https://www.traditionrolex.com/8

Люблю автобусные путешествия. Дешево и впечатлений масса. За одну поездку можно увидеть сразу несколько городов и даже стран. Плюсов — множество. Однако моя последняя экскурсия в Закарпатье принесла больше неудобств, чем положительных эмоций. Тряска на дорогах, периодические остановки в пути, когда водители то и дело открывали капот нашей экскурсионной машины... Позже знакомый туроператор раскрыл простой секрет замены указанного в договоре нового «Неоплана» на видавшую виды «Сетру»: «В Украину отправляем старье...»

Почему так? Стала разбираться. Оказывается, у нас сегодня практически на любое транспортное средство можно получить разрешение на международные перевозки пассажиров. Требований — минимум. Только в Брестской области 36 фирм имеют лицензии. Теоретически на любые трансграничные маршруты может выходить 111 автобусов. Но почти половина из них — 15-летние старики. Они-то и трясут пассажиров по России да Украине. В Европу их просто не пускают. Там жесткий экологический стандарт — так называемый Евро-4 и даже Евро-5, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, сообщает «Беларусь сегодня».

Как же брестские турфирмы возят туристов в Берлин или Париж? Или не возят? Вот тут открылось любопытное. Возят и еще как. Но чаще польским транспортом. К нам он идет порожняком, забирает туристов и везет по заказанным направлениям. А заодно увозит и валюту, которой оплачиваются услуги перевозчика. В Комитете госконтроля Брестской области подсчитали: с начала года через автомобильный пункт пропуска «Варшавский мост» в Беларусь въехало более тысячи пустых польских автобусов. Они заправляют у нас полный бак дешевого топлива и с ветерком увозят путешественников.

С одной стороны сервис — в удовольствие. Автобусы новые, комфортабельные. С другой, если рассуждать по-государственному, соседи своей работой пополняют наш импорт. И свою выгоду упускают не только белорусские перевозчики. Придорожный бизнес, если подумать, тоже недополучает какой-то объем выручки. Ведь первую «кофе-паузу» водитель-поляк сделает отнюдь не на белорусской стороне. Он заедет в «Паджеро». Это маркет-комплекс в 20 километрах от границы.

Сейчас у турфирм легкая передышка: лето и золотая осень — в прошлом. Но грядут Рождество, новогодние праздники и зимние каникулы. Могу предположить, что на стоянке возле железнодорожного вокзала в Бресте негде будет приткнуться. Все из-за автобусов с польскими номерами.

Чистая прибыль на одном только автобусе — 4-5 тысяч евро в месяц. Казалось бы, только работай. Однако не каждая наша турфирма может позволить себе новый автобус. Во-первых, продавцы из Европы требуют предоплату, а постановление правления Нацбанка запрещает проведение авансовых платежей по ряду внешнеторговых операций. Остается брать автобусы по договорам лизинга. А это — увеличение стоимости и срока окупаемости соответственно.

Во-вторых, высокие таможенные платежи. Импортный автобус стоит за 200 тысяч евро. Добавьте сюда растаможку, и станет ясно, что многим такое приобретение не по карману. Даже на бэушный автобус наскрести непросто.

Полякам же обновлять автопарк легче еще и потому, что процентные ставки по кредитам у них ниже. Выходит, что по большей части нашим перевозчикам сегодня конкурировать с коллегами из стран ЕС не под силу.

Можно оставить все как есть. Или постараться мазовским конструкторам. К ним у транспортников, увы, пока немало претензий. Но и в лучшем случае дело это нескорое. Потому звучат предложения прислушаться к перевозчикам сегодня и решить хотя бы два вопроса: снизить ставки таможенных пошлин при ввозе бывших в употреблении автобусов для туристов и разрешить проводить предоплату при покупке новых.

Ходят разговоры, что выход ищут и в радикальном решении: ограничить выдачу разрешений на въезд в страну порожних автобусов. Увы, напрасный труд. Противоядие уже придумано и успешно действует. Путешественники добираются в Тересполь дизелем, а дальше, как несложно догадаться, — автобусный тур.

И еще одна, казалось бы, мелочь, но очень приятная. В комплексе «Паджеро» водителей туристических автобусов и гидов кормят бесплатно. Потому ни один здравомыслящий экскурсовод не будет искать свободные места в брестских кафе. Он поспешит за Буг. Заправка, кафе, отель, обменный пункт, множество «склепов» — магазинчиков с одеждой, бижутерией, сувенирами, едой. Все в одном месте...

Въезжаешь в Беларусь через «Варшавский мост» — и где кафе, где наши «склепы»? Подсчитано: в год только Брест теряет 5 миллионов долларов на международных пассажирских перевозках и еще миллион на питании туристов.

Точнее, на их отсутствии...

Валентина КОЗЛОВИЧ

https://www.traditionrolex.com/8