Витебская авиакомпания «Витавиа» была создана «на 90%». Не было только самолетов

28.11.2012 - Новости

Витебская авиакомпания «Витавиа» была создана «на 90%». Не было только самолетов

В Витебске продолжают кипеть страсти вокруг шумного инвестиционного проекта по созданию авиакомпании «Витавиа»

Бывший заместитель директора частного унитарного транспортного предприятия «Витавиа» Александр Чирков заявил «Ежедневнику», что амбициозный проект по созданию в Витебске частной авиакомпании изначально был проектом Остапа Бендера ХХI века.

В Витебске продолжают кипеть страсти вокруг шумного инвестиционного проекта по созданию авиакомпании «Витавиа».

Точку зрения инвестора – председателя совета директоров группы компаний «Витавиа Холдинг» и члена совета директоров чешской компании PDW-group s.r.o. Павла Городнова – «Ежедневник» изложил в статье «Витавиа» еще полетает». После этого публично дать оценку происходящему выразил желание бывший заместитель директора частного унитарного транспортного предприятия «Витавиа» Александр Чирков.

– Расскажите, как вы оказались в «Витавиа»?

– Должность в авиакомпании мне предложил лично Павел Городнов. Я тогда работал в ОАО «Витебскоблавтотранс» ведущим специалистом. Мы встретились. Он обрисовал условия работы. Сказал, что у него есть контракт на два самолета L-410 в Чехии. Кроме этого, надо решить вопрос по приобретению или аренде грузового самолета Ил-76. В мои задачи входило следующее: набор персонала для компании, организация разработки основной доказательной документации для сертификации деятельности авиакомпании (руководства по производству полетов, руководства по регулированию и процедурам технического обслуживания на два типа летательных аппаратов – L-410 и Ил-76), а также подбор самолета ИЛ-76 в надлежащем техническом состоянии.

Людей для работы в авиакомпании, учитывая мои знакомства, я подобрал быстро. У нас были сформированы летные экипажи – взяли на минимальную ставку и командиров кораблей, и помощников, когда в других авиакомпаниях таких специалистов отрывали с руками и платили хорошие деньги. По первому звонку к нам готов был примкнуть и инженерный состав. В общем, работа двигалась в заданном направлении.

– Что вас привлекало в этой работе?

– Я окунулся в родную стихию, хотелось с таким замечательным коллективом единомышленников создать действительно качественную авиакомпанию. Мы вкладывали в это дело все свое время и душу. Уже к 4 апреля приказом по Департаменту авиации руководство по производству полетов было введено в действие. Для тех, кто не понимает, это серьезный объемный документ, занимающий более 800 листов. Можно сказать, это основополагающий документ для любой авиакомпании, который стоит серьезных денег. Инженеры отработали на 99 процентов готовности техническую документацию.

Кроме этого, мы по своим каналам нашли для «Витавиа» и подходящий самолет ИЛ-76. Машина стояла в аэропорту Минска, куда была продана одним из банков страны авиакомпании из Екатеринбурга. Наши люди на безвозмездной основе осмотрели летательный аппарат и пришли к выводу, что машину можно брать. Авиакомпания из Екатеринбурга не имела ничего против того, чтобы продать самолет. Павел Городнов дал согласие на его приобретение.

– Сомнений в проекте не возникало?

– Первый серьезный «звонок» прозвенел в мае этого года, когда мы не получили аванса. В конце июня заработная плата за май была выплачена. Павел Городнов тогда говорил, что у него появились финансовые трудности, и он почему-то решает их с ливанским банком. Тогда мы и подумать не могли, что это была наша последняя зарплата в «Витавиа». В Витебске Павел Городнов появился только в сентябре и заявил, что в связи с задержкой Минтрансом на полгода процесса согласования бизнес-плана и генерального плана согласно внутренним регламентам финансовой деятельности компании PDW-group s.r.o. финансирование проекта производилось из нецелевых источников. Ведь только бизнес-план и генеральный план являются основанием для открытия инвестиционной линии. Следовательно, зарплата сотрудникам «Витавиа» выплачивалась незаконно. В сентябре всех сотрудников (около 20 человек) выгоняют задним числом в отпуск за свой счет. А мне, заму по летной работе и начальнику инженерно-авиационной службы, ставится задача – продолжать переговоры с Екатеринбургом по приобретению Ил-76 и готовить документы на сертификацию.

– Сертификаты вы так и не получили?

– Мы создали авиакомпанию на 90 процентов готовности. У нас только не было самолетов. Соответствующая служба даже согласовала с аэропортами Гомеля, Бреста, Калининграда, Варшавы и Москвы планируемые чартерные, на первом этапе, рейсы. Сертификат нам пообещали выдать сразу после прибытия самолетов в Витебск и ознакомления на месте с условиями работы.

– Но самолеты так и не прибыли…

– Я лично связывался с руководством завода Aircraft Industrica a.s в Чехии. Один самолет L-410 для компании PDW-group s.r.o. они построили к 14 февраля, второй – 6 апреля. За них Павел Городнов до сих пор не рассчитался. Более того, мне сказали, что если он в ближайшее время не рассчитается с заводом и не заберет их, самолеты будут отправлены в Россию, откуда есть заказ на их приобретение. С самолетом Ил-76 приключилась еще более странная история. Он нуждался в осмотре технического состояния специалистами КБ Ильюшина. Стоит такая услуга 14,5 тысячи долларов. Когда я об этом сообщил Павлу Андреевичу, он заявил, что не собирается выбрасывать впустую такие деньги. В авиакомпании, которой принадлежит самолет, резонно заметили, что если у него нет денег на техосмотр, то откуда они возьмутся на приобретение самолета. В этой сфере бизнеса люди оперируют не десятками тысяч долларов, а миллионами. Эта информация стала для меня лично последней каплей, переполнившей чашу терпения.

– Павел Городнов утверждал, что Минтранс виноват в провале проекта. Лично у вас возникали какие-то сложности?

– Нет. У меня проблем не возникало ни с руководством Витебского филиала РУП «Белаэронавигация», ни с Департаментом по авиации в Минске. Наоборот, должностные лица в силу своей компетенции помогали мне решать те или иные вопросы. Другое дело, что мы с Городновым решали разные задачи. Он занимался согласованием бизнес-плана и генерального плана инвестиционного проекта и, видимо, не получил ожидаемых результатов. Учитывая, что первой компанией, созданной Павлом Городновым в Витебске, была компания «Витавиа ойл», он первоочередное значение уделял заправке самолетов. Он хотел иметь в Витебске прежде всего заправочный комплекс. У него был даже проект строительства от станции Заболотинка до аэропорта железнодорожной ветки для доставки топлива. Не могу на все сто процентов утверждать, но когда Городнов не получил в сфере нефтебизнеса того, чего хотел, весь проект стал для него малоинтересен.

– Когда вы поняли, что проект создания авиакомпании в Витебске безнадежен?

– 1 октября я звоню Павлу Андреевичу и сообщаю, что люди вышли на работу. Уточняю задачи, интересуюсь перспективой выплаты денег. В ответ звучат невнятные обещания, за которыми ничего не просматривается. 2 октября я пишу заявление об увольнении. Летчики и другие работники сделали это еще раньше. Как-никак у меня еще есть военная пенсия, а молодые люди остались без средств к существованию. Им жить надо. Сейчас из персонала компании в Витебске остался только руководитель управляющей компании «Витавиа групп» Сергей Лисенков. Его задача – привести эту эпопею к какому-то логическому финалу – либо ликвидировать компанию, либо воссоздать заново.

– А последнее возможно?

– Да. Но с другим инвестором. Лично я не верю, что Павел Городнов где-то найдет деньги, чтобы продолжать осуществлять проект. По моим данным, денег у него нет. В Чехии у него проблемы даже с собственным офисом. Лично на меня он производит впечатление Остапа Бендера XXI века, который в белых штанах разъезжает по различным городам и весям, предлагает превратить их в Нью-Васюки, а местные чиновники радуются, как малые дети, что их пришел озолотить респектабельный инвестор из Чехии.

Пафосными обещаниями закончилось его финансовое участие в строительстве памятного знака авиаторам 339-го военно-транспортного полка. Беспардонно обещал несколько месяцев кредитование жилищного строительства одного из пилотов, хотя это было одним из условий приема летного состава на работу в компанию. Следовало бы задать простой вопрос: что делали наши компетентные органы, когда такой красавец приехал в Беларусь с инвестиционным проектом? Мне думается, прежде чем подписывать договор со стороны властей, следовало бы проверить, насколько состоятелен инвестор, что он из себя представляет.

Геннадий Закржевский

Рубрики: Авиа

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах