https://www.traditionrolex.com/8
<p>Поводов для посещения музея «Оливария» на самом деле немало: он расположен в центре города, в здании XIX века, современное производство встроено в подлинную, историческую площадку, где пиво варят с 1864 года, и все это можно увидеть непосредственно в работе. Плюс узнать о том, как выбрать пиво, с какими продуктами его лучше сочетать. И конечно, продегустировать несколько сортов.</p>

Поводов для посещения музея «Оливария» на самом деле немало: он расположен в центре города, в здании XIX века, современное производство встроено в подлинную, историческую площадку, где пиво варят с 1864 года, и все это можно увидеть непосредственно в работе. Плюс узнать о том, как выбрать пиво, с какими продуктами его лучше сочетать. И конечно, продегустировать несколько сортов.

А совсем недавно «Оливария» начала выпускать пиво Holsten, поскольку белорусский пивзавод входит в состав Carlsberg Group, и ему доверено ответственное производство, как предприятию, многократно подтвердившему высокое качество всей своей продукции.

О том, как работает корпоративный музей «Пивзавода «Оливария», мы говорим с ведущим специалистом по корпоративным коммуникациям Аллой Мочаловой.

- Наш Музей создавался с просветительской целью, а не как коммерческий проект, и открылся в марте 2012 года. Этот шаг позволил нам рассказать об истории пивоварения, истории самого завода, одного из первых белорусских предприятий отрасли. И конечно, дать возможность посетителям продегустировать пиво, узнать, как определить его качество, правильно подать, какие сорта с какими закусками сочетаются лучше.

1

DSC02281

Здание музея находится под охраной государства - это памятник промышленной архитектуры XIX века, поэтому все, что мы делаем, включая покраску стен, происходит при согласовании с министерством культуры.

Кроме демонстрационного зала, посетители вместе с экскурсоводом проходят по историческому маршруту, где можно увидеть музейные экспонаты и архивные документы завода, а затем знакомятся с современным производством. По санитарно-гигиеническим соображениям не все участки открыты для доступа - ограничения существуют потому, что производство у нас размещено очень компактно, на той территории, которая принадлежала заводу с XIX века.

DSC02215

DSC02214

Для дегустации мы предлагаем гостям 4 сорта пива – «золотое», «экстра», «белое золото» и «портер». Это не произвольный выбор: гости должны почувствовать очевидную разницу вкусов и ароматов. Поэтому для оценки отобран один популярный сорт (в среднем ценовом сегменте), два специальных сорта – не фильтрованное пиво с ингредиентами, помимо традиционных, например, с кукурузной крупкой. И четвертый сорт «портер» – темное пиво.

2012-04-14_q3_0326

2012-04-14_q3_0328

Вы научитесь оценивать прозрачность, цвет, высоту пивной шапки, скорость движения пузырьков – интересных нюансов очень много. Разве можно не заметить рубиновый оттенок «портера»? Это все очень увлекательно и всегда нравится нашим гостям.

2012-04-14_q3_0283

В демонстрационном зале музея установлено «Колесо ароматов» – наша гордость, стенд, уникальный для стран СНГ, потому что такого на пивзаводах постсоветского пространства больше нет. Но поскольку «Оливария» с 2008 года работает в Carlsberg Group, у нас есть доступ к информации и достижениям мирового бренда. Таким образом, «Колесо ароматов» есть на заводе в Дании, и у нас тоже есть. Идея состоит в том, что, выбирая из 14 распространенных ароматов, вы отмечаете в «Пивной карте» наиболее приятные лично вам, а затем узнаете, в каком сорте пива он встречается. В Карте перечислены все сорта, их ароматы и другие характеристики. Иногда нас спрашивают: неужели карамель или ваниль добавляют в пиво? Нет, не добавляют! Самое интересное, что все эти ароматы – роза, кориандр, миндаль, шоколад, поджаренный хлеб, - не добавки, это результат сложных процессов созревания, брожения.

DSC02218

Конечно, мы предлагаем вам оценить концентрат аромата, в напитке он не будет выражен так ярко. Но профессиональный дегустатор может по аромату определить качество пива, иногда пиво для этого можно даже не пробовать.

Экскурсии проводит директор музея Надежда Михайловна Котова – человек-энциклопедия пива, в прошлом главный пивовар «Оливарии». Она знает все о сортах, технологиях, ингредиентах, ароматах пива, и очень интересно об этом рассказывает.

Число людей в экскурсионной группе ограничено – опять же из-за площади завода. Максимум - 30 человек, мы делим группу на 2 потока, и с небольшим интервалом они проходят весь маршрут.

По выходным музей посещают, в основном, семьи, небольшие компании по 4 – 6 человек. С марта этого года у нас в гостях побывали 1041 человек.

Записаться на экскурсию нужно заранее по телефону, как правило, мы проводим их в 12. 00, 15. 00, 17. 00 и 19. 00. Есть возможность записаться и на нашем сайте – хорошо, если за 1 день до экскурсии. Это современный инструмент для работы, многим проще заполнить и отправить заявку, чем звонить. Мы чувствуем, что музей востребован, но могли бы принимать гораздо больше людей – так что поле для развития у нас есть. Многие минчане знают, что по этому адресу есть интересное, старинное здание, но не подозревают, что это музей «Оливарии».

Даже услышав подробный рассказ о пивзаводе, невозможно удержаться от посещения той самой исторической площадки, на которой начиналась «Оливария». Она действительно очень небольшая – это одновременно и подлинная ценность, и серьезный вызов: чтобы разместить здесь современное оборудование пришлось снимать крышу, а работать в тех же границах, что и в XIX веке, разумеется, очень сложно.

DSC02231

По всей стране, в архивах и музеях, велась кропотливая работа, в результате которой были собраны уникальные артефакты и документы.

Многих удивляет тот факт, что пивоварню основалa женщина – минская мещанка Рохля Фрумкина - потому что в Европе пивоварение было мужским делом. Тем не менее, ее обращение к губернским властям за разрешением на постройку и подробный план сохранились. Кроме старинного документа, внимание привлекают брутального вида жернова для дробления солода, иногда любопытные гости пробуют их в действии, и они до сих пор в рабочем состоянии! А солод «до» и «после» представлен рядом с жерновами. Нашли их где-то в другом месте, но XIX век - настоящий, и у Рохли наверняка работало нечто подобное.

DSC02258

Предприимчивая дама управляла предприятием около 20 лет, и в архивных документах прослеживается судебная тяжба, разгоревшаяся после ее смерти в борьбе за наследство. После сыновей Арона и Неваха, которые вскоре разорились, пивоварню выставили на публичные торги, и ее новым владельцем стал градоначальник Минска граф Карл Чапский (1893). Производству опять повезло - на деятельного человека из легендарной семьи Чапских, оставивших свой след на многих страницах истории Беларуси. И хотя он управлял пивоварней всего несколько лет, это были годы своего рода промышленной революции. Если при Фрумкиной это была еще мануфактура, то теперь она приблизилось к заводу в современном понимании этого слова. Был построен новый каменный корпус и трубопровод, соединивший его с деревянным зданием Фрумкиной, проведено электричество, установлен паровой котел. Завод получил название «Богемия» (отвлекаясь, напомню, что девиз графа Чапского гласит: «Жизнь Отчизне, честь никому»).

В 1899 году владельцами пивзавода стали братья Леккерт. И об этих годах подробно рассказывает экспозиция – какая все-таки удача, что все эти фирменные бланки, бутылки, награды, этикетки сохранились до нашего времени! Гравюры, иллюстрирующие процессы обжарки солода и брожения пива, фрагменты кладки старых стен, даже оконные проемы, каких сейчас не делают, не только возвращают нас в историю, но и создают атмосферу причастности к далеким событиям. Уже в 2000-е годы подтвердили свой класс и точность ковшовые весы и вальцовая мельница – из XIX века они буквально шагнули в XXI.

Любопытно познакомиться и с советским периодом в жизни национализированного пивзавода, который получил новое название «Беларусь». Кстати, кроме пива, до войны он выпускал фруктовые воды, морс, бражку и квас.

Работал завод и во время войны: пиво нравилось немцам и варилось практически беспрерывно. И только тара была непривычной для оккупантов: свои бутылки по 0, 33 л они эшелонами привозили в Минск. Надпись на фасаде – название завода на немецком языке – реставраторы решили сохранить как историческое свидетельство, но законсервировать.

Интересно, что на пивзаводе работали подпольщики: подсыпали мышьяк, распространяли листовки, но группа была раскрыта, и они погибли. Только в 1981 году их сопротивление признала официальная историография и на заводе появилась мемориальная доска, а в экспозиции - фотографии рабочих по фамилии Сенкевич и членов их семей.

Экскурсия продолжается: документы и фотографии, старые и новые цеха, автоматизированные процессы… Из окна видна панорама завода, уголок старого/нового Минска, и это активный, работающий «уголок» города, которого больше нет. Современная наша столица застроена бетоном и стеклом, и даже шумит по-другому, что уж говорить о лояльности к простому горожанину, которая так очевидна в старых кварталах.

DSC02292

А после всех размышлений, как комфортно в дегустационном зале пробовать пиво – напиток со своей культурой и историей, с традициями, новыми брендами и стабильно высоким качеством.

https://www.traditionrolex.com/8