На строительство пешеходного перехода не хватает денег ни у поляков, ни у белорусов

14.10.2012 - Новости

На строительство пешеходного перехода не хватает денег ни у поляков, ни у белорусов

Не будет ошибкой сказать, что европейская интеграция вплотную подобралась к Беларуси. Когда будет сделан шаг с нашей стороны?

Брестчане начали готовиться к безвизовому пересечению белорусско-польской границы еще два года назад. 12 февраля 2010 года министры иностранных дел Беларуси и Польши подписали в Варшаве Соглашение о малом приграничном движении. Документ декларировал, что жители приграничных территорий двух стран смогут пересекать общую границу с целью культурных, общественных или семейных контактов, но не с целью трудоустройства. Наша газета тогда писала, что малое приграничное движение будет, по всей видимости, охватывать значительные территории Люблинского, Мазовецкого и Подлясского воеводств с населением 590 тысяч человек, в том числе города: Бялу-Подляску, Августов, Бельск-Подляский, Хайнувку, Сокулку, Семятыче. С белорусской стороны на территории действия соглашения проживает более миллиона человек, в том числе в Бресте и Гродно.

С тех пор прошла почти тысяча дней, а мы по-прежнему, чтобы выехать в Тересполь, должны получить визу. Оживление угасающей надежде придала новость о реанимации Пограничного острова. Часть суши, относившаяся к зоне «0», по поручению президента вскоре должна превратиться в туристический оазис. Уже объявлено, что город планирует восстановить старый мост от Тереспольских ворот Брестской крепости на остров Пограничный. В 2010 году шел разговор о создании международного туристического пешеходного перехода из Бреста в Тересполь. Это максимально приблизило бы нас к Евросоюзу. Может быть, Пограничный остров с польской территорией свяжет еще один мост? Мы обратились к заместителю председателя горисполкома Василию Ковальчуку с просьбой подробнее рассказать о планах строительства в рамках концепции.

– Действительно, Брест собирается восстановить старый мост от Тереспольских ворот крепости на остров Пограничный, – сказал Василий Николаевич. – Он интересен тем, что это был первый вантовый мост в Российской империи, его построили в 1836 году.

По оценке руководителя проектного бюро ООО «Передовые строительные технологии» Анатолия Качуровского, уже в первой половине 2013 года в полном объеме будет разработана проектно-сметная документация по восстановлению Тереспольского моста. В настоящее время идет работа по определению источника финансирования: по предварительным подсчетам, на реконструкцию сооружения необходимо привлечь 3,1 млн долларов США.

Между Пограничным островом и польской территорией – обводной канал, по которому проходит государственная граница. Будет ли строительство мостов иметь продолжение?

– Мы встречались с руководством польских приграничных территорий, чтобы обсудить строительство моста через обводной канал, то есть соединить польскую и белорусскую земли, – пояснил Василий Ковальчук. – Должен сказать, наша сторона нашла у соседей понимание и поддержку. Польские власти обещают, что через депутатов своих территорий будут обращаться в Сейм и органы Евросоюза с ходатайством о выделении средств.

– Мы так же, как и вы, заинтересованы в том, чтобы польские граждане имели возможность посещать приграничные белорусские территории, – комментирует ситуацию Юзеф Падеревский, секретарь Тереспольского городского управления, – в первую очередь в туристических целях, например, чтобы посетить мемориальный комплекс «Брестская крепость». Но есть ряд проблем, препятствующих строительству моста как пешеходного перехода в рамках программы приграничного движения. Во-первых, потребуется выделить участок земли в приграничной зоне. Во-вторых, если участок будет выделен, встанет необходимость внести в польское законодательство соответствующие изменения, такая процедура занимает, как правило, 3-4 года. Но самая главная проблема – это финансирование. Ориентировочно на осуществление проекта польской стороне понадобится 10 млн евро. Таких денег у нас сегодня нет.

Есть на кого равняться

Пока наши власти рассуждают о строительстве мостов, жители белорусских городов Браслава, Верхнедвинска, Миор, городского поселка Видзы, а с латвийской — городов Даугавпилса, Краславы, Дагды, Зилупе давно практикуют безвизовые международные поездки. С 1 февраля этого года консульство Латвии в Витебске начало выдавать разрешения на упрощенное пересечение границы в соответствии с Соглашением между правительствами Республики Беларусь и Латвийской Республики об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий обеих стран. Возможность лично заглянуть в Европу на «глубину» 30 км стоит 20 евро, а пенсионерам, инвалидам и детям до 18 лет предоставляется бесплатно. Однако кто бы мог подумать, что Беларусь вызовет больший интерес у латышей, нежели наоборот. По информации Витебского облисполкома, например, в апреле наша сторона выдала гражданам Латвии 4410 разрешений на упрощенный въезд, а латвийская сторона белорусам – только 858. Кстати, мы выдаем латышам специальные карточки, а консульство Латвийской Республики в Витебске делает вклейки в паспорта, похожие на визы.

Однако вернемся к теме Польши. С 27 июля нынешнего года жители Калининградской области тоже могут ездить в Евросоюз без виз. Заглянув на сайт Генерального консульства Республики Польша в Калининграде, убедилась, что анкета на получение разрешения для безвизового проезда значительно короче той, которую надо заполнить для получения шенгенской визы. Обязательное требование — указать, с какого времени заявитель является жителем Калининградской области. Ведь право получить карту малого приграничного движения имеют лишь те, кто живет в Калининградской области постоянно и не менее трех лет. В настоящее время в среднем 20 россиян ежедневно обращаются за пропусками в польские консульские учреждения. Срок ожидания после подачи документов составляет около 2 месяцев.

А вот «вільна Україна» еще в начале 2008 года подписала соглашение с Польшей и тем самым расставила все точки над «i» в вопросе малого приграничного движения. Соглашение вступило в силу 1 января 2009 года. В пограничную зону включено 1822 населенных пункта Люблинского и Подкарпатского воеводств Польши (почти 800 тысяч жителей) и 1545 населенных пунктов Волынской, Львовской, Закарпатской областей Украины (почти 1,5 млн человек). Приграничная зона, согласно польско-украинскому соглашению, не превышает 30 км от совместной границы, при этом если часть административной единицы Украины или Польши удалена от линии границы на расстояние между 30 и 50 км, то она также входит в приграничную зону.

Работа над этим документом началась за год до его подписания. И застопорилась было на медицинской теме. Стороны не сразу смогли договориться, как оплачивать оказание медицинской помощи в неотложных случаях участникам малого приграничного движения во время их пребывания на территории другой стороны. Сошлись на том, что лица, которые будут пересекать границу в рамках малого приграничного движения, должны приобрести страховые полисы на весь срок пребывания за границей, но не менее чем на 14 дней. При этом величина суммы, гарантированной страховым полисом на оказание неотложной медицинской помощи, должна быть не менее 20 тысяч евро.

Как сообщили в Генеральном консульстве Украины в Люблине, до сего дня польскими консульствами в Луцке и Львове выдано более 100 000 разрешений гражданам Украины на упрощенное пересечение границы в рамках малого приграничного движения. Тогда как украинскими дипломатами в Люблине оформлено только… два разрешения в обратном направлении. Столь мизерное количество обращений от поляков объясняется в первую очередь тем, что граждане Республики Польша, в соответствии с соглашением о безвизовом режиме с Украиной, и без того могут пребывать в соседнем государстве 90 дней (на протяжении 180 дней с момента первого пересечения границы) без оформления визы.

По информации Генерального консула Украины в Люблине Владислава Каневского, нарушения режима приграничной зоны гражданами обеих стран практически отсутствуют, и данный факт является ключевым для перспективы расширения приграничной зоны до 50 км. Сегодня данный вопрос остается открытым. Но расширение приграничной зоны с 30 до 50 км является приоритетом для Украины, и для его решения наши южные соседи внесли предложение Комиссии по вопросам украинско-польского трансграничного сотрудничества, а также поднимали его на украинско-польских консультациях по консульским вопросам.

Таким образом, не будет ошибкой сказать, что европейская интеграция вплотную подобралась к Беларуси. Когда будет сделан шаг с нашей стороны?

Анна Петроченко

Рубрики: Международное Сотрудничество

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах