Транспортный тупик. Блеск и нищета районных автовокзалов Брестчины

01.11.2012 - Новости

Транспортный тупик. Блеск и нищета районных автовокзалов Брестчины

Лицо города – вокзал. Если следовать этому расхожему присловью, то у многих наших райцентров лицо, увы, невыразительное, блеклое, серое. А иногда и попросту нелюбезное. Проблемы транспортников всем известны, но только ли они должны заботиться о том, чтобы путешественника встречали и провожали с комфортом, предлагали подкрепиться на дорожку, купить свежую газету? А где-то даже в туалет, извините, зайти страшно

Лицо города – вокзал. Если следовать этому расхожему присловью, то у многих наших райцентров лицо, увы, невыразительное, блеклое, серое. А иногда и попросту нелюбезное. Проблемы транспортников всем известны, но только ли они должны заботиться о том, чтобы путешественника встречали и провожали с комфортом, предлагали подкрепиться на дорожку, купить свежую газету? А где-то даже в туалет, извините, зайти страшно. На каких направлениях забота о пассажире зашла в удручающий тупик, выясняли корреспонденты «Вечернего Бреста».

Автостанция в Каменце «слишком мала, чтобы претендовать на большее»

Автостанция в Каменце совсем небольшая, и местные жители привыкли воспринимать ее как нечто, неподвластное времени. Вот как построили ее в 1967 году, такой она и осталась. Ну разве что к первым областным «Дожинкам», проходившим в райцентре девять лет назад, ее несколько «облагородили» изнутри и снаружи и даже поменяли оконные рамы на новые деревянные. А вот общественный туалет при автостанции, неизменный объект для острот местных юмористов, именно такой, каким его помнит еще советское поколение: отдельно стоящее кирпичное строение с буквами «Ж» и «М» и дырками в полу. Альтернативы нет: ближайшее аналогичное по назначению сооружение находится аж у древней Каменецкой башни и работает лишь в то время, пока открыт музей…

А между тем «белый домик» при автостанции скоро канет в Лету. С тыльной стороны здания вот-вот начнет работать новый благоустроенный туалет. И это только часть перемен (хотя и самая заметная для пассажиров), которые начали происходить на автостанции Каменца в последнее время. Представьте, в сентябре здесь установили компьютеры, и теперь кассир может продать вам обратный билет с любой конечной остановки маршрута! А на прошлой неделе была смонтирована разговорная система «кассир – клиент», и теперь нет необходимости кричать в кассовое окошечко, чтобы услышать друг друга.

Современному пассажиру, наловчившемуся бронировать билеты онлайн и оплачивать их, не выходя из дома, слышать о таких ноу-хау забавно, но сами работницы Каменецкой автостанции, большинство из которых трудятся на этом месте более 30 лет, в один голос говорят: автостанция сегодня и «тогда» – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Да, к автостанции по-прежнему не подведен природный газ и не подключено центральное отопление, она все еще отапливается собственной маленькой котельной на дровах. Да, роль канализационного коллектора все так же играет выгребная яма, ну так центральной канализации по этой улице вообще нет.

1

Да, пассажирам в ожидании автобуса по-прежнему негде выпить чашку чая. Зато фасад самого здания подкрашивается теперь каждый год, в зале ожидания тепло и чисто, и внутри даже работает киоск «Союзпечати». И система видеонаблюдения вот уже почти год позволяет контролировать ситуацию внутри автостанции и по ее периметру. А еще скоро в служебных помещениях появится новая мебель, а на окнах – новые жалюзи. А там, глядишь, и маленький телевизор в комнате отдыха водителей появится…

«Мы слишком малы, чтобы претендовать на большее», – с сожалением говорит начальник автостанции Ольга Константиновна Якимук. Каменецкий район находится в этаком транспортном тупике: сквозного движения через него практически нет. Исключение – ходивший отсюда рейсовый автобус на Минск (с 19 октября маршрут закрыт по причине своей глубокой нерентабельности, говорят – до весны), и идущий через Каменец четыре дня в неделю автобус Брест – Гродно, который пустили по новой трассе вокруг пущи. Маршрутная сеть от автостанции Каменца построена на движении внутри района плюс Брест и Кобрин, и все «сельское» направление глубоко убыточно. Так что маленький коллектив автостанции (четыре кассира, два диспетчера, начальник и уборщица) может, конечно, мечтать о более комфортном и современном здании, но в целом оценивает ситуацию реалистично. Говорят, главное, чтобы пассажиры могли доехать, куда им нужно, вовремя и без проблем. А все остальное – когда-нибудь да приложится…

Кобринский автовокзал избежал участи стать приютом для бомжей

Кобринчанам, уж будьте уверены, не приходится краснеть за «лицо» своего любимого города. Атмосфере местного автовокзала может позавидовать и житель Бреста. Силами небольшого коллектива в здании и вокруг него поддерживается безукоризненная чистота. Не застанете врасплох ни ранним утром, ни поздно вечером. Надо заметить, что особых хлопот с наведением порядка просто нет. «Своим» пассажирам в голову не придет мусорить при наличии достаточного количества урн. Да и гости Кобрина стараются не нарушать правил.
2

Построенный практически на окраине города, автовокзал без сучка и задоринки вписался в общегородскую гармонию. Небольшая территория с ухоженными газонами и клумбами, выходящая на одну из самых длинных улиц райцентра – ул. Дзержинского, может запросто претендовать на статус симпатичной привокзальной площади. В хорошую погоду здесь можно застать не только непосредственно пассажиров и встречающих, но и отдыхающих горожан. Место-то уютное.

Кобрину, между прочим, чрезвычайно повезло: автовокзал районного центра не стал приютом для бомжей, пьяниц и прочих представителей местного маргинального «сословия». Наверное, поэтому даже в часы пик тут тихо и спокойно.

Достаточно большой зал, объединяющий кассы и так называемую зону ожидания. Для удобства пассажиров над окошками билетных касс размещен подробный график движения. Кроме того, имеется электронное табло. Нет причин отвлекать кассиров вопросами, все четко и ясно: название ближайших маршрутов, время отправления, общее количество мест в автобусе, а также количество свободных мест на данный момент. Информация постоянно обновляется, так что стоящие в очереди за билетом могут лично «проконтролировать» продажу билетов на интересующий рейс. Это нововведение с первых же дней было принято «на ура» молодежью, люди же пожилые, приезжающие в райцентр из близлежащих деревень раз в полгода, по привычке интересуются наличием билетов у кассиров. Впрочем, на это никто не сетует.

Под вокзальной крышей разместилось несколько торговых павильонов, где при желании можно приобрести в дорогу что-то из продуктов, сувениры и т. п. Немало покупателей и в павильоне «Белсоюзпечати». Есть возможность за смешную сумму подзарядить подсевшую батарею мобильного телефона.

А для многих, часто путешествующих через Кобрин, изюминкой здешнего автовокзала стала открывшаяся здесь несколько лет назад кофейня «Лакомка-транзит». Со второго этажа, где разместило ЧПТУП «Лакмос» один из своих кондитерских филиалов, на зал ожидания опускаются такие сладкие ароматы… Совсем не дорожный ассортимент, но главное – все всегда свежее и вкусное.

Не спорю: вокзал – далеко не главное впечатление о том или ином населенном пункте, однако именно он чаще всего является одним из первых адресов, куда попадает приезжий человек. И от этой встречи подчас зависит общее восприятие города. Но кобринчанам в этом плане беспокоиться точно нет повода.

Вокзал в Малорите  – на зависть, услуг на грош

Я хорошо помню старенький малоритский вокзал. Бело-зеленого цвета, он больше напоминал просторный помещичий дом-усадьбу, находился ближе к железнодорожным путям. Внутри была одна касса, а тепло в зимнее время создавала покрытая кафелем печка. Зал ожидания был сплошь уставлен рядами деревянных «кресел» с изогнутыми спинками. А еще была большая камера хранения…
3

В 1996 году на этом месте распахнул двери новый железнодорожный вокзал. Благоустроили территорию, окрестности, как водится, закатали в асфальт. Жаль только, что стало значительно меньше зелени. Ранее там была тенистая аллея со скамейками…

Но время диктует свои правила. Конечно, нынешнее здание не идет ни в какое сравнение с тем, что было. Узкие высокие окна в два этажа смотрятся привлекательно, создают величие и уют. В зале 60 посадочных мест, но может поместиться значительно больше. Долгое время после открытия вокзал считался визитной карточкой райцентра, красивейшим сооружением.

– В среднем за сутки в железнодорожные кассы обращаются 450 человек, в автобусную – 230, – рассказывает начальник железнодорожной станции «Малорита» Виктор Полищук. – Поезда в основном идут на Брест и Заболотье, автобусные рейсы связывают райцентр с Брестом, Кобрином, курсируют по району. Отсюда же отправляются междугородные и местного назначения маршрутки. Это наш единый транспортный узел.

С учетом прилегающих площадок места хватает. И все же коротать время на малоритском вокзале скучновато. Здесь нет сейчас ни буфета, ни газетного киоска, ни каких-либо иных развлечений. Все направляются в находящийся рядом с вокзалом бар «Пивной дворик», где продаются пиво и легкие закуски. В 22.30 жизнь на главном транспортном узле города замирает, и открывается вокзал лишь в пять утра.

К слову сказать, одно время внутри здания был неплохой магазин. Можно было приобрести продукты в дорогу, выпить чашку кофе или чая. Услугой пользовались как пассажиры, так и работники вокзала. Магазин принадлежал торговой системе железной дороги, но вскоре закрылся из-за убыточности.

По словам начальника станции, ИП не раз интересовались свободными площадями, но арендовать пока так никто и не взялся. Конечно, очень жаль. Здание – на зависть большим городам, а услуг фактически никаких. К сожалению, отсутствуют даже камеры хранения. Поди договорись оставить сумки у дежурного, если тебя здесь никто не знает. Не так это просто. В отдельном крыле была парикмахерская, сейчас – товарная контора, с обратной стороны – транспортная милиция. А ведь еще есть достаточно места не только в зале ожидания, но и на втором этаже.

Что на зависть, так это, извините, туалет. Причем бесплатный. Несколько лет назад мало кто подозревал, что он там есть внутри – просторный и красивый. Лишь к областным «Дажынкам-2010» благоустраивали территорию и решили избавиться от «наружного домика». Распахнули двери рядом с залом ожидания, и все ахнули! Потом долго недоумевали, почему же так долго томили… Тогда же, два года назад, провели реконструкцию, уложили плитку рядом с перроном, покрасили вокзал снаружи и внутри. И он по-прежнему смотрится как новенький.

Пинский автовокзал рассчитывает подпасть под волну реконструкций к «Дожинкам-2015»

Автовокзал «Пинск» (ОАО «Пинский автобусный парк») работает без выходных с пяти часов утра до половины девятого вечера. Ежедневно отсюда в самые разные уголки района, области, страны направляются десятки рейсовых автобусов. В общей сложности услугами пинских и иногородних автоперевозчиков пользуется около двух тысяч человек. Для удобства пассажиров продажа билетов и посадка в автобус осуществляются как на самом автовокзале, так и на двух остановочных пунктах на выезде из города.

4

Нынешнему зданию автовокзала без малого три десятка лет. Возраст для капитального строения сравнительно небольшой, однако выполненная из сборного железобетона безликая прямоугольная коробка с плоской крышей давно просит внешних преобразований. Преждевременная моральная старость одного из важнейших в городе объектов особенно резко обозначилась со строительством по соседству нового здания железнодорожного вокзала. В автобусном парке невыгодный контраст тоже замечают и решение проблемы видят в реконструкции.

Соответствующий проект был разработан еще пять лет назад. За счет собственных денег и средств инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций удалось заменить 80 процентов оконных блоков на современные энергосберегающие, поменять систему отопления, ведутся работы по тепловой реабилитации здания. После того как стены оденут в «шубу» и покроют ее слоем штукатурки, за дело возьмутся дизайнеры. Обновленному фасаду потребуется современное цветовое оформление. Впереди также реконструкция перрона, благоустройство прилегающей территории и самая затратная часть проекта – устройство на здании вокзала новой кровли. Ее выполнят из металлочерепицы. В одиночку эту задачу автоперевозчикам не решить, в условиях постоянного повышения цен на топливо и запчасти предприятие переживает не лучшие времена. В администрации автопарка очень надеются на помощь областного бюджета. Не за горами республиканские «Дожинки-2015», ожидается, что лучших хлеборобов страны будет принимать у себя Пинск. И автовокзал, являющийся для приезжающих в город его лицом, просто обязан выглядеть соответственно.

Пока же, к примеру, на автовокзале недостает удобной автостоянки. Подъехать к автобусу, чтобы высадить или встретить пассажира с вещами, можно только на такси, иной транспорт на территорию пассажирского терминала не допускается. Утверждается, что в целях безопасности людей. А потому нелегкий багаж к автобусу или от него как минимум пятьдесят метров человеку приходится нести в руках. Есть надежда, что в ходе реконструкции вокзала эта проблема также найдет свое решение.

Функцию автовокзала в Жабинке выполняет железнодорожный вокзал

Жабинка, по всей видимости, – единственный райцентр, не имеющий своего автовокзала. С торца здания железнодорожного вокзала в окошке можно увидеть скромную табличку: «Автокасса», и точно такую же – на входной двери небольшого помещения, где продаются билеты. Услугами автокассы, по словам кассира, ежедневно пользуются от 100 до 300 пассажиров.

Столь скромное (и экономически обоснованное) положение объясняется спецификой города и района: развитым железнодорожным сообщением и сравнительно небольшой территорией. Но немногочисленные пассажиры при этом не испытывают неудобств: им есть где согреться и чем подкрепиться. Правда, все это «за счет» того же железнодорожного вокзала, где пассажиров в десятки раз больше. Выгодное во всех отношениях соседство!

5

Наличие узловой железнодорожной станции – большое преимущество для любого населенного пункта. В Жабинке останавливаются почти все пассажирские поезда, следующие из Бреста и в Брест, кроме некоторых составов международного сообщения. Особенно востребованы утренние электрички и дизель-поезда, на которых жители райцентра добираются к месту работы или учебы. Поэтому несколько лет назад здесь безболезненно отказались от автобуса, курсировавшего по маршруту Жабинка – Брест. Теперь автобусом отсюда можно уехать в такие райцентры, как Каменец и Кобрин. Основная нагрузка ложится на единственный городской маршрут: поселок сахарного завода – больница. Промежуточный пункт – железнодорожный вокзал с автокассой. Билеты в этом автобусе продает кассир.

Кроме того, автобусы брестского автопарка выполняют важную социальную функцию: худо-бедно обеспечивают сообщение деревень района с его центром. Периодичность движения зависит от количества жителей и статуса населенного пункта. К примеру, в Старое Село (центр агрогородка) автобус отправляется из Жабинки ежедневно в 8.40 и 16.40, а в Кривляны – только по средам и субботам.

Скоротать время в ожидании своего автобуса можно в небольшом, но уютном привокзальном сквере, а зимой – в зале ожидания железнодорожного вокзала. Здесь же можно попить кофейку из автомата и купить на дорожку чтиво.

Утолить голод? Нет проблем. Буквально в нескольких метрах от вокзала – кафе с красноречивым названием «Гудок», которое принадлежит ОАО «Желдорсервис». К примеру, щи здесь стоят всего 2700 руб., а зразы рубленые – 6300. В кафе хороший ассортимент мороженого. Как говорится, без особых изысков, но вкусно и, главное, дешево.

Для пассажиров (особенно сельчан, приезжающих в город по своим насущным нуждам) очень удобно наличие рядом с вокзалом разветвленной торговой сети. Начать следует с самого бойкого места в городе – рынка. Рядом – мастерская и магазин бытовой техники и магазин стройматериалов, а также «Галантерея» и «Хозмаг», продовольственный магазин и аптека. За покупками далеко ходить не надо. Купил все необходимое на небольшом пятачке – и в автобус.

Сравнительно недавно рядом с вокзалом появился туалет, отвечающий санитарным требованиям. А на том месте, где раньше стояло подобие деревенского «скворечника», установили… бюст главному радетелю за права трудящихся. Новый туалет платный, что поначалу некоторые восприняли с опаской, особенно уборщики территории вокзала. Но такой прорыв цивилизации местного масштаба обошелся без эксцессов.

Елена Трибулева, Елена Жук, Сергей Мощик,
 Павел Куницкий, Антонина Хокимова

Рубрики: Инфраструктура

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах