Какие вопросы вызывает работа Брестской таможни?

06.12.2012 - Новости

Какие вопросы вызывает работа Брестской таможни?

В последнее время работа Брестской таможни вызывает у сограждан много вопросов. Мало того, что они вынуждены подолгу выстаивать в очередях на погранпереходах, так при подходе к цели их ждут малоприятные сюрпризы

В последнее время работа Брестской таможни вызывает у сограждан много вопросов. Мало того, что они вынуждены подолгу выстаивать в очередях на погранпереходах, так при подходе к цели их ждут малоприятные сюрпризы, сообщает «Брестский курьер».

 Этот материал задумывался еще в начале октября, но  с каждым днем появлялись все новые и новые детали. В итоге автор был вынужден отправлять таможенникам официальные запросы, которые рассматривались, как обычные обращения, в 15-дневный срок. Впрочем, ожидание стало нормой для тех, кто пересекает белорусскую границу и возвращается обратно.

 Кому закон писан?

Не секрет, что в последние месяцы увеличилось количество людей, которые ездят в соседнюю Польшу на поезде Брест–Тересполь. Причины? Все те же бесконечные очереди на погранпереходах и невозможность  часто выезжать за пределы Таможенного союза на собственном авто. Это предусмотрено постановлением Совмина РБ от 18 ноября 2011 года. Не будем дискутировать по поводу соответствия данного постановления Конституции РБ. Согласно ее 30-й статье, гражданам Республики Беларусь гарантируется право свободно  покидать страну  и беспрепятственно возвращаться обратно. К тому же данное право подтверждено ст. 3 Закона «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь» (в редакции Закона от 29.12.2009 № 72-З): «Каждый гражданин имеет право выезжать из Республики Беларусь и въезжать в Республику Беларусь. Гражданин не может быть лишен права на выезд из Республики Беларусь и права на въезд в Республику Беларусь.

Но как бы там ни было, по упомянутой выше правительственной «бумаге» мы живем уже год. Конечно, можно задекларировать топливо и ездить в Польшу на своей машине чаще, но и это процедура непростая, требующая времени и денег. А можно  ездить на газовой заправке. Но с 1 ноября таможня взялась и за таких автовладельцев, о чем ниже.

 Сдали в архив систему двойного коридора

Пока же поговорим о том, что раз такая ситуация сложилась на автомобильных переходах, почему бы не создать условия на железнодорожных? Напомню, что летом нынешнего года, во время проведения финальной части чемпионата Европы по футболу, в железнодорожном пункте пропуска таможенного оформления «Брест–Тересполь» на белорусско-польской границе была введена в эксплуатацию система двойного коридора. Как тогда отмечали сами таможенники в заявлениях для СМИ,  «использование системы двух коридоров в тестовом режиме показало, что она позволяет в два раза сократить время таможенных операций».  К тому же необходимое оборудование было закуплено Брестским отделением Белорусской железной дороги, руководство которой поддержало инициативу брестских таможенников.

Но  закончился европейский футбольный форум, и систему фактически свернули. Теперь в длинную единую очередь вынуждены выстраиваться как граждане, везущие товары, обязательные для таможенного оформления (к примеру, телевизоры или автомобильные шины), так и люди, въезжающие на территорию Таможенного союза  лишь с личными вещами.

Поэтому автор обратился с запросом в Государственный таможенный комитет РБ: «Учитывая большой поток пассажиров, пересекающих границу по железной дороге, отсутствие разделения коридора  на «зеленый» и «красный» создает большие неудобства. Как  считаете, возможно ли в ближайшее время введение в эксплуатацию системы двойного коридора? Если нет, то почему?»

Мой запрос, как часто водится, был спущен вниз по инстанции,  и ответил на него зам. начальника  Брестской таможни Андрей Ковальчук.  В частности, в ответе говорится: данная система применятся для лиц, следующих на выезд из Таможенного союза, и в отношении лиц, следующих за границу в составе организованных факультативных поездок. Также было отмечено, что система «красного» и «зеленого» коридоров во всех остальных случаях не применятся. И ни слова о том,  будет ли применяться в будущем, как это было минувшим летом во время футбольного чемпионата.

Из официального ответа следует, что фактически таможенники никак не планируют решать проблему большинства граждан, которым  по-прежнему приходится маяться в очередях на границе. И это странно, ведь оборудование было закуплено, а система была, использовалась и показала свою эффективность. В чьих же  интересах работает таможенная служба РБ?          

 Предъявите чек…

Порой конфликтные ситуации возникают из-за того, что на границе наших сограждан  обязывают предъявлять  чеки или «ваты» на  товар, купленный за кордоном.  Поэтому наш новый  вопрос, адресованный  в Таможенный комитет,  выглядел так:  «При проведении  контроля на въезде в Беларусь таможенные инспекторы требуют у граждан чеки либо «ваты» на  товар, ввозимый для личного пользования. Обязаны ли граждане предоставлять требуемые документы, и если да, то на каком основании?»

Тот же А. Ковальчук ответил следующим образом: «Правовые нормы, касающиеся предоставления документов при таможенном декларировании товаров для личного пользования, установлены статьей 356 Таможенного кодекса Таможенного союза.  В соответствии   с пунктом 1 указанной статьи,  подача пассажирских таможенных деклараций должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в них сведения. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования».     

По большому счету, таможенный орган, возможно, и прав, но еще год назад было вполне достаточно внести в декларацию стоимость товаров без всяких на то подтверждений. Нынче же такой вариант «не прокатывает». Складывается  ощущение, что государство еще больше вмешивается в частную жизнь и  залезает в карман граждан. Чисто формально человек вполне может не брать в магазине чеки и не оформлять tax-free.  Ту же вещь можно получить, к примеру, в подарок.  И как в таком случае оправдываться перед таможенниками?  В общем, ситуация выглядит не вполне нормально…

 Шины для машины

Хотя бывают вещи, которые просто шокируют. Брестчанин Алексей 31 октября возвращался домой из Польши, где купил две автомобильных шины. Отстоял  шестичасовую очередь, приехал на «красный» канал на пункте пограничного пропуска «Брест». Каково же было его удивление, когда таможенный инспектор потребовал указать в таможенной декларации марку и государственный номер автомобиля, на который будут установлены эти шины.

«На каком основании я должен это делать?» – спросил Алексей. – «Эта норма действует с 1 октября», – ответил  инспектор. – «Какой именно закон, предъявите его», – не унимался Алексей. – «Это наши внутренние документы, и я не буду вам ничего показывать, либо вносите номер и марку машины в декларацию, либо сейчас поедете назад».  У Алексея не было  времени доказывать свою правоту, и он переписал в декларацию номер и марку собственной машины, хотя данные шины для установки на его авто были не пригодны.

Как оказалось, тот случай был не единственный, в чем автор убедился, поговорив с десятком людей, которые были вынуждены подчиниться этим требованиям таможни.

Между тем  на сайте Государственного таможенного комитета четко сказано: «Пневматические резиновые шины, предназначенные для транспортных средств, являются предметами длительного пользования сезонного назначения (подразделяются на летние и зимние шины). В этой связи с учетом применения системы управления рисками, физическое лицо может ввезти на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования в течение календарного года  4 шт. летних и (или) 4 шт. зимних шин на одно транспортное средство».

Ключевые слова – может ввезти 4 летних и 4 зимних шины. Так что таможенного инспектора совершенно не должно волновать, как эти шины будут использоваться гражданином, его дело просто  задекларировать товар.

Кстати, после звонка Алексея  в редакцию «БК» мы  обратились в пресс-службу Государственного таможенного комитета РБ и кратко описали ситуацию. Нам ответили: дескать, ваш читатель что-то перепутал, нельзя внести в декларацию то, чего сама это декларация не предусматривает…

Тогда пришлось отправить письменный запрос в Таможенный комитет, и спустя неделю пришел ответ, подписанный тем же  А. Ковальчуком: «Для принятия решения о предназначении товара,  а также проведения таможенного контроля после выпуска товара должностные лица таможенного органа предлагают физическому лицу указать в пассажирской таможенной декларации, к какому транспортному средству осуществляется ввоз пневматических шин».

Получается,  если исходить из этого ответа: у нас таможня нынче занимается тем, что проверяет, на каких шинах ездят наши граждане. Значит, в декларацию можно внести данные, которые этой самой декларацией не предусмотрены? Между прочим, в  ответе таможни не был назван документ, на основании которого было  бы  четко понятно, что граждане обязаны вносить в декларацию номер и марку автомобиля.

Выходит, по версии таможни, слова «предлагает» и «требует» – это синонимы. Однако все люди, с которыми автор поговорил, заявляли, что это была не просьба, а категорическое требование. А с таможенным инспектором спорить сложно, ведь для многих граждан поездки в Польшу –  возможность заработка, и в следующий раз обиженный таможенный инспектор не упустит шанс показать гражданину, кто на границе хозяин. Причем сделает это вполне законно, ведь сомнительно, что люди,  попадающие в подобные ситуации, возвращаются домой, соблюдая все требования таможенного законодательства.

 «Газовый» сюрприз

Но наступил ноябрь, и на таможне придумали новое ограничение. От имени начальника Брестской таможни вышел новый приказ (так по крайней мере таможенники говорили гражданам. Хотя в таможенной пресс-службе его успели опровергнуть). На этот раз таможня взялась за граждан, которые ездят в Польшу на машинах на газу. Ведь на них правило выезда раз в восемь дней не распространялось. Несправедливо – решили на таможне, и начали разворачивать такие машины, не допуская их выезд за границу.

Все  просто – таможенник просит  представить визуальные доказательства того, что в баке нет топлива, поясняя, что у самой таможни нет специального оборудования для подобных действий.  А раз так: давай, гражданин, до свидания.

В итоге вышел массовый возврат автомобилей, которые таможенники не выпустили с территории Беларуси. Десятки граждан недоумевали, почему приказ таможни выше Конституции РБ и постановления Совета Министров РБ. Может пора, дорогие господа таможенники, начать работать  в интересах граждан? Они ведь  с тревогой ожидают, какой «подарок» преподнесет им таможня  к 1 января нового года…    

Алесь ЛЕВЧУК      

Рубрики: Таможня

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах