https://www.traditionrolex.com/8
<p>Группа белорусов Подляшья, живущих в Бельске-Подляском, приглашала знакомых брестчан присоединиться к паломничеству в село Бельск на Кобринщине. </p>
Из Bielska в Бельск проложили паломнический маршрут белорусы Подляшья, сообщает «Вечерний Брест».

Если вы внимательно рассматривали географическую карту белорусско-польского пограничья, то, конечно же, заметили: у некоторых наших населенных пунктов есть тезки на сопредельной стороне. У нас – Дрогичин, у них – Drohiczyn. У нас – Влодава, на той стороне – тоже W?odawa. У нас – село Бельск на Кобринщине, у них – город Bielsk Podlaski…

Поудивлявшись (мол, чего в этом мире только не бывает!), мы сворачиваем «мапу», и на этом наш первооткрывательский азарт гаснет. Но, к счастью, есть люди, для которых такие совпадения служат импульсом к поиску или действию. И тогда разворачиваются интересные события…

Подножка на старте

Для меня все началось со звонка Ларисы Быцко, заведующей отделом традиционной культуры областного общественно-культурного центра. Группа белорусов Подляшья, живущих в Бельске-Подляском, приглашала знакомых брестчан присоединиться к паломничеству в село Бельск на Кобринщине. Путешествие из Бельска в Бельск – улавливаете изюминку?

Такая идея могла родиться в голове только одного человека – директора Музея малой отчизны в Студиводах (РП) Дорофея Фионика. Этот историк, этнограф, фольклорист из Бельска-Подляского перезнакомил между собой такое количество полешуков и подляшцев, стольким людям вернул ощущение родовой памяти, что не поддержать его инициативу было невозможно. Вместе с ним в путь отправились его мама пани Юлия, сестра Анна, младший сынишка Илья, этнограф Томаш Сулима, активист культурных проектов белорусского меньшинства в Польше Владимир Веселовский и староста православного прихода в с. Видово около Бельска-Подляского Михаил Веремеюк.

Подляшцы дорогу в Бельск уже знали. Они наведывались сюда во время фольклорно-этнографической экспедиции по Кобринщине, отбирали здесь участников для подляшско-полесского фольклорного фестиваля, что проходит на польской стороне, и совсем недавно побывали здесь с концертом. А посланцы деревни в лице заведующего Домом культуры Петра Козыни и худрука Светланы Зарубы познакомились с Бельском-Подляским во время участия в вышеупомянутых фестивалях. Назрела потребность закрепить эти контакты на более высоком уровне. И повод предоставился: 15 ноября в селе Бельск праздновали 5-летие со дня основания Свято-Ильинской церкви.

1

Посланцы Бельска-Подляского не могли не сняться возле указателя с таким родным названием

Фото Людмилы Бунеевой

Из святоотеческих писаний известно: всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение. Для подляшских паломников оно вылилось в 5-часовое томление на погранпереходе. Перед ними образовался затор в 44 автомобиля с белорусскими номерами. Все автомобили под завязку были набиты товаром, а их пассажиры без устали бегали оформлять «ваты». Паломники пробовали объяснить пограничникам, что едут в Беларусь с особой миссией, что в салоне одной из машин находятся ребенок и женщина почтенного возраста. Но «стражи граничные» были неумолимы. Если бы наши друзья отказались от поездки и вернулись домой, никто бы их не упрекнул. Но они все претерпели.

Итак, с большим трудом добравшись до Бреста и поспав лишь три часа, они взяли на борт нас и в густом тумане двинулись на Кобрин.

Благословение на дружбу

Естественно, на Божественную литургию паломники опоздали и торжественной встречи епископа с гостями в священном сане не видели. О ней напоминала лишь выложенная цветами дорожка от ворот в храм. В церкви яблоку негде было упасть, и казалось, до подляшцев никому нет дела. Но, когда ступили в притвор, откуда ни возьмись появились хлеб-соль на рушнике и зазвучали теплые слова приветствия. Мама Дорофея Фионика была настолько тронута, что расплакалась и бросилась целовать женщину с караваем. А мы с Ларисой Быцко порадовались. Пани Юлия – добрый ангел подляшско-полесских фестивалей, которые проводит в Бельске-Подляском ее сын. Вкус испеченных ею пирогов и пирожков до сих пор помнят многие гости из Беларуси. Этот каравай – лишь малая толика благодарности, которую она заслужила.

После архиерейской службы, отличавшейся особой торжественностью, епископ Брестский и Кобринский Иоанн приступил к награждению благотворителей и активных прихожан. «Аксиа!» («Достойна!») звучало в адрес женщин, и «Аксиос!» («Достоин!») – в адрес мужчин. А потом прихожанам были представлены посланцы Бельска-Подляского. Владимир Веселовский и 8-летний Илюша Фионик вынесли на солею большого размера копию древнего образа Пресвятой Богородицы, который находится в бельскоподляской Пречистенской церкви. «Пусть бельская икона Божией Матери охраняет и вас!» – сказал Дорофей Фионик. Настоятель храма протоиерей о. Михаил Заруба с благодарностью принял этот дар, а владыка Иоанн трижды воздвиг его над головой, осеняя им паству.

Не правда ли, впечатляющий момент: в Бельск прибыла бельская чудотворная!

Тема духовной связи двух населенных пунктов получила свое продолжение во время праздничной трапезы. Дорофей Фионик преподнес в дар владыке новое исследование подляшского священника и историка Григория Сосны «Иерархия и клир православной церкви в границах II Речи Посполитой и послевоенной Польши в XIX–XXI веках», а также современное переиздание написанной в середине ХIХ века монографии Юзефа Ярошевича «Город Бельск». Епископ благословил на духовную дружбу православных двух Бельсков.

«Ой, там на горэ, ой, там на крутэй…» – зазвучала песня в исполнении гостей из Польши, а сидящая рядом со мной Светлана Заруба поведала, что эту песню поют и на Кобринщине. Слова если и отличаются, то самую малость. Затем Дорофей Фионик обратился к настоятелю Свято-Ильинской церкви о. Михаилу Зарубе с приглашением нанести ответный визит.

Топонимы-тезки: взгляд с Урала

В этот момент подумалось: как жаль, что среди гостей нет Александра Козинского! В 2009 году в журнале «Гiстарычная брама» была опубликована его гипотеза на тему, как могли появиться в белорусско-польском пограничье топонимы-тезки. Это явление автор связывает с походом Ярослава Мудрого на ятвягов в 1038 году. Киевский князь, двигаясь на запад с личной дружиной и значительными вспомогательными ополчениями, возводил на завоеванных землях крепости, в которых оставлял гарнизоны. Одним из таких гарнизонов мог стать, скажем, отряд из Бельска. Новому поселению бельские ополченцы могли дать название родного места с уточнением: «Подляшский». Сходным образом могли появиться в Подляшье Дрогичин и Гайновка. Это позволяет Александру Козинскому сделать такой вывод: село Бельск по отношению к городу Бельск-Подляский является метрополией, прародиной. Так же соотносятся между собой Дрогичин и Drohiczyn, Гайковка и Hajnówka. Впрочем, прочтите это сами здесь.

Не меньше, чем гипотеза, впечатляет биография автора. Александр Козинский живет на Урале. «Челябинским человеком эпохи Возрождения» назвали его местные журналисты. Таким образом они, во-первых, обыграли факт его активного участия в общественном социально-правовом движении «За возрождение Урала», а во-вторых, указали на широкий диапазон самореализации этой личности. И действительно, его разносторонняя одаренность не может не впечатлять: инженер-металлург, кандидат экономических наук, историк, писатель, публицист, философ. А интерес к Бельску вызван тем, что отсюда родом его дед. Кстати, идею написать статью о Бельске ему подал белорусский лингвист и историк Федор Климчук. Он же ее редактировал и внес существенные поправки.

И после этого как не сообщить Александру Владимировичу о встречном движении двух Бельсков? О том, что, не зная о существовании его гипотезы, организаторы паломничества действовали, словно вдохновясь ею? Благодаря редактору «Гiстарычнай брамы» Александру Ильину удалось связаться с челябинским исследователем. Ответ не заставил себя ждать. А в нем – сведения, которые можно смело назвать настоящим подарком селу Бельску. Но это уже другая история и отдельная статья.

Александр Владимирович Козинский любезно согласился ответить на вопросы «Вечерки»

– Как потомок бельских Козинских оказался в Челябинске?

– Фамилия моего деда Алексея Артемьевича Козинского при его рождении была Козыня. В возрасте, как я думаю, 15 лет он ее слегка «облагородил». Произошло это в 1915 году, когда он добровольцем вступил в 330-й Златоустовский полк российской армии, стоявший под Пинском. Как я прочел в его личном деле, он вывел в расположение полка трех попавших в окружение солдат этого полка и остался в нем в должности телефониста. (Златоуст – город в нынешней Челябинской области, в 120 км от самого Челябинска). После демобилизации в 1917 году дед некоторое время мыкался в поисках работы. Один из бывших однополчан пригласил его ехать с ним в Сибирь, быть может, в Челябинск. Здесь дед и осел на всю оставшуюся жизнь. На первых порах работал в городской больнице санитаром и писарем. Женился в возрасте 18 лет на девушке из семьи состоятельных мукомолов, крещеных калмыков. В 1919 году был мобилизован в армию Колчака, но в Гражданской войне участвовать не хотел и дезертировал, как и очень многие уральцы и сибиряки. Зато когда началась война с поляками, опять добровольно пошел в армию. На этот раз – в Красную, несмотря на обнаружившийся тромбофлебит, заработанный в болотах под Пинском. Прослужил в РККА до 1923 года писарем (по состоянию здоровья). После второй в своей жизни демобилизации некоторое время работал в милиции, а также на разных других должностях, дольше всего – бухгалтером на кожзаводе. Поступил в институт инженеров сельского хозяйства. По его окончании работал начальником отдела в областном управлении сельского хозяйства, хотя был беспартийным. В 1959 году умер от тромбофлебита, отказавшись от операции. У него было три сына. Младший, Владимир, стал моим отцом. А я оказался единственным потомком моего деда по мужской линии.

– Бывали ли вы на родине предков? Остался ли кто-нибудь из вашей родни на Кобринщине?

– К сожалению, никогда на родине предков не бывал. Собственно, до недавнего времени имел о ней достаточно смутное представление. На единственно доступных в мое время советских картах Беларуси масштабом 6 км деревню Бельск найти было нельзя. К тому же не было уверенности, что моя мать правильно записала со слов деда название деревни. (Когда он умер, мне было всего пять лет). Только интернет, который стал по-настоящему доступен для меня лет пять назад, позволил получить первые достоверные сведения о прародине. Через интернет я свел близкое знакомство с председателем западнополесского научно-краеведческого общества «Загородье» Федором Даниловичем Климчуком. Он и его ученик Юрий Борисюк помогли отыскать первого моего полесского родича – Петра Козыню, заведующего бельским Домом культуры. В Кобрине живет еще целая семья Козыней, с которыми у меня была небольшая переписка.

Недавно мне написал письмо еще один родич – Денис Владимирович Мазилюк, анестезиолог отделения реанимации Брестской областной больницы. Он тоже производил исследования своей родословной. Обещал мне составить «родословное древо», но, видимо, это не так уж просто. Через Дениса удалось выяснить, что Козыни являются не только земляками, но и родичами капитана I ранга Российского флота Михея Ковальчука-Прейма, уроженца деревни Бельск.

Это человек удивительной судьбы. В 1904 году он был в числе нижних чинов на броненосце «Петропавловск». Корабль подорвался на японской мине: погиб почти весь экипаж, включая адмирала Макарова и художника-баталиста Верещагина. В живых осталось лишь 80 человек, в том числе и Михей Ковальчук. Военно-морская карьера, которую он совершил потом, невероятна для выходца из простых крестьян «сухопутной» Гродненской губернии. Став дворянином, капитан Ковальчук не порвал связи с родиной. В Бельске у него было поместье. А мой дед писал в автобиографии, что занимался в каком-то помещичьем хозяйстве на работах по землеустройству. Вероятно, капитан Ковальчук стал для моего деда и примером в жизни.

У моего деда было два брата. К сожалению, их имена в семейном предании так и остались неизвестными. После Великой Отечественной войны дед посещал старшего брата, который переехал в Казахстан (он тоже сменил фамилию и стал писаться Козинчук). Младший, любимый брат моего деда каким-то образом погиб на родине, возможно, был казнен немцами.

– Как и в каком возрасте возник у вас интерес к истории нашего региона? Что в ней вызывает особенный «исследовательский зуд»?

– Интерес к прародине у меня был давно. Но, как я уже писал выше, реализовать его было непросто. Вообще люблю такой предмет, как история. И хотя я получил техническое образование, имею «горячий стаж» металлурга, но в юности мечтал пойти на исторический факультет. Теперь я на пенсии – историк-любитель. У меня есть не только три публикации на сайте «Загородье» и в «Гiстарычнай браме». На сайте almanacwhf.ru есть еще несколько работ на самые разные злободневные научно-исторические темы. Кстати, из-за статьи «Грюнвальдская битва: по следам Длугоша» (опубликована впервые на сайте «Загородье», на одном из форумов, посвященных празднованию 600-летия этой битвы) меня сочли белорусским историком и притом «адекватным» (то есть объективным). Было лестно это читать. Однако особый интерес испытываю к истории древних славян. Сейчас пишу книгу «Кельтские корни славянских народов».

– Со времени публикации вашего исследования в «Гiстарычнай браме» прошло три года. Может быть, появилась какая-то новая информация в подтверждение вашей версии?

– Признаться, после публикации материала о Бельске я почти не возвращался к этой теме. Единственное дополнение, которое мог бы внести в статью, относится к селу Гайковка. Я считаю его такой же метрополией подляшского города Гайновка, как село Бельск – метрополией города Бельск-Подляский. Из списков литовского войска начала XVI века мне удалось выяснить, что на Брестчине существовал многочисленный шляхетский род Гайко. Очевидно, Гайковка была так называемым шляхетским застенком (укрепленным селением) этого рода. Это подтверждает мою гипотезу о былом наличии в Гайковке крепости (такой же, как в Бельске).

Людмила Бунеева

https://www.traditionrolex.com/8