Раннее утро, а мы уже в пути – едем в Литву за зимними шинами, сообщает
Понятно почему – хочется подешевле! В багажнике громыхают диски – едем за «бэушкой»…
«Прорываться» решили через «Бенякони» – там традиционно очереди на границе меньше, чем в «Котловке» или «Каменном Логе». Хотя…
Белорусскую границу проходим быстро, а на нейтральной территории упираемся в очередь – литовцы работают не спеша. Оружие против скуки – ноутбук. Смотрим «День выборов». Спустя какой-то час сеанс можно прервать – добрались-таки до Евросоюза!
Диалог с пограничником на литовской стороне:
– «Залеты» были?
– ???
– С сигаретами попадались?
– Да мы их вообще не возим! С собой ни одной пачки нет!
Не поверили – машину досконально обстучали. Оно и понятно: «бензовозы» и прочие «коммерсанты» здесь постоянные гости. Пока суть да дело, уже полдень. Правда, в Литве нынче на час меньше – в отличие от нас соседи вместе со всей Европой перешли на зимнее время.
Мы знаем: самые высокие цены будут на рынке в Гарюнае, рассчитанном на «балторусов». Поэтому, проскочив Вильнюс, держим путь на Каунас – там еще не избалованы белорусским покупателем, держат более низкий ценник и больше готовы торговаться. В том же направлении катит и земляк с пустым лафетом – за «проходным» вариантом из Литвы?
На самом деле нам нужен не сам Каунас, а его пригород. Есть там одно местечко, где знакомые не раз шины покупали – оставались довольны.
Но нам не повезло: в проверенном местечке хороших вариантов нашего размера не оказалось. То ли дело было в августе, когда покрышек в отличном состоянии было предостаточно!
А то, что вы видите на фото, – «оптовая партия», мягко говоря, далеко не самая лучшая по качеству. «В Казахстан уходит со свистом», – говорит продавец. Страшно за казахов… С другой стороны и у нас такого «добра» хватает.
Попытка номер два – шиномонтаж по соседству. Приличный выбор шин и дисков – все «бэушка», хотя готовы предложить и новое. Ходим, смотрим, щупаем, прицениваемся.
– Поздно приехали – нужно было в октябре, – бурчит хозяин.
– Зато теперь сезон скидок! – пытаемся «расшевелить» продавца. Но он остается в образе слегка раздраженного дельца:
– Выберете – позовете.
– Почем 16-й радиус? 205/55?
– От 60 литов.
– А тот комплект?
– 400 литов. А этот – 500…
– А вот эта?
– 360…
– А что это она какая-то потресканная?
– Ты за 360 еще и непотресканную хочешь?!
Не больно вежлив хозяин…
Ценник на стоящую резину заметно отличается от «базового». И вообще он зависит от состояния: тот же 16-й размер можно взять и за 60 литов за колесо, и за 170. За чуть большие деньги можно найти и неиспользованные шины старого года выпуска. Соответственно, состояние дешевых покрышек среднее: или износ неравномерный, или шипы сточены вровень с протектором.
С другой стороны торг никто не отменял. Несколько минут – и хозяин готов отдать комплект неплохой «шиповки» (7,5 мм спереди и 8 мм сзади, то есть не более 20% износа) за 360 литов с учетом шиномонтажа! Это заметно дешевле, чем в Вильнюсе, где такая резина обошлась бы в 500, а то и 600 литов. О белорусских ценах и говорить не приходится: найдите-ка у нас четыре «шестнадцатые» покрышки за 135 долларов!
Оставляем диски, просим сбортировать колеса, а сами отправляемся в ближайший супермаркет… чтобы увидеть там продукцию «Белшины»! Модель Бел-121 размерности 205/70 R15 стоит 229 литов, или порядка $86. Цена на родине – $70–85. Похоже, ехать в Литву за «белкой» не стоит! Да и тяжело белорусской резине конкурировать по цене с «наваркой», на которой ездит пол-Литвы…
По возвращении нас уже ждут сбортированные колеса. Еще раз проверяем на отсутствие «грыж» и расплачиваемся с хозяином, попутно выбивая последнюю скидку. Комплект из четырех колес 16-й размерности обошелся нам в 350 литов! Даже с учетом стоимости страховки и топлива (а в общей сложности мы отмахали более 900 км) такая покупка обходится дешевле, чем у нас на рынке, где запросто могут выставить ценник и $300, и $350. Одна проблема – очереди на границах. Обратно поехали через Друскининкай, но все равно простояли на погранпереходе более четырех часов (уже благодаря белорусской стороне). Как раз на два фильма хватило…
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора