https://www.traditionrolex.com/8
<p>Каков он – челночный бизнес? На сей счет доводилось слышать разные мнения, из которых я составил свое собственное, ведь о том, какой ценой достается несколько десятков долларов, знают далеко не все. Чтобы проверить, насколько оно совпадает с реальностью, я и отправился за кордон путем челнока</p>

Многие брестчане еще помнят времена, когда и жители приграничных районов Польши, и наши челноки закупали буквально все – от куриных яиц до электролампочек, а затем вывозили и продавали это на польских рынках. Со временем ситуация, конечно, изменилась. Теперь за Бугом интересуются главным образом сигаретами и топливом, а вот оттуда наши челноки везут в основном бытовую технику, сообщает «Заря».

Каков он – челночный бизнес? На сей счет доводилось слышать разные мнения, из которых я составил свое собственное, ведь о том, какой ценой достается несколько десятков долларов, знают далеко не все. Чтобы проверить, насколько оно совпадает с реальностью, я и отправился за кордон путем челнока.

Работа на Виталика

В Польшу я ехал, как и большинство челноков, вечерним поездом, выезжавшим чуть позже шести вечера по нашему времени. Предварительно через очень отдаленное знакомство, называемое в народе «седьмой водой на киселе», созвонился с неким Виталиком – коммерсантом, для которого нужно привезти товар.

Для тех, кто не в курсе, раскрываю известную схему. За любую вещь, ввозимую из Евросоюза к нам с целью продажи, бизнесмену нужно заплатить таможенные пошлины и НДС. А это немалые суммы – около 30, а то и больше процентов от стоимости товара. Заметим, еще не проданного.

Вот простой пример. На одном только телевизоре, который в Польше стоит около 700 «баксов», перевезенном без обозначенных процедур, можно «наварить» до 400 долларов, продав его, скажем, за 1100. Если везти официально, частник выигрывает не более 100. Остальное – в госказну. Так что выгода с партии телевизоров для бизнесмена и ущерб для государства более чем очевидны.

Для этого созданы ограничения по ввозу. То есть физическое лицо может без растаможки и НДС ввезти в страну тот же телевизор или холодильник только раз в год. Но законы, как известно, некоторые люди пытаются обойти. И легальный выход нашелся быстро – друзья, друзья друзей, приятели подруг приятелей и прочие дальние связи, напоминающие названия «групп» в интернетных «Одноклассниках». На них бизнесмены и записывают товар, за что каждому платят примерно 50 долларов. Это в разы меньше, чем растаможка с НДС.

С моим временным «работодателем» Виталиком мы встретились на вокзале. С ним была целая группа людей с лицами не скорбными, но как минимум озабоченными. Позже я понял, почему. Наш гид проинструктировал: в Польшу прибываем в семь. Два часа на личное время, в девять быть на вокзале. Поезд назад идет в одиннадцать. Сие не могло не насторожить...

На погрузку – становись!

Если нашу границу мы прошли довольно быстро, то в Тересполе пришлось постоять полчаса. Процедура паспортного контроля не то чтобы унизительная, но было как-то смешно и неудобно. Один пограничник спрашивает, мол, зачем приехал и сколько взял с собой денег, такие уж правила, другой с металлоискателем обыскивает меня в поисках вредных предметов. К ним, кстати, относятся лишние сигареты. Их в Польше можно выгодно продать, заработав пару десятков тысяч наших рублей. Покупают их прямо у вокзала тамошние предприимчивые жители.

Личное время я потратил на экскурсию в местную достопримечательность – супермаркет, после чего в назначенное время вернулся на вокзал.

Сюрприз не заставил себя долго ждать. Собрав всех, Виталик сообщил, что бус с товаром на подходе и вежливо пригласил нас поучаствовать в разгрузке. Товаром оказались совсем не легкие газовые плиты, а также мультиварки. По одной, как говорил Глеб Жеглов, на душу населения. Разгрузка плит шла задорно лишь первые пять минут. Изрядно намучившись, кряхтя и чертыхаясь, все-таки справились. Кстати, среди нас были три дамы, за которых мужчинам пришлось проявить благородство.

Дальше – больше. Плиты и мультиварки привязываем толстым скотчем к заранее подготовленным тележкам и становимся в очередь. До отправки назад остается час. Пока медленно и упорно движемся в таможенный зал, Виталик нас инструктирует, как вести себя в Бресте. Там, оказывается, каждый сам за себя. Друг друга якобы никто не знает. На «допросе» (!) у таможенника надо отвечать: товар купил себе, с польским продавцом списался по интернету. Больше ничего не знаю. Такой вот шпионский роман.

Переписать! Немедленно!

Миновав польских пограничников и таможенников, взиравших на нас с иронической улыбкой, мы приступили к погрузке своей поклажи. Сначала через тоннель на перрон, потом в поезд. И это было только начало, ведь впереди – наша граница...

В зал таможенного оформления станции Брест-Центральный мы вошли последними из поезда. Уже где-то в районе 12 ночи. Виталик нас не знает, а я не знаю, как заполнять таможенную декларацию. Со мной на пару дебютировала одна барышня, медик по образованию, такой же в делах спекулятивных профан. Нас-то на посту и задержали.

Первым делом мы «срезались» на декларациях, заполненных неверно. Даже после повторной переписи у таможенников остались вопросы. Точный вес, например, или серийный номер изделия. Девушка, озадаченная подобными вопросами, растерялась. У нее вес газовой плиты, указанный в декларации, не соответствовал фактическому. А это перспектива вернуться назад в Польшу на следующем поезде. Одной, в ночь глухую. Говорят, прецеденты такие были и не раз.

К слову, наши таможенники нас не допрашивали, откуда мы везем товар. И так ясно, что семь идущих друг за другом плит скорее всего из одной партии. Именно поэтому при сверке документации нам недвусмысленно было сказано: в следующий раз подумайте, стоит ли все это тех копеек, что вам сейчас дадут...

Таможня добро не дает

С Виталиком мы снова встретились на привокзальной площади. В свою очередь он принялся грузить партию с каким-то молодым человеком уже в свой бус. Напоследок мы перекинулись с ним парой слов. Оказалось, у парня высшее экономическое образование. Ранее он работал в хорошей фирме и сам смеялся над предпринимателями, возившими таким вот образом товар, называл их барыгами. Что ж, как говорится, от тюрьмы и сумы зарекаться нельзя.

Виталик признается, будь растаможка и НДС не такими высокими, он с большим удовольствием возил бы партии легально через границу. Но мелкому бизнесу, в отличие от крупных торговых сетей, это не по карману. Вот и идут на риск, так как таможенники вовсе не являются сторонними наблюдателями в этом процессе.

Более того, с подобным в Брестской таможне борется целый отдел. Если тем, кто ввез телевизор или плиту для частника, пока что, кроме нервотрепки, наказания нет, то самого бизнесмена наказать могут. Если таможенники на границе замечают, что идет целая партия – ее впоследствии накрывают на точке сбора. Дело в итоге может дойти и до Уголовного кодекса, где прописано, что уклоняться от таможенных платежей и НДС не только безнравственно, но и подсудно.

В основном, правда, наши «челночат» не по железной дороге, а на авто, так что особое внимание уделяется пункту пропуска «Варшавский мост». По данным таможни, больше 60% тех, кто сегодня создает с двух сторон очереди, – это челноки.

Александр Митюков

https://www.traditionrolex.com/8