический центр Витебска. Еще до начала следующего месяца горожане смогут полюбоваться на проделанную художниками работу. «Однажды проходя по пешеходной улице Суворова, когда там не было съемок, я увидел семьи с детьми, пары, небольшие компании, которые не спеша прогуливались, вели неторопливые беседы, фотографировались, – рассказывает Александр Вышка. – Почему-то мне вспомнились кадры из клипа на песню Джо Дассена «Люксембургский сад». Неторопливое течение времени – как это и должно, по-моему, быть в центре старого города. Я слышал, как люди сожалели, что все это вскоре уберут. Некоторые из них приходят сюда каждый день, чтобы как можно больше нагуляться по Витебску начала прошлого века. В сентябре к моим знакомым в гости приехали французы. Они пошли гулять по городу. Увидев старые вывески, они воскликнули: «Как здорово, что вы все это сохранили! В Париже подобное все чаще вытесняется китайской иллюминацией». Узнав, что это всего лишь декорации к фильму, французы искренне огорчились. Людям не хватает истории – и нам, и европейцам. Всюду это востребовано».
Наконец, завершающий этап работы – конструкция броненосца «Потемкин».
Многие горожане с сожалением думают о снятии декораций. И задаются вопросом: а не оставить ли? «Сделать можно все, – уверен Александр Вышка. – Но пока решение зависит от городских властей. Если когда-нибудь появится осознанное желание вернуть центру города обаяние и привлекательность прошлого века – с помощью профессионалов это вполне можно осуществить». Пока же на улицах Витебска стиль практически отсутствует, доминирует недопустимая в дизайнерском понимании эклектика.
Впрочем, уже хорошо, что вывескам, лозунгам и панно не грозит сожжение, как это произойдет с кусочком старого Витебска, построенного по эскизам главного художника фильма «Миракль Шагала» Эдуардом Галкиным. Деревянный квартал подожгут, чтобы снять события 7 июля 1887 года, а по старому стилю этот день приходится на 24 июня, когда в Витебске случился пожар, не пощадивший почти треть деревянной застройки, – позднее его назовут самым разрушительным для города бедствием уходящего века. Именно в этот день в еврейской семье Фейги-Иты и Хацкеля Шагалов, ютившейся в ветхом домике за тюрьмой на левом берегу Двины на окраине города, которую прозвали Песковатики, родился первенец – сын Моисей. Через несколько десятков лет он станет одним из крупнейших художников Европы, а имя Марка Шагала узнают во всем мире.
Работу Александра Вышки передадут городу. У городской интеллигенции уже есть любопытные идеи, как использовать ее в дальнейшем – в том числе и для привлечения туристов.