<p>Об этом на пресс-конференции, посвященной нынешней программе IFMC, журналистам сообщила директор и заместитель генерального директора по специальным проектам ГУ «Центр культуры «Витебск» Марина Романовская.</p>

Об этом на пресс-конференции, посвященной нынешней программе IFMC, журналистам сообщила директор и заместитель генерального директора по специальным проектам ГУ «Центр культуры «Витебск» Марина Романовская.

В Витебске танцевальная программа рассчитана на пять дней – с 21 по 25 ноября – и будет проходить на сцене театра Якуба Коласа, областной филармонии и концертного зала «Витебск». 22 числа Балет Евгения Панфилова выступит в молодечненском Дворце культуры. На следующий день IFMC отправится в Бобруйск – на сцену городского драматического театра. 26 ноября современную хореографию в постановке Раду Поклитару  покажут в драматическом театре Гродно. В белорусской столице участников Фестиваля современной хореографии увидят 22 ноября в к/з «Минск» и на заключительном концерте в Большом театре оперы и балета 28 ноября.

Если за двадцать пять лет витебская публика уже готова воспринимать эксперименты современной хореографии, то в других городах реакция на знаковое для Витебска событие ноября может быть весьма непредсказуемой. Впрочем, дирекция фестиваля, несмотря на сопутствующие сложные организационные моменты, все же старается давать оптимистичные прогнозы. «На концерты IFMC в Национальном театре оперы и балета в Минске уже продано 65% билетов, а до начала фестиваля еще почти месяц, – наблюдениями об активности зрителей поделилась Марина Романовская. – Но это столица. В Молодечно, на мой взгляд, все будет хорошо, потому что коллеги, с которыми мы ведем переговоры о постановках, нас с готовностью поддержали. В Гродно среда достаточно развита – наряду с другими творческими проектами там часто проходят вечера современной хореографии. Там тоже должно быть все хорошо. У меня есть некоторые опасения по поводу Бобруйска. Хотя мы там работаем на базе драматического театра и везем роскошную программу – балеты «Клетка для попугаев» и Destino/«Судьба».  

2012 год – это год международного конкурса. В дирекцию фестиваля было представлено 92 разноплановые работы – и хореографические миниатюры, и одноактные балеты, из которых отбор прошло 45 постановок. Победителей предстоит определить жюри и экспертному совету, в который входят балетные критики, хореографы, искусствоведы из России, Беларуси, Германии, Израиля, Ирландии, США, Украины, Литвы, Эстонии и Нидерландов. Председательствовать в жюри будет народный артист СССР, профессор Российской академии театрального искусства, почетный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер, актер, педагог, обладатель премии имени В. Нижинского Парижской академии танца «Лучший танцовщик мира» Владимир Васильев. Общий премиальный фонд составит 15 тысяч долларов.

Концертная программа IFMC в связи с 25-летием фестиваля значительно расширена. Перед зрителями выступят коллективы, которые росли вместе с фестивалем в буквальном смысле этого слова. В 80-х о них еще никто ничего не знал, а теперь их называют элитой современного танца на постсоветском пространстве. В конце ноября на витебской сцене выступят любимые публикой «Провинциальные танцы» и «Эксцентрик-Балет» из Екатеринбурга, пермский балет Евгения Панфилова, Челябинский театр современного танца Ольги Поны. Среди приглашенных гостей – танцоры из Норвегии, Франции. И впервые Беларусь посетит коллектив из Великобритании – Национальная танцевальная компания Уэльса.

Еще один подарок, который организаторы планируют подготовить к открытию фестиваля, – это книга о Международном фестивале современной хореографии, авторами которой станут члены экспертного совета. Это книга о начале фестиваля, о взаимоотношениях с зарубежными коллективами, об их восприятии публикой, о международном конкурсе, который много лет подряд служил и учебной платформой для выдающихся теперь танцоров.

Справка tio.by: Фестиваль современной хореографии проходит с 1987 года. Он начинался как фестиваль брейк-данса в то время, когда еще проходили партийные собрания и съезды КПСС. Спустя несколько лет ввиду новой моды на гороскопы фестиваль называют «Белой собакой». По уверениям астрологов, события, рожденные под этим знаком, имеют большую перспективу. Судя по всему, последние не ошиблись: фестиваль существует уже 25 лет. С 1992 года главное танцевальное событие Витебска стали называть Международным фестивалем современной хореографии. С 1993 года фестиваль живет под знаком меандра авторства художника и дизайнера Александра Гаврилова. Меандр – древнегреческий знак, символизирующий бесконечность. На афишах IFMC в отличие от строгих линий греческого символа он имеет нечеткие очертания. Таким образом, организаторы подчеркивают мысль о свободе художника, о свободе восприятия. Знак меандра был выбран неслучайно: до и после революции в Витебске открываются школы Айседоры Дункан, которая стояла на творческой платформе эллинского искусства.

За 25 лет существования Международный фестиваль современной хореографии стал знаковым событием для осеннего Витебска, интересным не только горожанам, но и гостям города. «Самое главное в фестивале – это возможность отбросить обертку и вкусить конфету – сладкую, горькую, с орешком, – обращается к образам Марина Романовская. – Жизнь нас всех прессует, мы вынуждены быстро бежать, а современная хореография дает повод немного поразмыслить, подумать. Мне приятно видеть, когда зрительный зал считывает коды, заложенные хореографом в постановку, разгадать которые можно лишь путем глубокой мысли».

Билеты на Международный фестиваль современной хореографии IFMC уже в продаже.

Программа XXV Международного фестиваля современной хореографии IFMC-2012

21 НОЯБРЯ (среда)

Концертный зал «ВИТЕБСК», начало – 19.00

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА

I ОТДЕЛЕНИЕ

  • ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
  • Театр HeadFeedHands, Кельн
  • ТЕАТР СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ»
  • Балет Street Jazz Сергея Мандрика, Москва
  • «ЭКСЦЕНТРИК-БАЛЕТ» СЕРГЕЯ СМИРНОВА, Екатеринбург
  • ТЕАТР СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ D.O.Z.SK.I., Минск
  • ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР «БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА»

II ОТДЕЛЕНИЕ

ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «СЕПИЯ»
ЛАУРЕАТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
ТЕАТР «Провинциальные танцы», ЕКАТЕРИНБУРГ
МУЗЫКА: АВЕТ ТЕРТЕРЯ
ХОРЕОГРАФИЯ, ПОСТАНОВКА: ТАТЬЯНА БАГАНОВА

Спектакль поставлен по мотивам романа Кобо АБЭ «ЖЕНЩИНА В ПЕСКАХ». Но это не переложение истории, а попытка передать моменты состояний человека в определенных условиях. Песок в спектакле одновременно является средой обитания героев, символом времени и внешним фактором, трансформирующим сознание. Бесконечность сыплющегося песка подчеркнута длинными, тянущимися звуками симфонии Авета ТЕРТЕРЯНА.

22 НОЯБРЯ (четверг)

Витебская областная филармония, начало – 17.30
СПЕКТАКЛЬ «ПУНКТИРЫ»
ЛАУРЕАТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
МУЗЫКА СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ХОРЕОГРАФИЯ: ОЛЬГА ПОНА В СОАВТОРСТВЕ С ТАНЦОВЩИКАМИ

Что такое пунктир? Прерывистая линия, состоящая из близко расположенных точек. Хореограф искусно играет с этим понятием. Собирая точки: движения танцоров, их последовательные остановки, музыка и ее прерывание, свет и темнота – автор рисует свой пунктир, свою линию…

НАДТ имени Якуба КОЛАСА, начало – 19.30

I ОТДЕЛЕНИЕ
СПЕКТАКЛЬMANDALA/«МАНДАЛА»
ТЕАТР СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА FINE FIVE DANCE THEATRE, ЭСТОНИЯ
МУЗЫКА СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ХОРЕОГРАФИЯ: РЕНЕЕ НОММИК И ТИИНА ОЛЛЕСК

В переводе с санскрита слово mandala означает круг, геометрическую фигуру. «МАНДАЛА» – некий божественный порядок, внутреннее стремление к нему; молитва, просьба… Концентрическая структура спектакля объединяет дорогу из одного состояния души в другое, от материального существования к духовному, чтобы объединить Небо с Землей, тело с душой…

II ОТДЕЛЕНИЕ
ТАНЦ-СПЕКТАКЛЬ OUPS
КОМПАНИЯ LA VOUIVRE, ФРАНЦИЯ
ИДЕЯ, ХОРЕОГРАФИЯ, ПОСТАНОВКА: БЕРЕНЖЕР ФУРНЬЕ И САМЮЕЛЬ ФАССИОЛИ

«Их предмет – человек, его мечты и фантазии, к которым он искусно приближается. Их работа изобилует открытиями, насмешками и энергией».

Концертный зал «Минск», начало – 19.00

I ОТДЕЛЕНИЕ

ХИТ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЫ
СПЕКТАКЛЬ «ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ ИСКУССТВУ ФУТБОЛА»
JO STROMGREN KOMPANI, НОРВЕГИЯ
МУЗЫКА СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ХОРЕОГРАФИЯ: ЙО СТРОМГРЕН

«Представление скрупулезно разбирается в физической рутине величайшей игры на земле и поднимает эстетические аспекты его безумия. Оно комментирует искусственный конфликт между «обычными спортивными состязаниями» и «красноречивыми видами искусства» так же как гордость и предубеждение, окружающие понятие футбола рабочего класса и балета высшего сословия». Танцоры танцуют футбол и играют его одновременно.

II ОТДЕЛЕНИЕ

ТАНЦ-СПЕКТАКЛЬ «МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ДРУГУ»
ТРИЖДЫ ОБЛАДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ РОССИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
«ЭКСЦЕНТРИК-БАЛЕТ» СЕРГЕЯ СМИРНОВА, ЕКАТЕРИНБУРГ
МУЗЫКА СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ХОРЕОГРАФИЯ: СЕРГЕЙ СМИРНОВ

«МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ» – это ностальгический спектакль о том, что, наверное, уже никогда не вернуть. Сменяющие друг друга картины под музыку Таривердиева, советских композиторов смотрятся остро и неожиданно актуально. Смирновские «человечки из большого города» подкупают своей искренностью, какой сегодня, пожалуй, и не встретишь.

Дворец культуры г. Молодечно, начало – 19.00

ОБЛАДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР «БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА»

I ОТДЕЛЕНИЕ

БАЛЕТ «КЛЕТКА ДЛЯ ПОПУГАЕВ»
МУЗЫКА: ЖОРЖ БИЗЕ, РОДИОН ЩЕДРИН
ХОРЕОГРАФИЯ: ЕВГЕНИЙ ПАФИЛОВ

О, блестящее совершенство клетки – соблазн, вечно пленяющий человека. Как хорошо в естественной неволе. Тайны, печали, сомнения, слезы мира неведомы попугаям. Все как у людей? В общем, это жизнь по обе стороны прутьев. Ирония и грусть, красота и уродство, скованность и свобода? Нужна ли она вообще?

II ОТДЕЛЕНИЕ

БАЛЕТ DESTINO/«СУДЬБА»
МУЗЫКА КЛАССИЧЕСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ХОРЕОГРАФИЯ: АЛЕКСЕЙ РАСТОРГУЕВ

Дом без единого стула – это очень странно и непривычно… Наши вещи похожи на приговоренных к молчанию свидетелей и стражей наших открыто видимых и потаенных образов бытия. Они обретают, быть может, мнимую душу, память… Между тем, что мир предлагает нам как видимый быт, и тем, что это данное видимое скрывает, веками разыгрывается театр судьбы человеческой…

23 НОЯБРЯ (пятница)

Концертный зал «Витебск», начало – 19.00

I ОТДЕЛЕНИЕ

СПЕКТАКЛЬ «ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ ИСКУССТВУ ФУТБОЛА»
JO STROMGREN KOMPANI, НОРВЕГИЯ
МУЗЫКА СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ХОРЕОГРАФИЯ: ЙО СТРОМГРЕН

II ОТДЕЛЕНИЕ

ТАНЦ-СПЕКТАКЛЬ «МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ДРУГУ»
ТРИЖДЫ ОБЛАДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ РОССИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
«ЭКСЦЕНТРИК-БАЛЕТ» СЕРГЕЯ СМИРНОВА, ЕКАТЕРИНБУРГ
МУЗЫКА СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ХОРЕОГРАФИЯ: СЕРГЕЙ СМИРНОВ

ПРОЕКТ

Бобруйский драматический театр, начало – 19.00

ОБЛАДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР «БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА»

I ОТДЕЛЕНИЕ
БАЛЕТ «КЛЕТКА ДЛЯ ПОПУГАЕВ»
МУЗЫКА: ЖОРЖ БИЗЕ, РОДИОН ЩЕДРИН
ХОРЕОГРАФИЯ: ЕВГЕНИЙ ПАФИЛОВ

II ОТДЕЛЕНИЕ

БАЛЕТ DESTINO/«СУДЬБА»
МУЗЫКА КЛАССИЧЕСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ХОРЕОГРАФИЯ: АЛЕКСЕЙ РАСТОРГУЕВ

24 НОЯБРЯ (суббота)

Концертный зал «Витебск»

16.30
ФИНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА. КОНЦЕРТ ПЕРВЫЙ

19.00

I ОТДЕЛЕНИЕ

ФИНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА. КОНЦЕРТ ВТОРОЙ

II ОТДЕЛЕНИЕ

ГОСТЬ
ОБЛАДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР «БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА»
БАЛЕТ Destino/«СУДЬБА»
МУЗЫКА КЛАССИЧЕСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ХОРЕОГРАФИЯ: АЛЕКСЕЙ РАСТОРГУЕВ

25 НОЯБРЯ (воскресенье)

Концертный зал «Витебск», начало – 16.00

ГАЛА-КОНЦЕРТ
НАГРАЖДЕНИЕ, ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ КОНКУРСА И ГОСТЕЙ IFMC’2012
ТЕАТР СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ»
ВПРЕВЫЕ В БЕЛАРУСИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ УЭЛЬСА, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
БАЛЕТ«МЕЧТА»
МУЗЫКА: МОРИС РАВЕЛЬ, ГРЭЙС УИЛЬЯМС
ХОРЕОГРАФИЯ: КРИСТОФЕР БРЮС

Вдохновение для этой постановки хореограф черпал из двух основных событий  британской жизни 2012 года – Олимпийских игр в Лондоне и юбилея королевы. Остроумные ссылки на прошлое и настоящее, параллели между спортивными соревнованиями и празднованием юбилея, объединенные с искусством танца, прославляют абсолютное удовольствие физического движения во всех его формах.

26 НОЯБРЯ (понедельник)

Гродненский драматический театр, начало – 19.00

ТЕАТР «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ»

I ОТДЕЛЕНИЕ
БАЛЕТ «БОЛЕРО»
МУЗЫКА: МОРИС РАВЕЛЬ
ХОРЕОГРАФИЯ: РАДУ ПОКЛИТАРУ

«БОЛЕРО» Мориса РАВЕЛЯ – легендарная балетная партитура XX века. Абсолютно непредсказуемая, смелая трактовка, пронизанная противоречивым духом нашего времени.

II ОТДЕЛЕНИЕ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ «ДОЖДЬ»
МУЗЫКА: НАРОДОВ МИРА, ИОГАНН-СЕБАСТЬЯН БАХ
ХОРЕОГРАФИЯ: РАДУ ПОКЛИТАРУ

«ДОЖДЬ» – это философский рассказ о судьбах людей, помимо своей воли объединенных в одном времени и пространстве. Этническая музыка и контрастная ей музыка И.-С. БАХА, словно голоса говорящих на разных языках людей, служат внликолепной рамой для хореографии Раду ПОКЛИТАРУ.

28 НОЯБРЯ (среда)

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, начало – 19.00

I ОТДЕЛЕНИЕ

ТЕАТР «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ»
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ «ДОЖДЬ»
МУЗЫКА: НАРОДОВ МИРА, ИОГАНН-СЕБАСТЬЯН БАХ
ХОРЕОГРАФИЯ: РАДУ ПОКЛИТАРУ

II ОТДЕЛЕНИЕ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ УЭЛЬСА, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
БАЛЕТ «МЕЧТА»
МУЗЫКА: МОРИС РАВЕЛЬ, УИЛЬЯМС ГРЭЙС
ХОРЕОГРАФИЯ: КРИСТОФЕР БРЮС