https://www.traditionrolex.com/8
<p>Город по праву можно назвать самой зеленой столицей Европы. Берлинцы этим очень гордятся и сами прилагают усилия для поддержания реноме. Берлин легко узнаваем по зеленым насаждениям на крышах домов и буйному девичьему винограду, который пылает своими бордовыми листьями на каждом втором доме</p>

Нам сопутствовало везение. Во второй половине октября столбик термометра в Берлине уверенно показывал +20. Молодежь ходила в шортах и футболках с коротким рукавом, а люди постарше на всякий случай надевали свитера и жакеты. Такой солнечной и радостной погодой нас встретил город удивительной и трагической судьбы, куда мы попали в рамках образовательной поездки по теме устойчивого экологического развития. Если где-то и проводить подобное мероприятие, то именно здесь, в Берлине, рассказывает «Вечерний Брест».

Город по праву можно назвать самой зеленой столицей Европы. Берлинцы этим очень гордятся и сами прилагают усилия для поддержания реноме. Берлин легко узнаваем по зеленым насаждениям на крышах домов и буйному девичьему винограду, который пылает своими бордовыми листьями на каждом втором доме.

По количеству воды, которая опоясывает столицу, город вполне может конкурировать с Санкт-Петербургом. В Берлине пять рек. Описывать удивительный дух Берлина – пустая затея. Кому-то этот город кажется холодным и темным, а кто-то сразу приходит в неописуемый восторг. Я попытаюсь рассказать о Берлине в ином ракурсе – экологическом.

Хозяин дороги

Первое, что бросается в глаза, когда выходишь с железнодорожного вокзала на одной из центральных площадей Берлина Александерплац, – сотни велосипедов. Они повсюду. На специальных велопарковках возле каждого магазина, отеля, станции метро, на велодорожках, проложенных по всему городу. Даже работники почты были замечены на велосипеде – в специальной желтой униформе и с корзинкой для газет над передним колесом. И практически в каждом квартале можно увидеть пункты проката этого экологического транспорта – от 10 до 12 евро в день. Поначалу ты с непривычки заступаешь на велосипедную территорию, путая ее с пешеходным тротуаром, но после нескольких часов прогулки по городу начинаешь понимать, кто здесь на самом деле хозяин. К слову, столь тесная привязанность к двухколесному транспорту наблюдалась только в Берлине. В Потсдаме и в маленьком городке Пренслау, где мы были, количество велосипедов на душу населения явно уступало столичным показателям.

Берлинцы с удовольствием пересаживаются на велосипеды или пользуются общественным транспортом, который здесь ходит безукоризненно. За парковку двухколесного друга не надо платить, чего не скажешь об автомобильных стоянках. Замечена еще одна тенденция – местное население отчаянно игнорирует правила дорожного движения, люди частенько перебегают дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора. А экскурсоводы всегда предупреждают о том, что гостям столицы надо проявлять особую осторожность на дороге: трамваи двигаются так бесшумно, что заранее услышать их приближение практически невозможно.

Зеленая метка

По словам нашего экскурсовода Ангелы, только в половине домохозяйств Берлина есть автомобили. То есть, если провести нехитрые подсчеты, в немецкой столице с населением 3,5 млн человек зарегистрировано 500–700 тысяч машин. Вспомним, что в Бресте соотношение «человек– автомобиль» составляет примерно один к двум, и ужаснемся.

Несколько лет назад в Берлине были введены особые ограничения на передвижение по центру города. После прохождения техобслуживания каждая машина получала специальный сертификат соответствия. На авто с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу наклеивался кружочек зеленого цвета. Те машины, которые загрязняли окружающую среду больше, получали желтые и красные метки, в зависимости от уровня выбросов. Поначалу любая машина могла беспрепятственно передвигаться по столице. Но спустя некоторое время автомобилям, помеченным красным, был запрещен доступ в центр Берлина. А с этого года под запрет попали и желтые карты.

Кусочек Берлинской стены

– Магнит привези! – напутствовали меня коллеги, отправляя в далекий путь. Не вопрос! Вы не найдете в Берлине кустарных вещиц для «мемораблии» в дневник путешественника. Здесь все красиво и недешево. Правда, за мелкий опт предусмотрены скидки. Надписи вроде «Платишь за 2, покупаешь 3» в сувенирных лавках встречаются часто. Кусочки берлинской стены продают с изяществом – в упаковке и с приложенным сертификатом, в правдивости которого я бы, конечно, усомнилась. Эта стена была столь ненавистна берлинцам, что от нее практически не осталось следа. Только выложенная разделительная полоса длиной в 43 километра показывает ее след, время от времени теряясь под заново отстроенными зданиями вроде отеля Marriott. Да еще фрагменты на Потсдамской площади, которые скорее похожи на арт-объект, нежели на бывшую границу двух миров – социалистического и капиталистического.

Впрочем, с историей у берлинцев особые отношения. Памятник Марксу и Энгельсу сохранился в одном из скверов бывшего Восточного Берлина рядом со знаменитой телебашней, в двух шагах от городской ратуши. И ни у кого не возникло даже мысли убрать их с этого места. Раньше классики марксизма смотрели на восток, но теперь бросают взоры на строительную площадку, где восстанавливается королевский дворец, – на запад. Это временно, пока не построится новая ветка метро. Потом бородатых теоретиков вернут на их законное место.

В первые годы после падения стены был демонтирован двадцатиметровый памятник Ленину. Но не разрушен. Эту глыбу с удовольствием выставили бы в каком-нибудь музее, но опасаются не вписаться в помещение по габаритам. Сегодня рассматривается даже вариант возвращения Ильича на его законное место – ныне площадь Объединенных Наций (бывшая Ленина). Надо сказать, местные жители не очень-то возражают, воспринимая монумент как часть истории города.

Катерина Богданова
https://www.traditionrolex.com/8