<p>Белорусская сторона без проволочек проверила и пропустила, проблемы начались на польской стороне. Велосипедистов могли пропустить, но только в качестве исключения. Однако такой вариант наших не устраивал, нужно было определиться, или это разрешено всем, или запрещено (и почему). Тогда можно было бы действовать дальше, выходя на другие уровни для снятия подобных запретов. Однако поляки стояли на своем и не захотели ни дать отказ, ни дать добро на подобные перемещения</p>

Попробовать на практике проехать через границу Беларусь–Польша решили энтузиасты из АРР «Дзедзич» (компания «За вело-Брест!»), сообщвает «Виртуальный Брест».

Прежде была проделана большая теоретическая работа – и в наш Погранкомитет, и польской стороне были направлены письма с просьбой разъяснить, можно ли пересекать границу на велосипедах. Оказалось, можно, правда не на всех переходах. Но вот на международном пункте пропуска Брест–Тересполь, ПТО «Варшавский мост» можно. Спросить напрямую у польской стороны было не так уж и просто, пришлось просить коллег из сопредельной стороны. Они послали запрос и получили ответ, что в целом это не запрещено. Однако как же будет обстоять дело на практике? Вот именно это сегодня и выясняли несколько велосипедистов.

1

2

Старт был дан около 11.30 из Бреста, на переходе присоединился еще один участник, и к 12.00 все были у шлагбаума. Надо сказать, пограничники были несколько удивлены, что их не предупредили, и, конечно, попросили подождать в сторонке, пока они свяжутся с начальством. Параллельно забрали документы и удостоверение журналиста у меня, пытаясь понять, что делать с несанкционированной фотосъемкой на территории ПТО. В результате сошлись на том, что фотографировать можно только в сторону Бреста (отстойника), но никак не в сторону ПТО. Хотя и это женщина-пограничник сначала пыталась запретить, но после вопроса: «А на каком основании?» – не нашлась что ответить, и согласилась. Сложилось впечатление, что она не знала основания запрета фотосъемки и на территории ПТО, просто нельзя, и все.

3

А между тем все просто, при прохождении пограничного контроля: «Физическим лицам запрещается совершать действия, направленные на подстрекательство сотрудников к нарушению установленного порядка осуществления пограничного контроля, в том числе: вести фото-, видеосъемку, разговоры по мобильным средствам связи, совершать иные действия, препятствующие осуществлению пограничного контроля» (п. 1.4 Постановления Государственного пограничного комитета Республики Беларусь от 30.04.2009 № 28 «О порядке прохождения пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь гражданами РБ, иностранными гражданами и лицами без гражданства»). Руководствуясь этим, запретить снимать можно, а можно и разрешить. Но почему-то все сотрудники, не только пограничницы, сильно боятся фотографа. Иногда даже кажется, что им есть что скрывать... Но речь не об этом.

Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда пограничники узнали, что у группы велосипедистов есть с собой ответ из Государственного пограничного комитета Беларуси, им была предъявлена бумага, изучена, и вопрос волшебным образом со словами «... так это же другое дело...» решился, у велосипедистов стали проверять паспорта и запустили на каналы. На этом месте пришлось расстаться, а дальнейшие события прокомментировал Дмитрий Шиманский (АРР «Дзедзич», компания «За вело-Брест!»). C его слов, белорусская сторона без проволочек проверила и пропустила, проблемы начались на польской стороне. Велосипедистов могли пропустить, но только в качестве исключения. Однако такой вариант наших не устраивал, нужно было определиться, или это разрешено всем, или запрещено (и почему). Тогда можно было бы действовать дальше, выходя на другие уровни для снятия подобных запретов. Однако поляки стояли на своем и не захотели ни дать отказ, ни дать добро на подобные перемещения.

5

В результате группа в Польшу попала, но все же в качестве исключительного случая. Выяснилось, что перемещаться через границу на велосипеде можно, по крайней мере с белорусской стороны нет претензий, и это на практике, хотя и с некоторым скрипом (спишем его на первый раз) подтвердилось. А вот Польша показала себя не с лучшей стороны. А как же добрососедские отношения, а как же Европа для белорусов? Ведь ничего криминального в том, что границу пересекает велосипедист нет. У него в порядке документы, ему разрешено пересекать границу, но вот на машине (мотоцикле, поезде, самолете в конце концов) это делать можно, а на велосипеде – нельзя. Странно, что именно та сторона, которая во всеуслышание заявляет о готовности ввести малое приграничное движение, не хочет сделать такой логичный, элементарный и простой шаг.

6

Однако не все так печально, и, конечно, на этом решение вопроса не заканчивается. Материалы по этой поездке будут переданы в соответствующие организации в Польше, которые могут оказать влияние на положительное решение вопроса с перемещением между двумя странами на велосипедах. И это даст хороший импульс взаимоотношениям граждан двух стран и, возможно, станет в будущем настоящим Брестским малым приграничным движением велосипедистов, по сути открыв границы для общения. Перспективы заманчивы и не несут никакой угрозы ни Беларуси, ни Польше. Добрососедские отношения могут стать не лозунгом, а действительностью, и сгонять на часик в Тересполь к друзьям станет так же просто, как и проехаться по улицам Бреста.

7

Начало положено...

И последнее фото сделано уже самими велосипедистами на польской стороне. Хотя у поляков тоже строгие законы по поводу фото на переходах, но они, похоже, не так боязливы, как наши.

8