https://www.traditionrolex.com/8
<p>Свое видение быстротечности времени польский фотограф вначале представил в Минске, где оно было воспринято весьма неоднозначно. В Витебске, где выставка фотографии Vanitas будет экспонироваться до 11 ноября, творчество Петра Мушалика условно разделило публику на два лагеря: заядлых консерваторов-приверженцев классики и благосклонных к экспериментам любителей альтернативного искусства.</p>

Свое видение быстротечности времени польский фотограф вначале представил в Минске, где оно было воспринято весьма неоднозначно. В Витебске, где выставка фотографии Vanitas будет экспонироваться до 11 ноября, творчество Петра Мушалика условно разделило публику на два лагеря: заядлых консерваторов-приверженцев классики и благосклонных к экспериментам любителей альтернативного искусства.

Открытие выставки фотографии доцента кафедры графического дизайна Катовицкой академии искусств Петра Мушалика проходило на втором этаже Арт-центра Марка Шагала, благополучно завершившего летний туристический сезон. Персональная экспозиция – это часть проекта Польского института в Минске, который привез в Беларусь работы и других сотрудников фотомастерской академии. Групповая выставка еще четырех фотографов – Анны Лоренц, Анны Сельско, Витольда Яцыкава и Кшиштофа Шевчика – сейчас проходит в Краеведческом музее Витебска.

Место графических работ Марка Шагала, несколько месяцев занимавших стены выставочного зала, создавая экспозицию, предназначенную для показа туристам, сменили крупноформатные в основном черно-белые фотографии, изображающие коренья, стебли растений, подпорченные овощи и фрукты. Называя выставку Vanitas, что в переводе с латыни означает «суета», фотохудожник подталкивает зрителей к мысли о быстротечности времени, неизбежности старения, распада и – смерти. Тем не менее, работы не выглядят пессимистично. Наоборот, подсыхающая сморщенная груша и подернутый плесенью апельсин в объективе фотохудожника оказываются куда более фотогеничными, нежели их спелые, пышущие здоровьем аналоги.

Преподавая студентам современную фотографию и раскрывая все тонкости работы с графическими редакторами, сам Петр Мушалик остается приверженцем старых методик. Вся серия фотографий, вошедших в экспозицию, была снята на старые фотокамеры, самой молодой из которых, признается художник, не менее пятидесяти лет. Свои фотораритеты Петр Мушалик заправляет преимущественно старыми пленками 1960-70-х годов, которые не без труда удается раздобыть на аукционах Европы и Америки. Большинство фотографов в Польше, как, впрочем, и во всем мире, перешли на цифровую фотографию. Тем не менее, в специализированных магазинах еще можно найти черно-белую и цветную пленку. А вот со старыми негативами дело обстоит гораздо сложнее. Проявка фотографий также делается вручную, по старинке – в комнате, куда ни под каким предлогом не должен проникать дневной свет, в ванночках с фотоэмульсией и шнурками для сушки готовых фотографий. Использование в работе старых фотоаппаратов, старых пленок и старой фотобумаги неумолимо требует времени. В среднем творческий процесс над одной фотографией – от выбора сюжета и заправки пленки до готового снимка – может растянуться на целый месяц.  

Оригинальную выставку витебская публика восприняла по-своему тепло и осторожно. Представители старшего поколения расчувствовались, увидев, что старый способ съемки и проявки не забыт и используется. И с удовольствием прямо на вернисаже поностальгировали о былых временах, когда они – молодые и преуспевающие фотографы – печатали в ваннах фотографии еще больших форматов. Пришедшие на выставку студенты задумались, что, возможно, не зря их старый преподаватель значительную часть семинаров посвящает истории фотографии. Представительницам прекрасного пола, видимо, уставшим от цветовых экспериментов наружной рекламы, пришелся по вкусу сдержанный черно-белый стиль фотографий. И только один посетитель выставки не мог смириться с форматом творчества Петра Мешалика. Подходя то к одному посетителю, то к другому, пожилой мужчина в очках с толстой оправой заговорщически восклицал: «Да разве здесь есть, на что посмотреть? Вот я люблю портреты, пейзажи и натюрморты. И это везли из самой Польши!» Не найдя сочувствия и идейной поддержки, старичок беспомощно вскинул руки: «Товарищи, это же чистейший абстракционизм!» Впрочем, что бы ни говорил ярый защитник традиционного искусства, именно он уходил с вернисажа последним…

1

3

https://www.traditionrolex.com/8