Фиалка эконом-класса, или Как понимать новации на железной дороге?

25.11.2012 - Новости

Фиалка эконом-класса, или Как понимать новации на железной дороге?

«На первый путь прибывает поезд региональных линий эконом-класса Жлобин—Могилев», — прозвучало сообщение по вокзальному радио. С непривычки сразу и не сообразишь, что речь — об обыкновенном  «дизеле». И что значит — «эконом-класс»? Пассажир экономит или «чыгунка»?

«На первый путь прибывает поезд региональных линий эконом-класса Жлобин—Могилев», — прозвучало сообщение по вокзальному радио. С непривычки сразу и не сообразишь, что речь — об обыкновенном  «дизеле». И что значит — «эконом-класс»? Пассажир экономит или «чыгунка»?

С ноября Белорусская железная дорога внедряет новый формат пассажирских перевозок, сообщает «Могилевская правда». И вокзальные объявления — следствие этой реформы. Как и «цветочная символика», обозначающая виды сообщений, — на расписании движения поездов, билетных кассах. Нужен билет на пригородный поезд — ищи на кассах рисунок фиалки на синем фоне с «латиницей» RLe (бывший «пригород» превратился в региональные линии эконом-класса). Крокус  (RLb)  — знак региональных линий бизнес-класса, ирис (IRLe) и лилия  (IRLb) на зеленом поле — межрегиональные линии, орхидея (IL) на желтом — международные…
Кассиры утверждают, что «цветочные указатели» удобны — все понятно без слов.  А как новшества воспринимают пассажиры?

—  Постоянно езжу на дачу, поэтому в курсе новаций, — говорит женщина, отошедшая от «кассы с фиалкой». — А кассиру просто сказала: «Мне билет — до Барсуков».

— И зачем выдумывать мудреные слова? — пожал плечами другой дачник. — Дизель-поезд он и есть дизель! Да хоть груздем его назови  — главное, чтоб не отменили и ходил по расписанию…

Сообщения на электронных табло вокзала «новый формат» пока не изменил — перед тем же названием «Жлобин—Могилев» по-прежнему значится «д/п» (дизель-поезд). Но когда из динамика вещают о поезде региональных линий  эконом-класса, а вслед — о таком же «межрегиональном», каждый ли человек в зале ожидания или на перроне уловит разницу в сообщениях? Говорят, в Минске на вокзале, где на путях порой стоит «под парами» чуть не с десяток составов, пассажиры, случалось, после таких объявлений бежали на посадку не к тому поезду. У нас, правда, не столичные масштабы…

— Да нормально воспринимаются новые сообщения по громкой связи, — убеждена Наталья, работница справочного бюро. — Только несколько пассажиров переспрашивало, что такое «поезд региональных линий». Одна бабуля интересовалась: не подорожали ли билеты «на пригород»? Заверяю: нет пока изменений ни в расписании движения поездов, ни в стоимости билетов, ни в скорости и маршрутах составов.

Чем же вызвана необходимость перемен? Как подчеркнул замначальника пассажирского отдела Могилевского отделения БЖД Дмитрий Пуховский, виды сообщений — городские, региональные, межрегиональные (между областными центрами), международные и коммерческие — определены в указе президента, вступившем в силу 3 ноября. Новый формат предполагает модернизацию железной дороги, качественное обновление подвижного состава, системы пассажирских перевозок, выход на  современный, европейский уровень обслуживания пассажиров.

— По сути его внедрение началось 2 года назад, когда в Минске появились современные электропоезда швейцарской компании «Штадлер», — отметил Дмитрий Пуховский. — Сегодня  в Беларуси курсирует несколько таких электричек, «приписанных» к городским и региональным (бывшим пригородным) линиям бизнес-класса. В частности, открыто регулярное движение по маршрутам Минск—Барановичи—Минск, Барановичи—Брест—Барановичи, Минск—Орша—Минск. А чтобы люди могли отличить те же городские электрички от пригородных, было решено дифференцировать пассажирские перевозки на 5 линий, для каждой из которых разработан свой знак обслуживания в виде цветка определенной цветовой гаммы. Увидите на электричке астру и красные полосы — это поезд городских линий. По маршруту Кричев—Погодино—Орша курсирует рельсовый автобус нового поколения на 90 мест (ДП1) — первый «региональный бизнес-класс» на Могилевском отделении БЖД. Пассажир, совершив на него посадку в Кричеве, может теперь добраться до Бреста (с пересадками в Орше, Минске, Барановичах) за 9 с половиной часов. 876 километров он преодолеет со средней скоростью около 100 километров в час! Госпрограммой развития железнодорожного транспорта предусматривается, что с 2013 по 2015 годы БЖД приобретет 15 современных дизель-поездов. Пассажир должен иметь выбор поездки — в зависимости от вида сообщения и скорости движения поездов. Хочешь — езжай из Кричева в Оршу в комфортабельном рельсовом автобусе (быстро и с одной остановкой), хочешь — медленнее, на обычном, «региональном» поезде…

Конечно, невозможно сразу изменить график движения, увеличить скорости, закупить новый подвижной состав. Есть и «нестыковки» в новациях. Неизвестно, например, к какому «классу» отнести некоторые поезда: «дизели» Могилев—Витебск или Могилев—Гомель, в отличие от прочих пригородных составов, пропускают ряд остановок. Но эти поезда  не соответствуют ни стандартам региональных линий бизнес-класса, ни — межрегиональных эконом-класса. А потому курсируют под знаком фиалки. Выпадает из «новоформатных» определений и проходящий через Могилев пассажирский Гомель—Полоцк — этот маршрут не связывает областные центры…

Не изменилась пока и тарифная система — разве что стоимость билета на «региональный бизнес-класс» приравнена к «межрегиональному эконом-классу». Получил статус «межрегионального» и бывший скорый Минск—Могилев — график его движения остался прежним.

Но если в обслуживании могилевских пассажиров практически ничего не изменилось, стоило ли городить огород с «новоформатной» терминологией?

—  Коль вся железная дорога переходит на новый уровень пассажирских перевозок, подход к этому должен быть единым везде, — считает начальник Могилевского вокзала Владимир Артеменко. —  Жалоб на то, что кто-то чего-то не понял в новой символике и терминологии, у нас не было. Да и говорят пассажиры по-старому: «дизель», «пригород»… Новые термины обозначают не просто те или иные составы, а возможный выбор пассажиров. Быстрый и комфортабельный поезд бизнес-класса Кричев—Орша — это уже не «спотыкающийся» на каждой остановке «дизель». Да, на станцию Могилев такие поезда пока не приходят. Но, насколько мне известно, Могилевскому отделению БЖД обещают передать скоро еще один современный поезд для региональных линий… Так что давайте привыкать и к новой символике, и к новым терминам!   

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ

Рубрики: Транспорт

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах