https://www.traditionrolex.com/8
<p>Про лыжный туризм, но не про тот, что в Альпах с глинтвейном, а про тот, что с рюкзаком на Приполярном Урале</p>

Неизменным читательским спросом пользуются статьи про лыжное снаряжение для туризма. На эту тему мало доходчивых статей, еще меньше картинок. И совсем туго с передачей опытом между тесными, но редкими рядами поклонников лыжного туризма, пишет в своем ЖЖ Илья Абрамов (Ханты-Мансийск).

Наш поход на Приполярный Урал в марте 2012 года с этой точки зрения был весьма продуктивным на впечатления. См. отвязное видео Backcountry boys. Мы остались довольны снарягой (лыжами, ботинками, креплениями), что бывает редко. Но обо всем по порядку.

1

Лыжный турист из Беларуси в полной выкладке, включая дрова для печки

Для затравки моя небольшая статья про лыжный туризм в «Югре». Это для тех, кто совсем ничего не знает про лыжный туризм, но хотел бы узнать. Не про тот, что в Альпах с глинтвейном, а про тот, что с рюкзаком на Приполярном Урале. Украшают статью великолепные фотографии Сергея Челышева.
Далее все детальнее и серьезнее: читать только тем, кто в теме.

На развороте можно видеть белоруса в долине реки Балбанъю на фоне горы Старик-Из. У него горные лыжи типа ski-tour и ски-туровские крепления Silvretta 400 с пристегиваемой по необходимости пяткой. Эти крепления позволяют использовать альпинистские пластиковые ботинки (в народе «пласты»). Ски-туровские комплекты функционально предназначены в первую очередь для спусков и чуть-чуть для ходьбы, потому что стопа в них работает не самым естественных образом. Область применения такого комплекта – крутые горы альпийского типа; непродолжительные прогулки в районах без подъемников. Для многодневных автономных путешествий они плохо не подходят.

2

Совместное начало похода

Вся белорусская группа  была экипирована по ски-туровски. Это мы обнаружили в поезде Москва–Воркута, который нес нас на Север. Я напрягся: может, мы чего-то упустили в подготовке!

По итогам похода смело скажу, что их снаряга – перебор для Урала. Склонов для жестких ски-туровских крепов тут не так много, особенно если цель – не катание с гор, а прохождение линейного маршрута. Белорусы еще в поезде приделали камусы на лыжи, чтобы никогда (!) их не снимать. То есть катательная функция лыж была заранее исключена! Оставлена ходительная. Кто ходил на камусах по ровной поверхности, не километр, не два, а десятки, тот скажет, что это издевательство. Да еще в ски-тур-крепах. В общем, не понял я белорусов в плане стратегии передвижения. Зато в плане бивака у них было лучше всех.

3

На гору Народную (высшая точка Урала) мы поднимались «параллельными» курсами от озера Круглого (Бублик) – классический путь подъема. «Параллельными», потому что они пошли пешком с самого низа по отрогу, а мы – на лыжах по кулуару (по нему даже снегоходы поднимаются). Встретились на предвершинном плато. Но дело даже не в подъеме – лыжи тут дают бесспорный выигрыш во времени, – а в спуске! В том безумном наслаждении, адреналиновом раже – награде за восхождение. В общем, мы на адском  райском  позитиве отожгли вниз по пути подъема. Кулуар хорош!

4

Камусы в тот день мы даже не надевали. Хватало насечек на наших бэккантрийных лыжаж (backcountry). На ски-туровских лыжах насечки не делают, потому что в больших горах они не нужны.
И еще! Важные цифры: вес креплений Silvretta 400 порядка 2,1 кг. Это не считая веса ски-туровских лыж (2,5-3,5 кг), пластов (2,5-3 кг) – получается, что на ногах охрененная тяжесть, по 3,5 кг на ногу! А ведь еще рюкзак и санки.

Для сравнения мой комплект:
- лыжи Madshus Eon (83-62-70 mm – самые узкие из трехвидовой линейки cross-country-downhill этого производителя) – это 2 кг пара при 185 см длины (крупный план);
- крепы Voile 3-pin порядка 0,4 кг;
- ботинки кожаные Crispi Antartic 0,9 кг.
Итого по 1,7 кг на ногу.

Комплект Сереги:
- лыжи Madshus Epoch (99-68-84mm – самые широкие из трехвидовой линейки cross-country-downhill) – 2,5 кг пара при 185 см
- крепы Вячеслава Бойцова (Екатеринбург) порядка 0,4 кг;
- ботинки горные Mont-Blanc-GTX 1 кг
Итого по 2 кг на ногу.

5

Комплект Жени:
- лыжи Fisher 446-S-Bound-98 (98-69-88 мм – самые широкие из трехвидовой линейки S-Bound) – 2,5 кг при 189 см;
- крепы аналогичные Voile 3-pin порядка 0,4 кг;
- ботинки Fisher BCX 875 порядка 1 кг.
Итого по 2 кг на ногу.

6

Все это вариации на одну тему. Где чуть полегче, где чуть потяжелее. Мой комплект более накатистый, у друзей более управляемый. Кажется, это лучший выбор для лыжного туризма. Так удобно я еще не ходил. Насечка очень хорошо себя показала.

7

Сравнивать лыжи Madshus и Fisher между собой сложно – мало отличаются. Разве что вторые визуально более привлекательные.

Из всего перечисленного в Россию завозят только ботинки Fisher BCX 875. Ими торгует «Альпиндустрия». Горные боты в России есть на выбор. Все остальное надо покупать через интернет в Европе или США. Как я покупал и где!

Как приспособить горные ботинки к «бойцовским» креплениям, рассказывает Сережа. И о многом другом: о лыжах, креплениях в подробностях. Я тоже рассказываю про свои.



Лыжные ботинки «Криспи Антарктик» и «Фишер». Функционально весьма хороши. Идеально подходят к упомянутым 3-pin креплениям. Подошва вибрам. Первые проще надеваются, но материал подвержен увяданию: кожа бьется о камни и царапается кошками, напитывается влагой в пути, тускнеет.

8

А так они выглядели две недели назад.

9

«Фишера» более износостойкие, на шнурках, «молнии» и клипсах, но хуже дышат и плохо сохнут. В замерзнувшем виде хуже надеваются.

10  

И те и другие пользовались без бахил. Весь поход с утра было весьма холодно – -25–27, а днем теплело на солнце – снег подкисал. Первые 20–30 минут с утра ноги мерзнут. Пожалуй, это больше связано с физиологией, чем с наличием/отсутствием тинсулейта или каких-нибудь мембран. Надо по возможности максимально нагреть ноги и ботинки перед выходом.

Пользовались для ночной подсушки бот в палатке бензиновыми каталитическими грелками. С переменным успехом. Ботинки подсыхают, но иногда грелки задыхаются – нужен приток воздуха, которого не хватает в ботинке. Грелка Kovea VKH-PW05M дает более равномерное и долгое горение, наша армейская ГК-1 сильнее греет и быстрее расходуется. Использовали очищенный бензин для зажигалок. Пованивало...

Встретили поляков – они порадовались за наши лыжи. Сами они были чуть ли не на прогулочных. Лыжи гоночной колеи класса offtrack-cruising с вялой насечкой. Надо сказать, им (и всем нам) повезло со снегом – его было мало. Если бы его было много – уплюхались бы все, а поляки больше всех.

11

Про сани-волокуши. У нас были одни санки на троих с общаком. Порядка 10–12 кг весом. Больше не нагружать! Таскали по очереди. Материал офигенный – теза, скользучесть отличная, хорошие габариты для тропления – влезает в лыжню. Но каждый всегда желал побыстрее избавиться от этого хвоста. И неважно, что это: мешок-теза, как у нас, или пластиковые саночки, как у белорусов.

12

Общие отрицательные моменты одни и те же:
1) Начинает быстрее и сильнее уставать поясница. При ходьбе волокуша движется рывками, что тут ни придумывай. Неприятной нагрузки не избежать. Поясницу  тянет! Так что если соберетесь брать прицеп в горнолыжный поход, советую его обкатать! И не на городской лыжне, а на горной трассе, да с рюкзаком 25 кг... – вы будете выглядеть полным идиотом, но получите довольно верное впечатление о езде. 
2) Особая жесть начинается на спусках, когда ехать приходится зигзагом, а чертов мешок катится по линии максимального падения. Рывки выводят из душевного и физического равновесия! Траверсы тоже выводят.

Удачи и здоровья на лыжне!

13

Все, что ранее я писал про лыжный туризм, искать через метку телемарк в моем журнале. В самом широком понимании, телемарк – стиль катания на лыжах со свободной пяткой.

https://www.traditionrolex.com/8